Рассуждать о развитии Дальнего Востока можно до бесконечности. Но кто именно должен развивать этот регион? И каким образом нужно выстраивать эту работу? На вопросы нашей газеты ответил генеральный директор известной в Якутии производственной компании ООО «ДорСтройРесурс» Максим МАЙОРОВ.
— Максим Владимирович, насколько известно, ваша компания принимает участие в строительстве такого значимого для региона объекта, как ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС14. Понятно, что нефтеперекачивающая станция (НПС) — это звено в нефтепроводной системе ВСТО. И вот тут возникает резонный вопрос: а насколько выгодна работа компании «Транснефть» именно для северных территорий? Ведь от самого ВСТО, по большому счету, дальневосточникам ни жарко ни холодно. Это государственный проект. Государство и получит свою выгоду. А какие плюсы приобретают местные жители? По идее, если государство извлекает из своих мегапроектов конкретную пользу, то это должно столь же конкретно отражаться на благополучии наших земляков.
— Я понял ваш вопрос. И он, кстати, вполне резонный. Но давайте смотреть на ситуацию под другим углом. Местные жители — это не абстрактная субстанция, а вполне конкретные люди. И практически каждый из них (за исключением детей и пенсионеров) где-то работает. Работает в том числе и в конкретных производственных компаниях. Так вот, в Якутии в строительство ВСТО были вовлечены многие именно местные предприятия. Соответственно пользу (опять же вполне конкретную, в виде зарплат) получили и наши земляки, занятые в этих организациях. Плюс ко всему дополнительный импульс для системного развития приобрели и наши региональные бизнес-структуры. Ведь если у компании есть заказы, она может и технику обновлять, и запчасти покупать, и к новому производственному сезону готовиться. Да и вообще, у директоров появляется возможность для расширения своего бизнеса. Что, разумеется, позитивно сказывается и на экономике территорий. Теперь — о социальной сфере. Чем больше будет работы у дальневосточных промышленников, тем больше налогов получат дальневосточные же районы. Это аксиома, и с этим не поспоришь. Таким образом, можно констатировать — нефтепроводная система ВСТО, во-первых, действительно стала центром притяжения для местного бизнеса, а во-вторых, она уже повлияла на развитие местных муниципальных образований. И пользу получили как раз простые люди. Вот вам и ответ на ваш вопрос.
— Однако, по мнению многих экспертов, ситуация с «Транснефтью» на Дальнем Востоке неоднозначна. И я даже не имею в виду Алексея НАВАЛЬНОГО, который по отношению к этой компании занимает вполне определенную позицию. Просто бытует мнение, что субподряды на строительство ВСТО далеко не всегда отдавались местным производственным структурам. То есть речь шла о привлечении к этой работе пришлых организаций, из западных регионов России. При этом на долю дальневосточных предприятий отдавались вопросы «обеспечения проектов» канцелярскими товарами, питьевой водой, туалетной бумагой и так далее. Но это же, простите, несерьезно.
— А эта медаль имеет, на мой взгляд, две стороны. Я, конечно, не могу судить, что происходит в Амурской области, но вот в Якутии региональные власти с самого начала выстроили с топ-менеджерами «Транснефти» предельно прозрачные, деловые взаимоотношения. По принципу — вы работаете в нашей республике? Значит, должны вовлекать в реализацию своего проекта местные производственные силы. Но это, так сказать, верхушка айсберга. Сама схема развития экономики РС (Я) была подготовлена к такому сотрудничеству. Правительство территории вело и продолжает вести системную работу по эффективному использованию мега-проектов в интересах Якутии. В этом огромную роль сыграла позиция и Вячеслава ШТЫРОВА, и Егора БОРИСОВА. То есть именно региональная власть определила формат сотрудничества с крупнейшими игроками рынка. И если где-то эти схемы не работают, значит, вопросы нужно адресовать чиновникам. Управленцы компании «Транснефть», насколько я понимаю, к диалогу готовы. Вот вам очередная конкретика. Кто работает в якутском подразделении этого холдинга, то есть в ООО «Востокнефтепровод»? Отвечаю — местные жители. Кто обслуживает те же НПС? Опять же местные жители. Кто сотрудничает с «Транснефтью» на территории Якутии? Главным образом местные компании, в которых трудятся, естественно, местные жители. Польза для нас очевидна. Теперь — о второй стороне медали. Вот вы говорите, что «Транснефть» привлекает к сотрудничеству «не дальневосточные» компании. Наверное, в определенной степени так оно и есть. Но беда в том, что в нашем регионе, к величайшему сожалению, многих специалистов просто не хватает. Особенно, если речь идет о высококвалифицированных рабочих и ИТР. Я, как руководитель производственного предприятия, сам с этим сталкиваюсь регулярно. И ситуацию необходимо выравнивать на государственном уровне. Без позитивных сдвигов в кадровом вопросе говорить о каком-то системном развитии региона не приходится.
— Насколько удачным был 2012 год для вашей компании?
— Я бы сказал, что этот год стал для нас знаковым. Без преувеличения знаковым, ведь именно в текущем году мы стали осваивать новые для себя производственные направления.
— Что вы имеете в виду?
— До недавнего времени компания ООО «ДорСтройРесурс» занималась грузоперевозками и предоставлением специальной техники для строительства ЛЭП. Однако ситуация на рынке постоянно меняется. И если ты хочешь остаться «на плаву», то без расширения производственной деятельности тебе не обойтись. Поэтому в 2012 году мы приступили к непосредственному строительству ЛЭП. Если же говорить конкретно, то теперь наш коллектив занят на монтаже фундаментов, на сборке и установке опор, на монтаже провода и грозозащитного троса.
— Но ведь этот сегмент рынка и так у вас развивается достаточно активно. Вам конкуренты, ну или потенциальные конкуренты помешать не пытались?
— Нет, не пытались. Тем более что со многими отраслевыми компаниями у нас развиты не сопернические, а партнерские взаимоотношения. Например, с ООО «Якутское». С этим предприятием мы работаем в рамках субподряда. И это не единичный пример. Также нельзя забывать, что в Якутии вообще чрезвычайно активно развивается строительство инфраструктурных объектов. А по мнению ветеранов нашей отрасли, такой динамики в создании современного сетевого хозяйства не было в регионе уже лет сорок. Может, только в 70-е годы здесь строилось столько линий электропередачи, как сейчас. Так что работы хватает на всех.
— В этом тоже заслуга местных властей?
— Ну а как же? Если бы не местные власти, ни о каком инфраструктурном строительстве и речи бы не шло. Поймите, объекты энергетики появляются лишь тогда, когда идет развитие промышленного сектора. А коль скоро в Якутии рождаются новые и поддерживаются старые производственные мощности, то автоматически возрастает потребность и в инфраструктуре. Энергетической, транспортной, какой угодно. Это — нормальный экономический цикл, где всё взаимосвязано. И всё отражается на поддержке социальной сферы. Сейчас сетевое хозяйство пришло даже во многие отдаленные населенные пункты, где еще недавно кроме устаревших котельных ничего и не было. В итоге эти поселки приобрели постоянно действующее энергоснабжение. Они стали частью единой энергосистемы. Что, само собой разумеется, нашло позитивное отражение и в жизни простых людей, и в деятельности местных предприятий (прежде всего малого и среднего бизнеса), и в жизнеобеспечении объектов соцкультбыта. Особую роль в этой связи играет ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС14. И мы гордимся, что тоже принимали участие в реализации этого проекта.
— А с какими производственными показателями вы завершили 2012 год?
— Если говорить о строительстве ЛЭП, то наши специалисты протянули более 60 километров провода. Причем это показатели всего лишь нескольких месяцев, поскольку в данном направлении мы работаем с середины текущего года. Также могу отметить, что нами было уложено свыше 150 километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Эту сферу деятельности мы считаем для себя весьма перспективной. Чем динамичнее будет развиваться якутская промышленность, тем большей популярностью будет пользоваться ВОЛС.
— Складывается впечатление, что у вашей компании проблем практически нет. Работы у вас хватает, серьезных заказчиков — тоже.
— Ну, проблемы у нас, конечно же, есть. Куда от них денешься? Но все они имеют, скажем так, региональный характер. Но тут я хотел бы опять-таки начать с общих вопросов. Что нужно любой производственной компании? В первую очередь, заказы. Чем больше у нас работы, тем лучше. Пойдем дальше. Можно ли сравнивать портфели заказов у якутских или, к примеру, московских промышленных предприятий? Конечно же, нет. Динамика экономического развития на Дальнем Востоке в любом случае ниже, чем в европейской части страны. Несмотря на реализацию в нашем регионе крупных проектов, заказов у нас однозначно меньше. И если столичная фирма оказывается без работы, для нее это, собственно, не смертельно. Нет работы сегодня? Появится завтра. Только и всего. А вот коль скоро небольшое предприятие из какого-то отдаленного улуса Якутии проиграет в конкурсе, оно может потерять остатки своих производственных позиций. Но и это еще не всё. Высокие транспортные расходы, запредельная стоимость горючего, огромные цены буквально на все товары делают любой бизнес на Севере однозначно уязвимым. Более того, те же северные коэффициенты и надбавки платит людям не государство. Это — компетенция руководителей предприятий. Соответственно, все доплаты включаются в сметы. И получается показательная картина: с одной стороны, законодательство гарантирует всем участникам рынка равные условия (на тех же аукционах), с другой — ни о каком равенстве и речи не идет. Управленцы западных предприятий могут снижать цены на торгах, ведь им не нужно выплачивать северные надбавки и у них нет множества других расходов, характерных для нашей территории. Всё это создает серьезные проблемы для дальневосточного бизнеса. По крайней мере, многие мои коллеги регулярно сталкиваются с такими трудностями.
— Что делать?
— Будем надеяться, что государственные инициативы Владимира ПУТИНА и других высокопоставленных чиновников по приданию Дальнему Востоку особого статуса не повиснут в воздухе, а обретут форму закона. Вот только в поддержке нуждаются именно местные производственные силы. Тогда мы сможем эффективно конкурировать с другими игроками рынка. Тем более у нас есть серьезные отраслевые преимущества.
— Какие именно преимущества?
— Хочу сразу оговориться, что не сомневаюсь в компетенции своих коллег из европейской части страны. В своем большинстве это профессионалы высокого уровня. Но если продолжать разговор о строительстве объектов энергетической инфраструктуры на Севере, то именно местные компании обладают в этой связи уникальным опытом работы в более чем сложных климатических, географических и транспортных условиях. Мы трудимся и в 50-градусный мороз, и в 40-градусную жару. Мы можем строить ЛЭП в диких, заповедных местах, где никаких дорог никогда не существовало. Мы знаем, как требуется «перешагивать» через таежные заросли и огромные болота. Для нас это обыденность. Но вряд ли специалисты из Саратова или Рязани смогли наработать такой же опыт. У них просто не было соответствующей возможности. Но, к сожалению, такие предприятия зачастую выходят на региональные конкурсы и, пользуясь своими естественными преимуществами (о которых я говорил выше), одерживают победу. И вот тут у них начинаются проблемы. Конкурс-то они выиграли. А как работать, если нет соответствующего опыта? Привлекать местные организации на копеечный субподряд? Но это не выход из ситуации. В спешном порядке изучать специфику региона? Но это фантастика. Поэтому необходимо на законодательном уровне предусмотреть соответствующие преимущества для дальневосточных компаний, желающих работать на Дальнем Востоке. Я не знаю, можно ли привести этот нормативный акт в соответствие с действующими законами. Но, наверное, ничего невозможного тут нет. Власть уже признала: Дальневосточный федеральный округ — это уникальная территория. Значит, и развитие этой земли тоже должно быть уникальным. Еще один вопрос — кадровый. Как я уже и говорил, решение этой проблемы должно стать задачей государственного уровня. Причем задачей приоритетной.
— Ваша компания планирует расширять производственную географию?
— А мы и так ее расширяем. Могу сказать, что в настоящее время коллектив ООО «ДорСтройРесурс» работает не только в Якутии, но и в Магаданской области, где мы обеспечиваем техникой строителей ЛЭП 220 кВ Центральная—Сокол—Палатка.
— Кстати, какая техника имеется в распоряжении ООО «ДорСтройРесурс»?
— У нас довольно широкий парк техники. Это и экскаваторы, и бульдозеры, и погрузчики, и самосвалы, и топливозаправщики, и снегоболотоходы, и полуприцепы, и спецтралы и многое другое. Марки у нас тоже разнообразные. Наибольшей популярностью у производственников пользуются Caterpillar, Doosan, Iveco, Shantui и КАМАЗ. Причем вся техника у нас практически новая, максимум 2010 года выпуска. Так что мы готовы сотрудничать с самыми взыскательными заказчиками. Своих деловых партнеров мы никогда не подводили. И не подведем.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >