Вот уже 46 лет в бухте Врангеля, что под Находкой в Приморском крае, работает самый крупный в России специализированный терминал по перевалке угольной продукции. Тысячи рабочих мест, наилучшие доступные технологии и оборудование, ежегодный рост перевалки угля... Речь идёт, конечно, о компании АО «Восточный Порт».
История нынешнего крупнейшего в стране порта по перевалке угля началась в 1970 году. Это было время укрепления торгово-экономических отношений Советского Союза с азиатским рынком. Однако нехватка портовой и железнодорожной инфраструктуры в столь выгодном по расположению к странам АТР регионе, как Приморский край, тормозила потенциальный рост грузооборота. Именно тогда правительство страны и утвердило знаковый проект под названием «Порт Восточный». Через три года в бухте Врангеля (город Находка) в эксплуатацию был запущен универсальный перегрузочный комплекс, а спустя ещё пять лет, в 1978-м, здесь заработал первый в стране специализированный угольный терминал.
В 1996 году в порту ввели вторую очередь угольного комплекса. После запуска новых объектов и их последующей модернизации мощность предприятия выросла почти в четыре раза.
Сегодня «Восточный Порт» — это оборудованный по последним технологиям комплекс по перевалке угольной продукции, поступающей по железной дороге преимущественно из Кузбасса, Хакасии и Якутии. С запуском в 2019 году терминала третьей очереди специализированного угольного комплекса общая пропускная способность предприятия увеличилась до 55 миллионов тонн угля в год. Из «Восточного Порта» российский уголь отправляется по морю в страны Азиатско-Тихоокеанского региона: КНР, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам и другие.
Без преувеличения, 2019 год для АО «Восточный Порт» стал знаковым: завершилась реализация грандиозного проекта — строительства третьей очереди терминала стоимостью 40 миллиардов рублей. Значимость предприятия для экономики региона и страны выросла еще больше, так как модернизация комплекса была выполнена стивидорной компанией полностью за счёт собственных средств, без привлечения государственного финансирования.
На что же пошла столь внушительная сумма и в чём, собственно, уникальность этого проекта?
К работам по расширению мощностей предприятие приступило в 2012 году. Третья очередь — продолжение существующего производственного перегрузочного комплекса. Это полностью автоматизированный терминал для перегрузки угля с железнодорожного транспорта на морские суда.
В рамках строительства возведен новый причал длиной 300 метров, способный принимать под погрузку суда дедвейтом до 125 тысяч тонн. Смонтированы две судопогрузочные машины, построены полностью закрытые комплексы транспортировки угля и четыре угольных склада, позволяющие одновременно хранить до 800 тысяч тонн угля. Склады оборудованы передвижными конвейерными машинами — двумя стакерами и четырьмя реклаймерами.
Помимо этого, на территории третьей очереди построен закрытый комплекс с двумя тандемными вагоноопрокидывателями и инфракрасными вагоноразмораживателями, вся необходимая железнодорожная инфраструктура на подъезде к терминалу, включающая три моста, сортировочные пучки, новые парк приёма гружёных составов и парк отправки порожних вагонов, построенные в припортовой станции Находка-Восточная. Уникальность проекта также заключается в том, что частично объекты производственного перегрузочного комплекса расположены на искусственно построенном земельном участке площадью 17 гектаров.
Уже по итогам 2020-го коллектив АО «Восточный Порт» рассчитывает превысить достигнутый результат прошлого года. План вполне осуществимый, если взглянуть на результат стивидора за первое полугодие. Так, за шесть месяцев текущего года предприятие перегрузило около 14 миллионов тонн высококачественной угольной продукции. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года перевалка выросла на 6%.
За шесть месяцев года докеры обработали 275 судов разной вместимости, в том числе 17 балкеров стандарта capesize дедвейтом более 100 тысяч тонн.
Для АО «Восточный Порт» экологический аспект всегда был и остаётся приоритетным. На специализированном терминале применяется комплекс наилучших доступных технологий, не только обеспечивающих высокое качество погрузочно-разгрузочных работ, но и исключающих контакт угля с окружающей средой вне территории комплексов. Экологическую безопасность производственной деятельности обеспечивают уникальная система ветрозащиты высотой более 20 метров и общей длиной более трех километров, закрытые вагоноопрокидыватели с системой аспирации, крытое конвейерное оборудование, системы многоступенчатой очистки воды, сухого тумана, водного орошения, пылеподавления на устройствах сортировки и транспортировки угля, снегогенераторы, специализированная пылеуборочная техника и другие технологии.
С 2018 года стивидор приступил к реализации собственной комплексной экологической программы. За последние три года на эти цели инвестировано порядка 5,8 миллиарда рублей. Из них свыше 1,7 миллиарда рублей выделено в 2020 году на приобретение новейшего высокотехнологичного оборудования.
Для примера: в рамках модернизации системы аспирации предприятие затратило 200 миллионов рублей на установку мощных пылеулавливающих установок. Новое оборудование действует в пересыпных станциях закрытых конвейерных линий — на этапе погрузки угля на суда. В настоящее время завершается и модернизация системы аспирации на закрытом комплексе тандемного вагоноопрокидывателя.
Также специалистами порта реализован проект по модернизации систем орошения на судопогрузочных машинах для повышения эффективности работы при отрицательных температурах. Все эти мероприятия были выполнены в течение 2019—2020 годов.
На протяжении вот уже нескольких лет стивидорная компания остаётся одним из крупнейших налогоплательщиков Приморского края. Только за 2019 год АО «Восточный Порт» перечислило 2,7 миллиарда рублей в бюджеты разных уровней, при этом около 70% от общей суммы было направлено в бюджеты края и Находкинского городского округа.
Если говорить про текущий год, то за первое полугодие стивидор выплатил налогов на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. 158 миллионов рублей из них перечислено в федеральный бюджет, 287 миллионов рублей получили внебюджетные фонды, остальные 1 миллиард 60 миллионов рублей отчислений остались в регионе.
Ежегодно трудоустроиться в АО «Восточный Порт» хотят десятки специалистов — не только жители Находки и Приморского края, но и представители других регионов страны. И это неудивительно, учитывая, что предприятие регулярно инвестирует в обучение своих сотрудников, а также поддерживает корпоративный дух, организуя мероприятия для работников и их семей.
На сегодняшний день в порту трудятся более 2200 высококвалифицированных сотрудников. Причём 600 рабочих мест создано благодаря запуску третьей очереди терминала.
Заработная плата — ещё один немаловажный фактор в желании специалистов трудиться именно здесь. Средняя оплата труда в «Восточном Порту» на 80% выше, чем в среднем по краю. Кроме того, руководство предприятия помогает своим кадрам решать жилищный вопрос. Благодаря жилищной программе компании работники порта могут приобретать квартиры без переплаты процентной ставки за ипотеку.
Неудивительно, что на некоторые рабочие места конкурс составляет несколько человек. Люди понимают, что трудоустройство именно на этом предприятии даёт возможность не только зарабатывать, но и в целом изменить жизнь качественно в лучшую сторону.
Мария ШИРКОВА
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >