«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (159), август 2020
Главная тема

Главная тема 

«Ресурсы Албазино»: новые горизонты

Треть руды, добываемой ООО «Ресурсы Албазино» компании «Полиметалл», обеспечивают подземные горные работы. Их объём ежегодно увеличивается. В настоящее время предприятие ведёт строительство второго подземного рудника на рудной зоне Екатерина-2. О том, как меняются подходы к освоению Албазинского рудного месторождения, читайте в интервью с управляющим директором ООО «Ресурсы Албазино» Олегом ВОРОНИНЫМ.

Подземная карьера

— Олег Анатольевич, расскажите, пожалуйста, как началась ваша карьера в горной отрасли.

Справка

ООО «Ресурсы Албазино» разрабатывает месторождение упорного золота Албазино в районе им. Полины Осипенко Хабаровского края. Предприятие является частью Амурского хаба, в который также входит Амурский гидрометаллургический комбинат (г. Амурск). На предприятии трудится 1 300 человек. «Ресурсы Албазино» входят в пятёрку крупнейших налогоплательщиков Хабаровского края. За 9 лет на Албазинском ГОКе было переработано свыше 14 миллионов тонн руды, произведено более 1 170 тысяч тонн флотоконцентрата, или 60 тонн золота. На сегодняшний день «Ресурсы Албазино» ежегодно производят более 240 тысяч унций золотого эквивалента. ООО «Ресурсы Албазино» — один из старейших активов «Полиметалла», который золотодобывающая компания в 2006 году начала развивать с нуля. В 2007 году на Албазинской площади начались масштабные геологоразведочные работы. В конце 2008-го на участке приступили к строительству Албазинской обогатительной фабрики, и уже в апреле 2011 года на месторождении была запущена первая очередь горно-обогатительного комплекса и отгружена первая партия концентрата.

— В 1994 году я окончил Красноярский институт цветных металлов по специальности горный инженер. Выбор профессии был для меня, как и для многих моих друзей, вполне закономерным. Я вырос в небольшом городе Зыряновск (сейчас — город Алтай в Восточном Казахстане), основу экономики которого всегда составляло горнорудное производство. В 1991 году там был открыт Малеевский рудник («Казцинк»), где и началась моя «подземная карьера». По окончании института в течение 14 лет я работал на Малеевском полиметаллическом месторождении. Устроился проходчиком-крепильщиком, потом стал горным мастером, начальником участка и вырос до главного инженера.

— Если заглянуть в вашу биографическую справку, то следующим профессиональным этапом для вас стал «Полиметалл», где в должности главного инженера вы проработали много лет.

— Это действительно так. Сначала пять лет был главным инженером в АО «Серебро Магадана» (входит в Дукатский хаб), где отработка месторождения ведётся подземным способом. Там и пригодилась моя специализация «подземные горные работы». За эти годы я получил бесценный опыт. Затем меня перевели в подразделение «Полиметалл Шахтопроходка», а уже через год, в 2015-м, предложили занять должность главного инженера на Албазинском ГОКе.

— Помните свои первые впечатления от Албазинского ГОКа?

— Впервые Албазино я увидел в 2014 году. Месторождение впечатлило масштабами, объёмами, техникой, современными подходами к его освоению. Анфисинский карьер меня, человека, специализировавшегося на подземных горных работах, конечно, поразил. А когда я  пришёл в «Ресурсы Албазино» главным инженером, не разочаровался. Первый год практически безвылазно находился на участке — тогда шло строительство рудника Ольгинской рудной зоны. Его запуск в эксплуатацию в 2016-м считаю самым знаковым событием первого года работы на предприятии.

— Год назад вы приняли предложение возглавить ООО «Ресурсы Албазино». Насколько вам помогает опыт главного инженера? Каких приоритетов придерживаетесь в своей работе?

— Знание технических и технологических процессов на всех этапах, ежедневный опыт взаимодействия со специалистами разных уровней, а также постоянная координация всех подразделений предприятия мне очень помогает. Характер работы, конечно, изменился — технологические направления горных работ остались за моими коллегами. Сам же я сейчас больше «держу фокус» на стратегических целях компании, эффективности производства, работе с персоналом. Если же говорить о приоритетах, то они остались прежними: первое — обеспечить нулевой травматизм и безопасность на производстве, и второе — выполнить производственный план.

— А какое событие для вас как управляющего директора стало самым значимым?

— Выпуск в апреле этого года 60-й тонны золота в концентрате. Ведь когда-то на Албазино планировали добыть всего 10 тонн драгметалла, а сегодня мы видим чёткие перспективы работы предприятия ещё более чем на десять лет.

Горизонты Ольги и рудник Екатерина-2

— Олег Анатольевич, какие изменения происходят в стратегии освоения Албазинского месторождения?

— «Ресурсы Албазино» разрабатывают Албазинскую площадь открытым и подземным способами — на карьерах Анфиса и Екатерина-2 и подземном руднике Ольга. В прошлом году добыли 2 133 тысячи тонн руды, из которых 1 555 тысяч тонн — в карьерах. В течение года нарастили добычу в подземке на 43%, частично замещая открытые горные работы подземными. Дело в том, что в августе 2019 года горные работы на карьере Екатерина-1 были завершены. На месторождении есть участки, которые можно разрабатывать открытым способом. Например, в текущем году планируем приступить к отработке месторождения Фарида.

— А каковы перспективы подземной добычи?

— В этом году продолжаем работы по расширению подземной добычи. В первом полугодии она выросла на 25 %. Сегодня примерно каждую третью тонну руды мы обеспечиваем ПГР: 325 тысяч тонн из 981 тысячи тонн, добытой за шесть месяцев 2020 года.

Ведётся строительство нового рудника на рудной зоне Екатерина-2, которая, согласно проведённым исследованиям, в ближайшие годы станет крупнейшим поставщиком руды с высоким содержанием золота.

На Ольгинской рудной зоне в текущем году запланировано углубиться на горизонты 90–135 метров. В руднике необходимо построить транспортные уклоны, чтобы подготовить выработки к началу добычного сезона 2021–2022 годов. Это потребовало дополнительных мер: в частности, замены главной вентиляционной установки на более мощную. Сейчас ведётся закупка соответствующего оборудования.

— Олег Анатольевич, в конце прошлого года на руднике «Ольга» был построен новый элемент транспортной инфраструктуры. Для чего он нужен?

— Ввод пятого автотранспортного уклона на подземном руднике Ольгинской рудной зоны позволил нам изменить схему движения транспорта. До строительства транспортной развязки все спуски и подъёмы из шахты производились по одной выработке. Съезд был оборудован светофорами, но техника простаивала, что сказывалось на производительности. А с запуском кольцевой развязки порожняя техника идёт на спуск, а гружёная с подземных работ двигается по новому, пятому автоуклону.

Кроме того, новый автосъезд позволил получить доступ к северному флангу Ольгинской рудной зоны и обеспечить проветривание горных выработок.

— Какие сложности пришлось преодолевать при строительстве автоуклона?

— Чтобы ускорить проходку автоуклона, мы пробивали штольню встречными забоями. Кроме того, часть горной выработки пришлось пройти по породам, нарушенным разломом.

Да, безусловно, условия, в которых пришлось вести работы, рядовыми не назовёшь. Нами были рассмотрены мировые технологии ведения горных работ подземным способом в неустойчивых породах. Мы воспользовались идеей и опытом проходки с применением инъекционного материала от BASF, но использовали при этом портландцемент и бетононасос высокого давления.

Далее для армирования и усиления контура выработки применили буровой инструмент ROBIT. В албазинской подземке это был первый опыт работы с таким инструментом. В результате при строительстве мы применяли опережающее крепление, производили цементирование массива.

— Каковы параметры объекта и сроки проведения работ?

— Общая протяжённость развязки составляет 617 метров. Строительство вели два с половиной года.

Обновления и улучшения

— Предприятие серьёзно инвестирует в развитие производства. Как распределяются капитальные затраты?

— Основные статьи капитальных затрат на Албазино в прошлом году, например, кроме финансирования работ на руднике «Екатерина-2», были направлены на приобретение горной техники, устройство дренажной системы. Кроме того, шло строительство двух современных общежитий на 200 человек в вахтовом посёлке Албазинского ГОКа, которые ввели в эксплуатацию в этом году. Мы очень серьёзно относимся к улучшению бытовых условий персонала. Число сотрудников за год у нас выросло почти на сотню человек. Это связано, в том числе, и с увеличением объёма подземной проходки.

На участке Екатерина-2 начинается обустройство промплощадки подземного рудника: возводятся административно-бытовой корпус, нарядная, главная вентиляторная установка и ремонтно-механическая мастерская для ремонта самоходной техники.

Также на промплощадке «Ресурсов Албазино» строятся дополнительные отстойники. Предприятие получит возможность сократить потребление свежей воды — на производственных площадках Албазино используем оборотную воду.

В связи с увеличением объёмов подземных горных работ мы приступили к модернизации и обновлению парка машин подземных рудников. В 2019-м начали масштабное техническое перевооружение, которое продолжилось и в текущем году.

— Какой технике отдаёте предпочтение?

— Большая часть техники в компании представлена ведущими мировыми производителями EpiRoc (бывший AtlasCopco) и Sandvik. В частности, ковшовые экскаваторы, самосвалы и буровые машины для проходческих работ мы используем фирмы Sandvik, а техника, предназначенная для очистного бурения, — фирмы EpiRoc. При выборе поставщиков оборудования отдавали предпочтение безопасности, сервису и наличию консигнационного склада запчастей.

— Олег Анатольевич, каковы возможности фабрики по переработке руды?

— Сегодня мы максимально используем мощности нашей обогатительной фабрики. В прошлом году, как и планировали, переработали 1 736 тысяч тонн руды. Рассчитываем, что в этом году объёмы будут не меньше.

— Как предприятие совершенствует схемы переработки золота?

— Работа фабрики — это непрерывный процесс улучшения производства. Технологии переработки руды совершенствуются постоянно, что позволяет получить на выходе более качественный материал. В частности, в текущем году увеличили шаровую загрузку МПСИ (мельницы мокрого полусамоизмельчения) и расширили объём барабана мельницы за счёт применения футеровки специально подобранного дизайна. Для этого приглашали специалистов, которые разрабатывали схемы и проводили опытно-промышленные исследования.

Также на мельницах начали использовать шары четвёртого класса твёрдости и, как следствие, уменьшили образование скрапа. Кроме того, с целью получения более качественного продукта изменили подход к шихтованию. Сегодня на мощностях фабрики перерабатывается руда с карьеров Анфиса, Екатерина-1 и Екатерина-2, Ольгинского рудника. На всех четырёх участках руда имеет разную степень твёрдости, что необходимо учитывать при подборе поступающей на фабрику шихты. Стоит отдать должное мастерству и опыту наших обогатителей, которые блестяще справляются с этой задачей, обеспечивая высокие извлечения золота в концентрате.

— В 2019 году за счёт геологоразведочных работ добавочные минеральные ресурсы Албазино увеличились на 159 тысяч унций и составили 1,8 миллиона унций в золотом эквиваленте при среднем содержании 4,6 грамма на тонну. Какие работы проводите в текущем году для пополнения минерально-ресурсной базы предприятия?

— На 2020 год запланируем провести доразведку флангов в пределах Албазинского рудного узла. Рассчитываем, что на флангах может проявиться рудное тело, в частности есть перспективный участок Пихтовый.

— А каковы результаты работ на участке Талгий Уркачикской площади?

— В 2019 году на участке Талгий проводились поиски и оценка ресурсов, прошли 47 тысяч кубометров канав и пробурили 4,7 километра скважин. В этом году подрядная организация запустила три буровых станка, ждём промежуточных результатов. В целом по Талгому мы рассчитываем в нынешнем году провести подготовку первичной оценки минеральных ресурсов.

 

Беседовала Мария Ширяева

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров