«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (93), май 2014
Главная тема

Главная тема 

«Если на форуме нет жёстких дискуссий, — это болото»

В апреле на Дальнем Востоке состоялся Первый Нерюнгринский бизнес-форум «Южная Якутия. Стратегия на опережение. Инвестиции в будущее». И это был действительно крайне интересный и полезный бизнес-диалог. Участники которого не только продвигали свои идеи, но и принимали конкретные решения, касающиеся моделей развития дальневосточной территории. Какие задачи решались в рамках НБФ-2014? И что осталось «за рамками» форума? На вопросы нашего корреспондента ответил глава Нерюнгринского района Якутии Андрей ФИТИСОВ

Две программы

— Андрей Владимирович, на Нерюнгринском бизнес-форуме обсуждалось множество важных проблем. Но для тех, кто так или иначе посвящён в политические процессы, было очевидно: здесь обсуждались две программы развития Дальнего Востока — документ, подготовленный группой экс-президента Якутии, вице-спикера Совета Федерации РФ Вячеслава ШТЫРОВА, и предложения Минвостокразвития. Можно ли сказать, что речь шла, в числе прочего, и о лоббизме, скажем так, штыровского законопроекта о Дальнем Востоке и Забайкальском крае?

— Я не стал бы говорить о каком-то лоббизме в чистом виде. Всё-таки форум — это, прежде всего, дискуссия, на которой высказываются самые разные точки зрения на тот или иной вопрос. И если вы заметили, именно на НБФ-2014 споры о путях развития Дальнего Востока были довольно острыми.

   Что же касается вариантов будущего закона, то поймите правильно — мы не против тех же территорий опережающего развития (ТОР), на которых делает акцент Минвостокразвития. Тем более что первый в нашей республике ТОР планируется создать как раз в Нерюнгринском районе. Но минус этой идеи состоит в том, что она не обсуждалась на конкретных площадках, в том числе в регионах и муниципалитетах. Она не прошла серьёзных обсуждений как раз там, где и могут быть созданы ТОРы. Это пока в чистом виде теория.

— А почему теория? Например, заместитель руководителя Департамента особых экономических зон, проектов развития моногородов Минэкономразвития РФ Ольга ШИЛКИНА непосредственно на форуме отметила — идея-то как раз обкатана и может быть применена в нашем регионе...

— Надеюсь, вы сами понимаете — далеко не всё то, что «обкатано» в европейской части страны, подходит для Дальнего Востока, с его уникальными климатическими, экономическими, логистическими и даже национальными условиями. Это очевидный момент. Тем более что попытки создать на Дальнем Востоке территории с особым статусом (те же ОЭЗ, например) успехом не увенчались.

   Вы, наверное, заметили, президент Якутии Егор БОРИСОВ (в настоящее время исполняющий обязанности президента РС (Я).— Ред.) на открытии форума спросил у представителей федеральных властей: а принесла ли хоть одну инвестиционную копейку та же портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) в Советской Гавани? Не принесла. И вряд ли может принести, поскольку тут нужен комплексный подход к развитию региона. И именно такая комплексная модель, на наш взгляд, отражена в законопроекте, подготовленном рабочей группой Вячеслава ШТЫРОВА. Не случайно этот документ имеет ещё и неофициальное название закона о «северах». В нём учтена как раз северная специфика, присущая многим территориям Дальнего Востока.

Тщательный подход

— Вы поддерживаете идею налоговых льгот на Дальнем Востоке?

— А я бы не сказал, что всем без исключения участникам рынка нужно предоставлять льготы. Тут необходимо всё максимально тщательно просчитывать, на основе элементарного районирования, то есть с учётом специфики не только сугубо производственной, но и территориальной. Другое дело, что идея предоставлять льготы только «не сырьевым» компаниям нас, конечно, не устраивает. У нас подавляющее большинство промышленных структур завязано на сырьевую экономику.

   Но это вовсе не означает, что у них нет проблем. Скорее наоборот, проблем у них более, чем достаточно. И самое главное заключается в том, что именно такие компании являются фундаментом нашей экономики. На них завязан, фактически, весь малый и средний местный бизнес, от строительного до торгового. Так что система льгот должна быть однозначно проработана.

— Как вы считаете, каким требованиям должен соответствовать закон о Дальнем Востоке, чтобы он принёс реальную пользу нашей территории?

— При всей разнородности мнений, тут должен присутствовать главный аспект — чёткое совпадение интересов государства, регионов и муниципалитетов. Только так и никак иначе. В противном случае мы получим очередной перекошенный нормативный акт, который будет лишь мешать нормальному развитию и вообще нормальной работе.

— А такое единство взглядов в принципе возможно?

— Что значит возможно? Оно уже присутствует, поскольку и федеральные, и региональные, и муниципальные руководители, а также представители бизнеса заинтересованы в богатом и процветающем Дальнем Востоке. Думаю, это достаточно ярко проявилось на НБФ-2014, где все участники высказывали чёткие, взвешенные идеи о развитии нашего региона. Да, есть разные мнения о конкретных шагах в этом направлении. Но это как раз абсолютно нормально, ведь нам предстоит решать уникальные задачи. Вот поэтому сейчас и идёт поиск той самой «золотой середины», которая позволит руководству нашей страны сделать правильный выбор.

Что будет?

— В последнее время в СМИ звучит разная информация о ситуации в ООО «Управляющая компания «Колмар». Дескать, эта структура испытывает серьёзные трудности. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Этот вопрос, видимо, вам нужно адресовать руководству «Колмара», в частности директору этой компании Сергею ЦИВИЛЕВУ, который также принимает активное участие в работе нашего форума. Хотя, если говорить о проблемах, то у какого из угледобывающих предприятий их нет? Особенно после падения (почти в три раза) мировых цен на уголь? Для нас же принципиально важно другое — «Колмар» не только продолжит свою профильную работу, но и будет делать это параллельно в двух направлениях.

— Вы имеете в виду строительство одновременно двух горно-обогатительных комплексов — «Денисовского» и «Инаглинского»?

— Совершенно верно, ведь изначально планировалось, что на первом этапе будет введён в эксплуатацию Денисовский ГОК, а на втором — Инаглинский. Но теперь стратегия компании изменилась, и все работы будут вестись параллельно. Сами понимаете, для нашего района это также крайне интересный момент, поскольку речь идёт о проектах, в реализацию которых будут вовлекаться и местные производственные силы.

   Да и работают в «Колмаре» в основном местные жители. А это — 1 тысяча 400 человек, для которых были внедрены специальные обучающие программы. Так что мы получили не просто рабочие места, но и квалифицированных специалистов. Для промышленной территории это весьма значимый показатель. И, думаю, этот процесс будет только наращиваться, поскольку строительство того же Денисовского ГОКа планируется завершить уже в 2016 году.

 Что же касается Инаглинского горно-обогатительного комбината, то здесь также есть повод для оптимизма, ведь правительство РС (Я), в рамках государственно-частного партнёрства, взяло на себя строительство железнодорожной ветки к будущей производственной площадке.

— А что можно сказать о деятельности ГМК «Тимир», который входит в группу ЕВРАЗ? Когда будет начато строительство Таёжного ГОКа?

— Соответствующую информацию на нашем форуме озвучил управляющий директор ГМК «Тимир» Михаил МАКАРОВ. По его словам, несмотря на существенное падение мировых цен (почти на 50 процентов) на железорудное сырье, строительные работы на Таёжном ГОКе начнутся уже в следующем году.

— Еще один вопрос — о деятельности ОАО «Корпорация развития Южной Якутии». Это — реально работающая структура?

— Да, ОАО «КРЮЯ» реально работает. И об этом довольно подробно рассказывал на форуме генеральный директор корпорации Михаил БРУК. Также стоит отметить, что именно в рамках НБФ-2014 велась системная работа по оценке производственного, экономического, финансового, кадрового и научного потенциалов целого ряда промышленных предприятий юга Якутии. В частности, особое внимание этому процессу уделили вице-президент Торгово-промышленной палаты России Дмитрий КУРОЧКИН и президент ТПП Якутии Михаил ЧЛЕНОВ.

Две стороны

— Можно ли рассчитывать, что Нерюнгринский бизнес-форум станет отправной точкой в реализации крупнейших промышленных проектов территории?

— У этой медали, на мой взгляд, есть две стороны. Во-первых, Нерюнгринский район, которому в следующем году исполнится 40 лет, и создавался в качестве промышленного центра региона. Так сложилось исторически, ведь именно у нас были сконцентрированы серьёзные запасы полезных ископаемых — в первую очередь угля и железной руды. Поэтому ещё в семидесятые годы прошлого века тут создавались не только сами промышленные площадки, но и вся инфраструктура. Энергетическая, транспортная, социальная, что также крайне важно. Так что сейчас всё тут создаётся на прочной основе.

   Ну а во-вторых, мы, конечно же, убеждены, что наш форум станет не просто «местом для дискуссий», но и основой для реализации конкретных проектов. Все возможности для этого здесь есть.

— В том числе, насколько я понимаю, и научное сопровождение проектов?

— Отчасти — да, вы правы, ведь не случайно как раз в те дни, когда мы проводили бизнес-форум, у нас был открыт ещё и свой Технопарк. Без качественной прикладной науки и свежих внедренческих решений нам не обойтись.

Проблемные моменты

 — Насколько известно, уже в ближайшее время, в рамках программы по переселению людей из ветхого и аварийного жилья, в Нерюнгринском районе начнётся активное жилищное строительство. Но ведь специфика вашей территории заключается ещё и в том, что у вас довольно много пустующего жилья на вторичном рынке. Не проще ли покупать уже существующие квартиры, чем строить новые дома?

— Этот вопрос мы уже обсуждали с руководителями нашей республики. И, действительно, пришли к выводу, что тут целесообразно внедрять схему 50 на 50, то есть половину необходимого объёма жилья мы будем строить, а половину – покупать. Но без строительства нам однозначно не обойтись, хотя бы потому, что ветхих и аварийных домов в районе довольно много. В том же посёлке Серебряный Бор соответствующий объём составляет 95 процентов. Да и вообще, строительство — это ведь не только квадратные метры, но ещё и стимулятор для производственного рынка территории. Вот только «благодаря» ФЗ-44, который, если уж говорить честно, ничем не лучше своего предшественника — ФЗ-94, руководителям муниципальных органов власти крайне сложно поддержать именно своих строителей.

— Кстати, о законах. Точнее, о ФЗ-131. В одном из интервью нашей газете ваш коллега — глава Ленского района Якутии Сергей ВЫСОКИХ сказал примерно следующее: мы не настолько богаты, чтобы содержать лишних чиновников, поэтому было бы целесообразно объединять районные и городские администрации. Пока же здесь наблюдаются следующие правовые коллизии — у одних административных структур вообще нет денег, зато есть полномочия, у других — есть собственные бюджеты, но с полномочиями как раз дело обстоит туго. Что вы думаете по этому поводу?

— А я уже по этому поводу не раз высказывался. В том числе и в вашей газете. Поэтому на этот раз ограничусь короткой ремаркой — я полностью согласен с главой Ленского района. Тем более что в России в 180 районах такое объединение уже произошло. С положительным результатом, кстати говоря. А вообще ФЗ-131 нуждается в серьёзной корректировке. За 11 лет многое изменилось. Нужно редактировать и законодательство.

Спасибо всем

— Какие федеральные и региональные структуры приняли особо активное участие в подготовке и проведении НБФ-2014? Например, мы тут общались с несколькими представителями ТПП.

— Да, руководители ТПП принимали участие не только в работе, но и в подготовке форума. За что мы им искренне признательны. Как, собственно, и руководителям сразу двух федеральных государственных структур — Минэкономразвития и Минвостокразвития. Благодаря поддержке двух этих министерств мы приобрели бесценный опыт как в организации такого рода дискуссий, так и в подходе к реализации конкретных проектов.

   Плюс ко всему меня, в хорошем плане, удивило неравнодушие конкретных федеральных чиновников. Например, заместитель директора департамента территориального и социально-экономического развития Григорий СМОЛЯК не только посещал производственные предприятия и другие организации нашего района, но и просто ходил по улицам, знакомился с нерюнгринцами, задавал вопросы об их жизни и так далее. А это, знаете ли, дорогого стоит. Для обычного чиновничьего отчёта так не делают, здесь проявляется серьёзный и непоказной интерес власти к тому, что реально происходит на территории района. Ведь самую объективную оценку происходящему в том или ином населённом пункте могут дать только местные жители.

   Так что федеральные власти и представители иных федеральных структур (прежде всего, ТПП, повторюсь ещё раз) оказали нам громадную поддержку. Вообще, география форума была представлена от Хабаровска до Калининграда, что не могло нас не порадовать.

— А региональные власти?

— Без регионального руководства наш форум вообще бы не состоялся. Достаточно сказать, что нашу идею всецело поддержал глава республики Егор БОРИСОВ. И благодаря ему НБФ-2014 стал не просто статусной, но и очень такой предметной дискуссионной площадкой.

   Также хотелось бы отметить большую роль нашего модератора, первого заместителя генерального директора ОАО «Росгеология» Геннадия АЛЕКСЕЕВА. Ведь именно он способствовал тому, чтобы все дискуссии были живыми, свободными и в то же время профессиональными. Сбалансировать на этой грани было, видимо, непросто. Но нашему модератору это удалось.

   Также хотел бы поблагодарить коллектив министерства экономики РС (Я) и теперь уже бывшего министра Ольгу ФЁДОРОВУ (в настоящее время — генерального директора авиакомпании «Якутия»). Они оказали нам громадную организационную поддержку.

 Плюс ко всему хочу сказать большое спасибо руководителям муниципальных администраций из Алданского, Ленского, Чурапчинского и Олёкминского районов, которые также приняли участие в нашем форуме.

   Ну и, конечно же, хотел бы отметить работу всех нерюнгринцев, принявших участие в организации форума. Всех без исключения, от первых лиц в администрации до рядовых работников коммунальных служб, от сотрудников правоохранительных структур до работников аэропорта, от наших инноваторов до наших юных волонтёров. Все они на отлично выполнили свою работу. А если что-то нам и не удалось, то тут — исключительно моя ответственность.

   И вот ещё что. Я хочу от души поблагодарить тех, кто в нас сомневался. Кто говорил примерно следующее: господа, какой форум они там проведут в своём Нерюнгри, кто к ним туда вообще приедет? Вот вы можете мне не верить, а я благодарен таким скептикам. Ведь их неверие только стимулировало нас работать на самом высоком уровне. И я надеюсь, нам это удалось. Первый форум прошёл. Но уже в следующем году мы начнем подготовку к НБФ-2016, на котором, я надеюсь, будут озвучены первые реальные результаты развития Южной Якутии в новом формате. По крайней мере, мы в это верим.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров