«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (80), январь 2013
Главная тема

Главная тема 

Проект «Северная Азия» стал основой для серьёзного творчества

Мы не раз публиковали интервью с депутатом Государственной думы РФ (фракция «Справедливая Россия») Константином ИЛЬКОВСКИМ. Причем основой во всех этих материалах был совершенно четкий посыл — для развития столь уникального региона, как Дальний Восток, требуется использовать уникальные методики. А далее наш собеседники переходил к конкретике, то есть к самим методикам. Сегодня темой нашего разговора станет новый межрегиональный проект «Северная Азия», в разработке которого Константин Ильковский принял непосредственное участие.

От общего — к частному

— Давайте будем говорить по схеме «от общего — к частному». И начнем с того, что в сегодняшнем мире ни одна цивилизованная страна не может жить сама по себе. Не случайно государства группируются в некие макрообъединения, вырабатывающие общие политические, экономические, социальные и даже культурные стандарты. При этом, боже упаси, никто не говорит об утрате каждой из стран-участниц собственной идентичности. Нет, просто развитие современной цивилизации подразумевает и новые корпоративные стандарты. И вот тут-то происходит показательная тенденция. Так уж получилось, что в силу своих географических и национальных особенностей Россия занимает достаточно странное положение в глобальном пространстве. Если называть вещи своими именами, то в Европе нас считают азиатами, а в Азии — европейцами. Что, собственно, неудивительно, ведь наиболее густонаселенная часть нашего государства находится именно в Европе, зато две трети нашей территории — именно в Азии. Ничего страшного в этом нет. Тем более что Российская Федерация занимает серьезное место во всех близких и нужных нам международных организациях. Однако появляется повод для размышления — если мы чужие и в Европе, и в Азии, значит, нам нужно вырабатывать некий новый тренд, который позволит нам самим формировать пространство «под себя». Под свою географическую, политическую, экономическую, социальную и культурную среду. И уже в эту конструкцию мы можем вписывать другие государства, имеющие с нами вполне конкретные общие интересы. А теперь — смотрим на карту. Где находится большая часть территории нашей страны? На севере азиатского континента. Где сконцентрированы наши основные ресурсные богатства? Где мы должны обустроить территорию и сделать ее привлекательной для жизни? — На севере азиатского континента. Где сосредоточен уникальный социокультурный потенциал? На севере азиатского континента. Вот она, готовая основа для формирования нового макрорегиона «Северная Азия». Также не стоит забывать, что именно страны АТР выходят в мировом экономическом пространстве на лидирующие позиции. И мы имеем все шансы предложить свой вариант модернизации этой глобальной конструкции.

Справка

Проект «Северная Азия» — новая концептуальная идея группы ведущих дальневосточных политиков и общественных деятелей. В своей основной версии был разработан в первой половине 2012 года. Проект подразумевает создание, на территории Дальнего Востока, Сибири и Байкальского региона современной площадки для реализации этнокультурных, экономических, энергетических и социальных программ, предлагаемых непосредственно обществом, то есть снизу вверх. Не от государства к населению, а от населения — к государству. Также речь идет о смене малопонятных всему миру географических названий «Сибирь, Дальний Восток и Забайкалье» на общедоступный термин «Северная Азия». А в будущем и о создании на азиатском континенте нового макрорегиона. В настоящее время, проект был представлен на Международном Байкальском экономическом форуме, на конференции в рамках саммита АТЭС, на заседании азиатской секции дискуссионного клуба «Валдай» и на нескольких других статусных мероприятиях.

Досье БГ

ИЛЬКОВСКИЙ Константин Константинович родился 12 января 1964 года в поселке Батагай Верхоянского района Якутской АССР. Трудовой путь начал в 14-летнем возрасте маркшейдерским рабочим геологоразведочного участка Депутатского ГОКа. В 1984–1985 годах — техник-геолог Заполярной геологоразведочной экспедиции и Полусненской полевой партии. В 1986 году окончил Ленинградский горный институт имени Плеханова, по специальности инженер-геолог. В 1986–1992 годах — участковый геолог, старший геолог, начальник геологоразведочной экспедиции Депутатского ГОКа. В 1992–1998 годах — главный инженер Депутатского ГОКа. В 1994 году окончил Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Квалификация — менеджер высшей категории. В 1998–1999 годах — первый заместитель министра промышленности РС (Я). В 1999–2000 годах — первый заместитель руководителя администрации президента РС (Я). В 2000–2009 годх — генеральный директор ОАО АК «Якутскэнерго». В 2009–2011 годах — советник генерального директора ОАО «РАО ЭС Востока». В декабре был избран депутатом Государственной думы РФ (фракция «Справедливая Россия»). Лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия), заслуженный работник народного хозяйства РС (Я). Кандидат экономических наук. Вице-президент Ассоциации попечительских советов учреждений образования РС (Я), руководитель Федерации шахмат РС (Я)

— Соответственно, мы просто должны грамотно воспользоваться ситуацией?

— Совершенно верно. Импульс глобализации уже запустил мировой тренд поиска своей идентичности и места в мировом сообществе. Это, действительно, закономерная реакция и государств, и простых людей на современные глобальные вызовы. Я вот сейчас не зря столько раз сказал о глобализации. Существует опасность, что мы можем в этом процессе просто потеряться. А для нас принципиально важно найти свое место в быстро меняющемся мире, при этом не утратив ни своего лица, ни своих традиций.

Что сделано

— Но ведь «Северная Азия» — это непонятный миру термин?

— Как раз этот-то термин понятен всем. В отличие от терминов «Сибирь» и «Дальний Восток», с которыми знакомы лишь очень «продвинутые» иностранцы. Хотя, конечно, над информационным продвижением «североазиатской идеи» нам предстоит еще много работать. Но тут есть еще один момент. Проект «Северная Азия», в первую очередь, рассчитан для наших, российских территорий.

Вовлечение сюда сопредельных государств и формирование нового межгосударственного объединения — вопрос перспективы. Но для начала мы должны подумать, каким образом в новой конструкции будут развиваться непосредственно регионы России. Каким образом мы можем придать этому развитию качественно новый импульс на основе современных стандартов и технологий. Всё это и должно стать основой сегодняшней текущей работы.

— Насколько я знаю, в этом отношении сделано уже немало. Проект «Северная Азия» был представлен на семинаре МШПИ в Чите, на заседании азиатской секции Международного дискуссионного клуба «Валдай» в Москве, на Международном Байкальском экономическом форуме в Улан-Удэ, на конференции в рамках саммита АТЭС во Владивостоке. Но меня интересует, в первую очередь, Владивосток, где состоялась международная конференция «Распределения генерации и локальная энергетика для развития островных и труднодоступных территорий АТЭС». Чем это мероприятие запомнилось непосредственно вам, как председателю подкомитета по региональной энергетической политике Государственной думы РФ и председателю оргкомитета этой конференции?

— Всегда любопытно послушать мнение известных специалистов отрасли. А на этой конференции, помимо моих российских коллег, присутствовали и представители восьми государств АТР. Сегодня распределенная энергетика в мире выходит на передовые позиции, и России важно не выпасть из этого современного процесса. Энергетика — это, прежде всего, инструмент для повышения комфорта и качества жизни людей. Она должна прийти туда, где удобно человеку.

     Особенно приобретают актуальность проблемы локальных энергосистем с дороговизной энергоносителей, сменой конъюнктуры мировых рынков, постепенным исчерпанием недр и неэкологичностью освоения традиционных ресурсов. Плюс ко всему в России проблема полного износа инфраструктуры в большой и коммунальной энергетике актуальна, как нигде больше, а за Уральским хребтом все проблемы остры вдвойне. В этих условиях энергетика играет особую роль. Разумеется, здесь ничего нельзя добиться одними программами и декларациями.    В этих проектах должна быть предельная конкретика, когда прослеживается реальный технический прогресс в сочетании с ведением честного бизнеса и четкого государственного интереса. Опыт работы компании «Теплоэнергосервис», а об этом не раз подробно рассказывала ваша газета, яркое тому подтверждение. На эту тему наш институт подготовил доклад «Энергетика свободы», с которым выступил директор Федор ЛУКОВЦЕВ.

Прочные позиции

— В конце октября состоялось расширенное выездное заседание Комитета по энергетике Государственной думы РФ в Республике Саха (Якутия). Вы были один из организаторов парламентского мероприятия. О чем там шла речь?

— Могу рассказать, что совещание началось с вертолетного облета Чаяндинского нефтегазового месторождения, Талаканского нефтяного месторождения, а также энергетических сетей Западной Якутии. Мы общались с буровиками компании ОАО «Сургутнефтегаз» непосредственно на нефтяных промыслах и с коллективом нефтеперегонного комплекса в вахтовом поселке, посетили социальные объекты — детский сад и школу в поселке Витим, которые были построены, что очень важно, на средства промышленников — компании «Сургутнефтегаза». И всё это дало непосредственное представление не только о производственных возможностях и перспективных планах участников реального рынка, но и об их социальной ответственности на востоке страны. В итоге на расширенном совещании в городе Мирном состоялся живой, заинтересованный разговор о перспективах развития важнейших отраслей экономики.

— А какие конкретные проблемы там обсуждались?

— В частности, законодательное обеспечение Восточной газовой программы. Как вы, наверное, знаете, уже в ближайшее время Газпром приступит к освоению Чаяндинского нефтегазового месторождения. Но без решения некоторых задач нормативного характера здесь не обойтись. Также шла речь об обеспечении этого проекта качественной, современной энергетической инфраструктурой. Это также вполне конкретные позиции.

Конкретное предложение

— Но ведь, Константин Константинович, Восточная газовая программа всё-таки находится в промышленной плоскости. Поднимались ли на совещании вопросы социального характера?

— А нельзя говорить о Восточной программе как об исключительно промышленном проекте. Газификация населенных пунктов на востоке России — это не экономическая, а как раз социальная категория. Повышение качества жизни наших граждан в северной Азии (Байкальский регион, Сибирь и Дальний Восток) — это основной государственный приоритет. И в этой конструкции газификация играет ключевую и даже, не побоюсь этого слова, фундаментальную роль. Как, собственно, и вопрос создания современной энергетической инфраструктуры. По сути, мы говорим сейчас об основах нашей экономики, а, следовательно, и об основе жизни конкретных людей. И для государства, повторюсь еще раз, это должно стать системным приоритетом.

— Насколько известно, у вас есть конкретные предложения по реализации Восточной газовой программы?

— Совершенно верно. Я считаю, что в Восточную газовую программу должна быть включена газификация населенных пунктов Республики Бурятия, Забайкальского края и севера Иркутской области. Это будет правильным государственным решением. Газификация территорий — основа и необходимое условие для эффективного развития Дальнего Востока, Сибири и Байкальского региона.

Деньги и инфраструктура

— Вы как-то говорили, что для нормального развития территории необходимо обеспечить доступ представителей малого и среднего бизнеса в Северной Азии к долгосрочным инвестиционным ресурсам и инфраструктуре. Вы отмечали, что при сегодняшних кредитных схемах наших предпринимателей не ждет ничего хорошего. Появились ли в этом отношении какие-то позитивные сдвиги?

— Ну, до позитивных сдвигов еще очень далеко. И пока наш малый и средний бизнес остается со своими проблемами, что называется, в гордом одиночестве. Но я по-прежнему остаюсь при своем мнении — наше государство боится потерять то, чего оно и так не имеет. А именно, налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем эти поступления, особенно в северо-азиатских регионах, настолько мизерные, что об этом даже говорить смешно. И если государство хочет стимулировать людей заниматься бизнесом, то их нужно обеспечивать долгосрочными инвестиционными ресурсами на выгодных условиях. Плюс к этому предоставить таким предпринимателям серьезные налоговые преференции.

Мы с надеждой отнеслись к интересу Внешэкономбанка к проекту «Северная Азия» и приглашению выступить перед руководством государственного банка, отвечающего за региональные программы, в ноябре 2012 года. Семинар был ориентирован на работу в восточных регионах России. Мы нашли взаимопонимание в отношении того, что нужно уходить от сырьевого характера нашей экономики. Что нужно поддерживать именно малый и средний бизнес, а также, что очень важно, нести гуманитарную миссию. Культура, экология и духовность не должны оставаться за бортом процесса развития. Это, по меньшей мере, несовременно. И я надеюсь, что сотрудничество института «Северной Азии» с Внешэкономбанком приобретет системный характер. Тем более что некоторые региональные проекты уже вызвали интерес представителей банка.

Множество идей

— В конце ноября 2012 года вы приняли участие в конференции «Развитие малой распределительной энергетики России» и были модератором одного из круглых столов. Какие вопросы там затрагивались?

— Для начала хочу сказать, что в работе конференции приняли участие профессионалы высокого уровня. Я имею в виду, в первую очередь, руководителей крупнейших энергокомпаний и холдингов, бизнесменов, экспертов, научных работников, представителей федеральных и региональных органов власти. И практически все участники были единодушны в главном — в нашей стране должны быть созданы приоритетные условия для развития малой и альтернативной энергетики.

Особенно это актуально для северной Азии, где 50 процентов территории составляют районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и арктической зоны. Именно здесь необходим кардинальный пересмотр оптового рынка электроэнергии. Причем с возможностью внедрения территорильных тарифов на основе фактической стоимости вырабатываемой энергии. Еще один серьезный вопрос, обсуждавшийся на конференции, носил нормативный характер. Многие участники рынка считают, что целесообразно уже в ближайшее время законодательно «закрепить» распределительную энергию как полноценную часть всей энергосистемы. Ну и, конечно же, озвучивался на конференции и вполне конкретный опыт. К примеру, на круглом столе № 1, где я и был модератором, участников ознакомили с технологическими моделями эшелонированного внедрения распределительной энергетики в Белгородской области и Республике Саха (Якутия).

— Сегодня вы озвучили лишь серьезные направления, в развитии которых принимают участие авторы проекта «Северная Азия». Но, видимо, это еще не весь перечень креативных идей?

— Вы сами видите, несмотря на молодость проекта «Северная Азия», он уже становится основой для серьезного творчества. Сельское хозяйство и «зеленая энергетика», международное сотрудничество и народные промыслы, образование и туризм, история и культура, малый и средний бизнес — всё это, наверняка, найдет свое место в проекте создания нового макрорегиона. Ведь смена парадигмы — это взгляд в наше общее будущее совершенно другими глазами.

Беседовал Андрей БАРСУКОВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров