Камчатка — край уникальный во всех отношениях. Здесь даже рыба, скажем так, живёт по своему графику — в чётные годы горбуша идёт к западному побережью, а в нечётные — к восточному. И это не местная легенда, а реальный факт. Впрочем, несмотря на такой расклад, отраслевые предприятия работают на полную мощность. Несмотря на все сложности. Подробности — в интервью с генеральным директором ООО «Кристалл» Русланом ИНАМОВЫМ.
— Руслан Михайлович, какие основные проблемы, на ваш взгляд, испытывают предприятия, занимающиеся прибрежным рыболовством?
— Я не стану сейчас говорить обо всех отраслевых компаниях. У каждого из них свои проблемы, и тут уж оценки должны давать руководители каждой из этих структур. Что же касается непосредственно нашего предприятия, то мы работаем по принципу: идёт к нам рыба — хорошо, не идёт — плохо. Всё просто, но так оно и есть. Всё зависит от того, как складывается путина. И это главное.
— А правда, что рыба у вас на Камчатке идёт строго по графику? В один год, например, она подходит к западному побережью, в другой — к восточному? Или это такая местная легенда?
— Никакой легенды, так и есть. Скажу больше, в чётные годы рыба идёт к западному побережью, а в нечётные — к восточному. Но это касается только горбуши. Честно говоря, я даже не знаю, почему так происходит. Раньше, в советские времена, такого чёткого расклада не было. А теперь получается именно так.
— А вы на каком побережье работаете?
— На западном, в Соболевском районе Камчатского края. Так что, с учётом чётности 2016 года, это наш период «по горбуше».
— Ваша компания занимается только рыболовством? Или вы ведёте ещё и переработку?
— Мы работаем в комплексе. Сами ловим рыбу, сами её и перерабатываем. Для этого у нас есть и технические возможности, и квалифицированные кадры.
— Кстати, о технических возможностях. Сколько у вашей компании рыболовецких судов?
— У нас восемь малых рыболовных судов (МРС). Плюс вспомогательный флот, например три буксирных катера. Ну и другие технические средства. Что же касается переработки, то соответствующую деятельность мы ведём на двух собственных заводах. Так что наш технологический потенциал позволяет нам работать не только на сегодняшний день, но и на перспективу. Как говорится, была бы рыба.
— А сколько человек работает в ООО «Кристалл»?
— Путина у нас продолжается в течение семи месяцев, с середины апреля по середину ноября. Соответственно, людей мы нанимаем в основном на этот период. И это в общей сложности тысяча человек. Хотя есть, конечно, и постоянный кадровый состав.
— Люди в основном приезжие?
— Есть и приезжие, есть и местные. Хотя костяк квалифицированных специалистов — это, конечно, жители Камчатки.
— Многие ваши коллеги — руководители рыбодобывающих компаний, не раз озвучивали проблему, связанную с излишним администрированием в отрасли. Дескать, как только в «Росрыболовстве» меняется очередной руководитель — вводятся и новые правила, что мешает работать участникам рынка. Вы с этим сталкиваетесь?
— Определённые проблемы, конечно, есть. Их и не может не быть, отрасль у нас довольно специфичная. Всё-таки речь идёт об использовании государственных ресурсов, а это всегда непросто. Но справедливости ради хочу отметить — работать стало всё-таки проще, чем ещё совсем недавно. По крайней мере, теперь участки отдаются в аренду на 20 лет. А такие длительные сроки позволяют выстраивать свою деятельность в перспективном формате. Стабильность появилась, проще говоря.
— А как складываются ваши взаимоотношения с надзорными органами?
— Тут также есть позитив. К примеру, раньше надзором занималась гражданская структура — государственная морская инспекция (ГМИ). И проблем у нас было более чем достаточно. Причём искусственно созданных проблем, я это специально подчёркиваю. Однако теперь функции надзора отошли к пограничной службе. И работать стало значительно проще. Пограничники действуют в строгом соответствии с должностными регламентами. Всё чётко, всё понятно, всё прозрачно. Так что никаких проблем у нас в этой связи теперь нет. Работать по закону всегда выгодно. Это касается и государства, и бизнеса.
— Ощущаете ли вы проблемы, связанные с судоремонтом?
— А вот это — да, это серьёзная беда для всей отрасли. Причём проблемы судоремонта касаются всех рыбаков без исключения. Все судоремонтные мощности, созданные ещё в советские годы, были если не разрушены, то здорово минимизированы. И теперь ремонтировать флот стало совсем непросто. Зачастую проще новое судно купить, чем произвести капремонт на старом. Такая вот сложилась ситуация на рынке. И это, повторюсь, касается всех отраслевых компаний, ведь без регулярного обновления флота ни о какой эффективной работе не может быть и речи.
— И где вы ремонтируете свои суда?
— В Приморском крае. На ремонт мы уходим именно в этот регион.
— А почему не ремонтируете флот на Камчатке?
— В Приморье это, во-первых, дешевле. Ну а во-вторых, есть и другие проблемные моменты, которые заставляют нас ремонтировать суда в другом регионе.
— Ощущаете ли вы финансовый кризис на своей компании?
— Конечно, ощущаем! Особенно, если вести речь о валютных колебаниях. У нас ведь и двигатели на судах импортные, и оборудование на перерабатывающих заводах зарубежное. Поэтому нетрудно понять, что все запчасти подорожали в соответствии с колебаниями курса доллара. И это отражается на нашей отраслевой деятельности.
— А какое оборудование установлено на ваших заводах?
— Практически вся техника у нас японская. Что же касается двигателей на наших судах, то они китайского производства. Впрочем, говорить о влиянии кризиса можно долго. Но кризисные явления от нас не зависят. Поэтому будем работать в тех условиях, которые есть на сегодняшний день. Другого выхода тут нет.
— Насколько известно, Руслан Михайлович, ваша компания ведёт ещё и серьёзную социальную работу. Это так?
— Да, мы не отказываем в социальной поддержке жителям родного для нас Соболевского района Камчатского края. Чем можем, тем и помогаем своим землякам.
— О какой помощи идёт речь в первую очередь?
— Наше предприятие — рыбодобывающее и рыбоперерабатывающее. Поэтому и помощь мы оказываем в основном рыбой. В местную больницу её поставляем, в другие учреждения социальной сферы. Да и старикам соответствующую поддержку оказываем. Не говоря уж о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, в этом случае мы особенно тщательно подходим к формированию подарков к различным праздникам. А как иначе? Это наш гражданский долг перед старшим поколением. Перед поколением людей, благодаря которым мы все живём и работаем.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >