Одному из крупнейших дорожно-строительных предприятий Хабаровского края — ОАО ПМК № 83 в этом году исполняется 55 лет — всего на 30 лет меньше, чем его родному Комсомольску-на-Амуре, который 12 июня отметит 85-летие. За более чем полувековую историю ПМК довелось пережить многое — и годы становления, и страшный упадок в печально известные 90-е годы, и трудное поэтапное возрождение. Сегодня это мощное предприятие, ежегодно выполняющее объём работ на несколько миллиардов рублей, работающее практически во всех районах Хабаровского края, известное своими традициями и безупречным качеством выполнения заказов любой сложности. И даже в нынешние непростые времена экономического кризиса здесь не снизили темпа, не изменили своим принципам и уверенно смотрят в будущее, добиваясь новых достижений. О том, что было главным для компании в 2016 году, чем живёт она сегодня, наш разговор с генеральным директором ОАО ПМК № 83 Татьяной ФЁДОРОВОЙ.
— Татьяна Владимировна, вы руководите ПМК № 83 более двадцати лет, у вас есть возможность сравнивать сегодняшний день предприятия и те же 90-е годы. Понятно, что компания изменилась до неузнаваемости, но всё же, что осталось главным, непреходящим?
— Чтобы ответить, придётся сделать экскурс в прошлое. Вы знаете, что начиналась наша передвижная механизированная колонна с работ по мелиорации, которой тогда уделялось огромное внимание. А несколько позднее мы сосредоточились на строительстве дорог. Не все это помнят, но практически все дороги из Комсомольска в Хабаровск, Амурск, Хольгасо были построены нашей ПМК. Конечно, это не те дороги, которыми жители региона пользуются сегодня, но они были очень нужны, и специалисты предприятия выкладывались на их строительстве полностью.
Говорили мы с вами и о том, что произошло с нашим предприятием в период экономического хаоса конца прошлого века. Как раз в 1994 году я стала генеральным директором, так что отлично помню — заказов ноль, неподъёмные долги, больше половины коллектива отправились искать другую работу. Да что там говорить, осталось нас человек сто. Но… Помните детскую поговорку: «Нас мало, но мы в тельняшках»? Мы были не просто упорными, мы были упёртыми в своё дело, были уверены, что всё у нас получится. И ведь получилось!
Я это говорю для того, чтобы ответить на ваш вопрос, что для нас главное. Поскольку именно тогда и определились приоритеты. Неизменным для меня и для всего нашего коллектива были и остаются вера в свои силы, в своих товарищей, жёсткая дисциплина во всём и, конечно, профессионализм каждого, кто работает в ПМК. У нас нет случайных людей, они просто не держатся на предприятии. Это и помогает нам добиваться поставленных целей.
— Чем запомнился 2016 год, чем стал знаменательным?
— Мы много и хорошо поработали в прошлом году, но примечателен он тем, что мы активно зашли в наш родной город — Комсомольск-на-Амуре. Да, у нас всегда было множество объектов в районах края, но заказы в городах были редкостью. И вот в прошлом году мы выиграли сразу несколько аукционов на ремонт дорог в городе Юности. По заказам муниципалитета мы занимались ремонтом участков дорог с асфальтобетонным покрытием. Работали и на улицах Гаражной, Ленинградской, на Комсомольском шоссе, на внутридворовых дорогах, на проспекте Первостроителей. Там был также выполнен полный цикл ремонтных работ с разборкой старого полотна и устройством нового асфальтобетонного покрытия, установкой бордюрного камня.
Сегодня занимаемся ремонтом большого участка дороги на улице Юбилейной протяжённостью 700 метров. На Юбилейной наши специалисты занимаются и благоустройством. Объект мы должны сдать накануне Дня города. Работаем на объектах и поменьше.
— Татьяна Владимировна, а какой объект в Комсомольске-на-Амуре сегодня для вас самый интересный?
— Скажу сразу, что для нас одинаково интересны все наши объекты. Но, пожалуй, следует выделить, хотя бы по сложности, реконструкцию улицы Комсомольской от улицы Лесной до проспекта Интернациональный. Прежде всего, между ремонтом и реконструкцией — огромнейшая разница. Если в первом случае речь идёт о замене дорожного полотна, устройстве бордюров и прочее, то реконструкция — сложная и порой филигранная работа. Сложная и требующая особой точности, потому что объект находится в городе, где каждый метр земли, включая дороги, напичкан коммуникациями. Идёт пересечение с многочисленными сетями — кабели связи, тепловые сети, сети холодного водоснабжения и многие другие. А мы не просто сдираем старое покрытие и укладываем новое, мы в обязательном порядке меняем все сети под дорогой, осуществляем вынос кабеля 6 кВт, меняем ливневую канализацию… Так что постоянно приходится находиться в контакте с сетедержателями, согласовывать буквально каждый метр.
Мы выиграли этот заказ в прошлом году, начали работы в ноябре, он должен быть сдан в октябре нынешнего года. Уже выполнено наружное освещение, заменены столбы на более современные — если прежде освещение было с одной стороны, то теперь улица осветится с обеих сторон. Наши специалисты заменили всю «ливнёвку», причём в два этапа — сначала выполнили работы по замене подземной канализации, потом настала очередь лотковой части. Где-то лотки открытого, где-то закрытого типа, всё это очень сложные и ответственные работы.
Мы практически строим новую дорогу — убираем старое асфальтобетонное покрытие, делаем новое основание под дорожную одежду. Дорога станет немного шире, если прежде она имела угол поворота, то теперь эта часть будет спрямлена. И последним этапом нашей работы на этой улице станет озеленение и благоустройство территории.
— Понятно, что в свой родной город Юности вы пришли работать всерьёз и надолго. Но ведь ваше предприятие ведёт дорожно-строительные работы и в других районах. Есть интересные, значимые объекты?
— Я уже объяснила, что все объекты для нас одинаково значимы. Но если говорить о чём-то не совсем обычном, то это, конечно, строительство моста через реку Кенжа в Ульчском районе, перед райцентром Богородское. Мы выиграли контракт в 2016 году, причём наша компания была единственным претендентом на этот объект.
— А что так? Невыгодно?
— Дело не в этом. Мы оказались единственной дорожно-строительной компанией, которая, скажем так, осмелилась взяться за эту работу. С одной стороны, мы можем гордиться тем, что мы это сделали, а с другой — трудностей здесь хоть отбавляй. Но очень интересно! Объясняю. Обычно мосты строятся из сборных железобетонных конструкций. Они устанавливаются, крепятся, и мост готов. Это, конечно, очень упрощённая схема, любой мост — сложная и очень ответственная работа. Но, в принципе, привычная. В нашем же случае мост через Кенжу протяжённостью сто метров литой, то есть цельнозаливной. Это означает, что каркас сооружения должен быть в непрерывной заливке, это процесс, который нельзя прервать ни на минуту. Представляете, насколько это сложно? Наши лучшие специалисты вместе со мной уделяют этому объекту особое внимание.
— ПМК работает там в одиночку, без субподрядчиков?
— Разумеется, мы не одни. Должна вам сказать, что даже на субподрядные работы желающих заняться этим объектом не нашлось. Только Комсомольский мостоотряд № 26 по-братски пришёл к нам на помощь. Остальные организации, кому ни предлагали, отказались — объект очень сложный, сроки сжатые, процедура строительства очень жёсткая и сложная, материалы приходится возить из дальних далей. Работаем мы вахтой, люди трудятся в две смены.
Контракт с Управлением дорог Хабаровского края двухгодичный, зашли мы на объект в прошлом году, подготовили подходы к объекту, обустроили всё, что требуется, и в 2016 году приступили к работе, сейчас строительство в разгаре. Сдача моста намечена на октябрь следующего года, так что работаем ударными темпами.
— Татьяна Владимировна, не могу не спросить о вашем, можно сказать, старейшем объекте — дороге Селихино—Николаевск-на-Амуре. Вы продолжаете там работать?
— Конечно. Вы правильно заметили, эта дорога для нас особая. В 2002 году мы выиграли свой первый крупный подряд — участок именно на этой трассе в районе Софийска. Это был для нас переломный момент, с этого началось возрождение предприятия. Мы выполнили заказ, получили деньги и впервые после разрухи 90-х купили новую технику — бульдозер «Катерпиллар». Практически весь коллектив сбежался смотреть на это чудо, ведь до этого мы чинили-латали старьё, а если и позволяли себе купить что-то, то не намного лучше.
С тех пор мы работаем на дороге Селихино—Николаевск каждый год, сдаём по 10–15 километров. Вот и в 2017 году наш участок — км 279—км 293, мы его сдаём в этом году ко дню рождения Хабаровского края. Это те заказы на дороге, что есть сегодня, но надеюсь — будут и новые.
— Мы с вами ещё не поговорили о ПМК как о генподрядчике на содержание дорог Хабаровского края. Ведь ваше предприятие выиграло этот подряд на 2017 год…
— Это очень значимая часть нашей профессиональной деятельности. Как вы правильно заметили, мы выиграли подряд на содержание автомобильных дорог в нашем крае. Обслуживаем практически все дороги в крае, работаем во всех районах и как генподрядчик делаем всё возможное для того, чтобы дороги функционировали в нормальном режиме. Разумеется, у нас есть субподрядчики. И с их помощью мы ведём на дорогах круглогодичную работу. Перед началом зимы надо закрыть водопропускные трубы, почистить мосты, дорожные сооружения, словом, полностью подготовиться к зиме. Летом выполняем другие работы.
— А какой сезон в этом плане более трудоёмкий?
— Конечно, это летнее содержание. Зимой понятно — очистка снега, чтобы ни одна дорога не оказалась непроезжей. А вот летом наступает горячая пора — это восстановление изношенных слоёв асфальтобетонного покрытия, ямочный ремонт. На гравийных дорогах обязательно выполняется планировка покрытия, удаление пучинистых участков. Кроме этого на нас ложится содержание всей дорожной инфраструктуры — обустройство барьерного ограждения, дорожные знаки, сигнальные столбики. Много работы. Но это для нас также и стабильный заказ, что в наше непростое время имеет большое значение.
— Татьяна Владимировна, сколько километров автомобильных дорог на содержании у ПМК?
— Мы обслуживаем в общей сложности 3 820 километров дорог. Конечно, они различных категорий, к сожалению, далеко не все с асфальтобетонным покрытием, поэтому и трудозатраты разные.
Хочу сказать, что в нынешнем году в системе заключения контрактов с заказчиком произошли некоторые изменения. Прежде, и в 2016 году тоже, у нас было два контракта — на обслуживание дорог северных районов и на обслуживание южных. Теперь же заказчик — Управление дорог Хабаровского края — выделил в отдельный контракт содержание трассы Хабаровск—Комсомольск-на-Амуре. Это одна из важнейших дорог края и требует особого внимания. Это наш третий контракт, но помимо содержания, мы участвуем в качестве субподрядчика в реконструкции дороги. Уже сегодня эти работы ведутся на четырёх участках, мы работаем в районе озера Гасси. У нас участок протяжённостью три километра.
Согласно условиям заключённого контракта все работы выполнены.
— У вас не так давно появился собственный асфальтобетонный завод?
— Да, мы приобрели в 2015 году АБЗ японского производства. Это наша гордость, завод мощный, высокой производительности, он полностью обеспечивает нашу потребность в асфальтобетоне. Везде, где по контракту требуется такое покрытие, мы используем свой асфальтобетон.
— Татьяна Владимировна, вы ждёте в нынешнем году ещё каких-то заказов?
— Мы участвуем во всех аукционах, у нас принцип — не отказываться ни от какой работы. А в 2017 году, я уверена, контракты ещё будут. Вы же знаете, что Комсомольск-на-Амуре — город президентского внимания, сегодня здесь активно формируется территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Соответственно будет много интересных крупных объектов, и мы, конечно, будем претендовать на эти заказы. Уже сейчас известно, что в ближайшее время будут разыграны подряды на реконструкцию восьми улиц в Комсомольске-на-Амуре, нам это интересно.
— Мы с вами не раз говорили именно о системе проведения аукционов. Ничего не изменилось в лучшую сторону?
— Нет, не изменилось. Сколько ни писали и ни говорили строители, да и представители других отраслей, о том, что ФЗ-44 надо исправлять, что он, мягко говоря, несовершенен. Кто заявил самую низкую цену, тот и получит подряд. Зачастую бывает, что приезжают строители из других городов, делают огромный дисконт, быстренько выполняют работы и уезжают. Сплошь и рядом нам приходится на следующий год переделывать то, что они «налепили», уходят государственные деньги, а никому как будто и дела нет.
Мы, как хозяева своего города, региона, вести себя, как эти «варяги», не можем. Случается, что разыгрывается какой-то объект, а его брать никто не хочет — заведомо невыгодно. Просят нас — вы же свои. И мы берёмся, потому что мы действительно свои, мы живём и работаем здесь, для наших земляков, и очень дорожим своей репутацией.
— Татьяна Владимировна, ПМК № 83 — многопрофильное предприятие. Сейчас, в условиях кризиса, всем нелегко, а особенно, пожалуй, строителям, в том числе и дорожникам. Вы не растеряли своих «дочек»?
— Нет, все «живы». По-прежнему работает наше «Маленькое ПМК», берёт подряды на строительство небольших мостов, других объектов. Мы не перестали развивать свою деятельность в сфере торговли, общепита. Этим занимается наша «дочка» — ООО «Виктория». ПМК № 83 базируется в Хурбе. И это не мешает нашей основной деятельности, а напротив, дополняет её.
— А всё же, скажите, кризис сильно повлиял на масштаб деятельности предприятия?
— Думаю, что не очень. Если в 2015 году мы выполнили работ на сумму свыше двух миллиардов рублей, то в 2016 году обороты снизились несущественно — чуть меньше уровня 2015 года. Нынешний год обещает быть вполне успешным, есть все предпосылки. Вообще-то любой кризис «съедает» мелкие предприятия, и то если они не выберут правильную тактику и стратегию. Мы же чувствуем себя вполне уверенно и свои 55 лет встречаем достойно. И к 85-летию родного Комсомольска нам есть что «преподнести» — мы работаем как раз для того, чтобы и город, и район не просто стремились к процветанию, а достигли его.
Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА
Редакция газеты «Наш регион — Дальний Восток» поздравляет коллектив ПМК № 83 и лично генерального директора предприятия Татьяну Владимировну ФЁДОРОВУ с 55-летием компании. Никогда не сдавая лидерских позиций, одно из крупнейших предприятий дорожно-строительной отрасли за прошедшие годы построило тысячи километров автомобильных дорог, работает на территории всего Хабаровского края. Здесь трудится коллектив профессионалов самой высокой пробы, обеспечивающий ПМК безупречную репутацию.
Мы желаем транспортным строителям новых интересных и выгодных заказов, успехов во всех начинаниях, личного счастья и благополучия. Новых успехов вам и свершений!
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >