Особое значение в реализации федеральных проектов в Республике Саха (Якутия) имеет развитие энергоструктуры. Без этого невозможно освоение новых месторождений, прокладка нефтеи газопроводов, да собственно, никакая промышленная деятельность. Это хорошо понимают в ООО «Якутское», которое занимается именно энергостроением. Сегодня мы беседуем с генеральным директором предприятия Геннадием УЛЬРИХОМ.
— Геннадий Викторович, на сколько масштабны проекты, в реализации которых участвует ваше предприятие?
— Должен сказать, что в уходящем году сделан прорыв в развитии энергоструктуры республики, которого и энергетики, и промышленность ждали 30 лет. Прежде всего это энергопроект ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС14. Он поистине уникален. По плану длинавсехучастковлинии составляетпорядка 1,5 тысячи километров, количество опор — 4 180, общая мощность строящихся подстанций — 352 МВА. Строительство ведется в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2011–2913 годы, финансируется в основном за счет заказчика — Министерства энергетики России. Реализация этих проектов должна решить задачи обеспечения передачи электроэнергии Каскада Вилюйских ГЭС (680 МВт) и Светлинской ГЭС (360 МВт) потребителям юго-запада Республики Саха (Якутия), а в перспективе и северных районов Иркутской области. В числе прочего планируется энергообеспечение объектов ВСТО (НПС 12, 13, 14), нефтеперерабатывающего завода в Ленске, новых нефтегазовых и газоконденсатных месторождений, золоторудных месторождений и других объектов. Строительство линии электропередачи ведет Дальневосточная управляющая энергетическая компания. Здесь есть и наши участки. Кроме этого, Федеральная сетевая компания ведет строительство ВЛ Томмот—Майя. Эти линии призваны повысить надежность энергоснабжения Западного и Центрального энергорайонов Якутии. Они же позволят запитать дополнительных потребителей, дать возможность свободного подключения для вновь создающихся предприятий. И еще одна из основных задач столь масштабного проекта на западе республики — дать надежное энергоснабжение нефтепроводу ВСТО. В течение 2012 года строительством завершено 850 километров линий электропередачи напряжением 220 кВ, в процессе строительства находятся 280 километров ЛЭП, которые должны быть сданы в 2013 году.
— На каких участках трудится непосредственно ООО «Якутское»?
— Наша компания участвовала в нескольких проектах. Сегодня поставлены под напряжение значимые участки линии. Это первый этап проекта — Чернышевск—Мирный протяженностью 120 километров, это линия между нефтеперекачивающими станциями НПС12 и НПС13 с отпайкой на НПС14, 170 километров. Не могу не сказать, что эта работа велась с двумя большими переходами через реки Лену и Олёкму. Переходы эти уникальные, высота опоры составляет более ста метров, вес одной опоры более ста тонн. Это была поистине героическая работа. Наш коллектив, по сути, проверялся на прочность и с честью выдержал испытание. Еще один значимый для нас объект — третий этап реконструкции линии электропередачи 220 кВ Каскад Вилюйских ГЭС—Айхал—Удачный протяженностью 40 километров. Завершение этого объекта позволит повысить надежность энергоснабжения алмазодобывающих предприятий.
— Вашей компании пятый год. Это небольшой «возраст», но предприятие уже заработало безупречную репутацию и получило известность в регионе. За счет чего это стало возможно?
— Мы, действительно, еще молодая компания. Но с самого начала нашей деятельности мы были нацелены на высокий результат. Понятно, что сегодня все работают в условиях рынка и довольно жесткой конкуренции. Надо каждый день доказывать свою профессиональную состоятельность, свое умение выполнить заказ в срок и с высоким качеством. Именно в этом наше главное преимущество. В Якутии сегодня серьезно развивается промышленный рынок, и чтобы занять в нем свою отраслевую нишу, нам пришлось немало потрудиться. И во главу угла мы поставили повышение производительности труда. Как известно, высоким показателем в этом смысле могут похвастаться немногие российские компании. Но мы решили добиться результатов во что бы то ни стало. Примером может служить Европа. Там производительность практически в два раза выше, чем даже у нас на предприятии. И это при том, что мы ведем очень большую работу в этом плане. Прежде всего мы кардинально изменили отработанную десятилетиями систему управления процессами строительства линейных объектов. У нас в основе такого управления лежит детальное разделение процесса производства работ между подразделениями предприятия, повышение специализации каждого монтажного подразделения. У нас подобран высококвалифицированный персонал, как инженернотехнический, так и рядовой. Руководители всех уровней умеют принимать оперативные решения в случае возникновения проблем. Такой подход к работе дал свои результаты. Мы, как правило, значительно сокращаем намеченные сроки выполнения работ. ООО «Якутское» — молодая, активно развивающаяся компания, которая отвечает требованиям времени. Сегодня Республика Саха (Якутия) динамично развивается, реализуются грандиозные проекты, надо строить много и хорошо. А это как раз наш профиль.
— Суровый климат Якутии, как известно, накладывает отпечаток на любую деятельность человека на этой территории. Как вы справляетесь с этой проблемой?
— Вообще всякое строительство, в том числе и энергетическое, у нас характеризуется очень непростыми условиями. Это не только климат, но и совершенно неразвитая транспортная инфраструктура и многое другое. Что касается природных условий, то я скажу так. Бывает, что в трескучие морозы не выдерживает техника, но люди работают. Хотя если температура падает ниже минус 48 градусов, это отрицательно сказывается на производительности труда. Мы всегда своевременно готовим технику к сильным морозам, стараемся, чтобы не было ни минуты простоя. Летом свои проблемы. Если в холодное время года можно проехать по зимникам, то с приходом тепла начинается оттайка вечной мерзлоты, появляются сплошные болота. Тогда строим лежневые дороги. Только нынешним летом мы построили их более 250 километров. Используем вездеходную, болотоходную технику, которая способна работать на слабонесущих грунтах. Не случайно у нас большой автопарк, всего на предприятии насчитывается более 300 единиц самой различной техники, и это вполне оправданно. Вот вам и специфика Севера. Разве можно сравнивать условия, в которых работаем мы и строители где-нибудь в Черноземье? Там хоть проселочные, хоть какие-то дороги есть, а у нас на сотни километров леса и болота. Но мы не жалуемся, это наша земля, и мы умеем на ней работать.
— Геннадий Викторович, конечно же, такие сложные условия требуют, чтобы персонал был не только высококвалифицированным, но и дружным. Ведь на Севере без взаимовыручки не обойтись.
— Разумеется. И я хочу сказать, что коллектив наш сплоченный, закаленный в испытаниях. Каждый готов прийти на помощь товарищу. Всего у нас трудятся 580 человек. Это и инженерно-технический персонал, который занимается проектированием и оперативным руководством, и работники строительно-монтажного управления. В основном у нас работают жители Якутии, но мы привлекаем специалистов из других территорий Дальнего Востока — из Хабаровского края, Бурятии, Иркутской области. Дел на всех хватит. Кстати, надо заметить, что наши сотрудники принимали участие в строительстве практически всех крупных объектов энергетики на Дальнем Востоке. И везде мы оставляли о себе добрую память.
— Как вам удалось создать такой сплоченный и квалифицированный коллектив?
— Предприятию пришлось в свое время начинать почти что с нуля. В 90-е годы, когда в строительстве наступил глубокий кризис, это особенно коснулось Дальневосточного региона. Распались многие крупные строительные предприятия и организации. Сегодня с нашей стороны Урала, по сути, нет холдингов, в которых были бы объединены квалифицированные специалисты. С этим проблема. Многие энергостроители в те же 90-е разъехались в западные регионы страны. Причем уезжали самые лучшие — те, кто будет востребован в любом месте. Так что кадровая проблема у нас стояла очень остро. Однако с трудом, но удалось собрать профессиональный коллектив. К нам пришло много молодых специалистов, выпускников инженерно-технического факультета Северо-восточного федерального университета, и мы в них не ошиблись.
— Ваше предприятие строит не только линии электропередачи, но выполняет и другие работы?
— Основное для нас, конечно, строительство ЛЭП. Но в свое время мы вели берегоукрепительные работы на реке Алдан в районе села Кюпцы Усть-Майского улуса. Заказчиком было государственное управление «Исполнительная дирекция по ликвидации весеннего паводка и организации восстановительных работ в Республике Саха (Якутия)». Потрудились мы и на ремонте участка федеральной автодороги «Колыма». Все это, наряду с энергостроительными объектами,— бесценный опыт работы в труднодоступных местах в самых суровых условиях. Не могу не сказать о том, что считаю важнейшим делом при организации работ. Наши люди в тяжелейших, порой экстремальных условиях тянут провода, поднимают опоры. Но после смены они должны получить полноценный отдых. Поэтому первый этап работы у нас всегда — строительство базовых вахтовых поселков. Разумеется, в глухой тайге построить нечто полностью комфортабельное невозможно, но всё, что можно предусмотреть, предусмотрено. Есть жилые корпуса, столовая, банно-прачечный комплекс. Есть связь, есть Интернет. Каждый наш работник может в любое время позвонить домой и даже пообщаться с родными по Скайпу. С дополнительными издержками мы не считаемся — человек при любых обстоятельствах должен жить в человеческих условиях. Наши усилия не пропадают даром. В результате нам удалось создать масштабный строительный ресурс, который позволяет выполнить работу и качественно, и с опережением сроков.
— Ваши подразделения работают необычайно эффективно. За счет чего это происходит?
— Этому много причин. О некоторых я уже сказал. Добавлю, что мы постоянно совершенствуем технологии строительства, внедряются новые планы производства. Это позволяет снизить затраты, повысить производительность труда, выполнять в короткие сроки задачи, которые раньше требовали больше времени. И, конечно, постоянно повышаем профессиональный уровень инженерно-технического персонала, монтажников, сварщиков, механизаторов, строителей. Этому в ООО «Якутское» уделяется особое внимание. Опять же, тщательно следим за техникой. Она у нас как импортная, так и отечественная. В каждом случае решаем, какую лучше приобрести исходя из условий работы.
— Геннадий Викторович, какие планы у предприятия на 2013 год?
— В будущем году компания также примет участие в реализации крупных, известных проектов на территории Якутии. Мы заняты на строительстве участка ВЛ Ленск—Пеледуй. Как я уже говорил, эта линия разбита на участки, один из них мы завершили в нынешнем году, а в 2013-м закончим и этот. Работа предстоит большая и непростая, но мы к этому готовы. Также принимаем участие в строительстве большого участка линии 220 Кв Подстанция «Призейская» — подстанция «Эльга» совместно с генподрядчиком, московской компанией ООО «Глобал электросвязь». Будем трудиться в Магаданской области на строительстве линии электропередачи Центральная—Сокол—Палатка. Без ложной скромности могу сказать, что в 2012 году мы поставили под напряжение 370 километров линий электропередачи и освоили большой объем инвестиций, а в следующем году ожидаем результат не хуже. И, конечно же, при строительстве мы стараемся соответствовать всем требованиям, предъявляемым к нам и заказчиками, и контролирующими организациями. Кстати, мы благодарны нашим заказчикам, что они понимают всю сложность выполняемой нами работы. Это не значит, что нам делаются какие-то поблажки, но когда ценят по достоинству твой труд — это всегда приятно.
— Если говорить о проблемах, то как вы работаете в рамках печально знаменитого федерального закона № 94-ФЗ?
— Что скрывать, закон этот несовершенен. На аукционах зачастую приходится сталкиваться с тем, что появляются никому не известные компании, снижают цену ниже себестоимости работ, а потом не знают, что с выигранным заказом делать. Другая беда — строительные компании из Центральной России. Для того чтобы работать в условиях Севера, надо знать его специфику, владеть приемами строительства на вечной мерзлоте, в заболоченной местности. Разумеется, московские, например, компании этими познаниями не обладают. Как могут они успешно справиться с заданием? На Севере должны работать те предприятия, которые имеют здесь основательную техническую базу, специально обученный персонал. Так что претензии к ФЗ-94 есть. Но что делать, играем по тем правилам, которые предлагает государство.
— Геннадий Викторович, сегодня очень много говорят на всех уровнях о том, что Дальнему Востоку нужен особый экономический статус. В этой связи особый интерес вызывает проект «Северная Азия», который предполагает развитие дальневосточных территорий как буферной зоны между двумя континентами — Европой и Азией. Что вы думаете по этому поводу?
— Я однозначно поддерживаю позицию и президента Республики Саха(Якутия), и президента РФ в этом плане. По сути, то же самое предлагают практически все субъекты РФ на Дальнем Востоке. Нельзя сравнивать условия экономической деятельности в Центральной России и у нас, на Севере. Если идти по принципу уравниловки под видом создания равных для всех условий, то о развитии ДФО можно забыть. Конечно, нужны и налоговые льготы, и другие преференции. Что касается проекта «Северная Азия», то я думаю, что он должен быть реализован.
— Чего бы вы хотели для себя и для компании «Якутское» в новом, 2013 году?
— Мне, как и любому строителю на Севере, хочется, чтобы зима была подольше — продлилось бы время использования зимников, чтобы морозы ударили пораньше и были налажены ледовые переправы. Но чтобы температура не опускалась слишком низко, мешая нам работать. А лето чтобы было посуше, давало нам возможность строить на заболоченных участках. Но я понимаю, что это не от нас зависит, природа в Якутии суровая, и надо быть готовыми ко всему. Что мы и делаем. А еще хочу пожелать нашему коллективу, всем дальневосточникам хороших заказов, успешного их выполнения и, конечно, счастья и здоровья каждому.
Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >