Вторая половина уходящего года стала весьма насыщенной (в информационном плане) для золотодобывающих компаний Дальнего Востока. Что же касается конкретных сюжетов, то в прессе активно освещался конфликт вокруг Итакинского золоторудного месторождения. Своё расследование по этому поводу опубликовала и наша газета, и оно впоследствии было растиражировано ведущими российскими СМИ. Впрочем, в этом деле начинают торжествовать закон, справедливость и здравый смысл — по решению суда лицензия вернулась к настоящему владельцу. А компания ПАО «Ксеньевский прииск» не просто выстояла в тяжёлой борьбе, но и наращивает промышленные обороты.
Вот характерный пример: в этом году многие золотодобывающие предприятия ДФО отраслевые планы не выполнили. В первую очередь по объективным причинам, связанным либо с лесными пожарами, либо с паводками. А вот в ПАО «Ксеньевский прииск» сложилась принципиально иная ситуация с объёмом добычи на всех без исключения лицензионных участках. Здесь планы были значительно перевыполнены, причём в общей сложности на 35%. Объём добычи по итогам промывочного сезона составил 1 тонну 539,6 килограмма золота. Это, кстати, рекордный показатель за всю новейшую историю прииска. Он на 17% выше аналогичного добычного показателя прошлого года.
Впрочем, если говорить непосредственно об объёмах, то в этом плане на предприятии всё складывается системно. Например, в 2018 году компания добыла 1 тонну 311,5 килограмма драгметалла, что опять-таки стало рекордом ПАО «Ксеньевский прииск». Можно констатировать: производственные показатели на предприятии наращиваются ежегодно. Неслучайно в своё время компания стала победителем в номинации «Лидеры по производительности труда в металлургии России» Всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России».
Ответ на вопрос, каким образом ПАО «Ксеньевский прииск» удаётся планомерно наращивать производственные обороты, лежит на поверхности. Дело в том, что единственный акционер компании Виктор ЛИТУЕВ и генеральный директор этого предприятия Егор ЛИТУЕВ внедрили и продолжают развивать современную систему золотодобычи. Это так называемый подрядный метод, когда головная организация является владельцем лицензии, техники и всего имущества, а также осуществляет координационные функции и операционный контроль. И вырабатывает стратегическую модель развития, разумеется. Ну а непосредственно золотодобычу ведут самодостаточные подрядные структуры. По сути, это холдинговый формат отраслевой деятельности, который уже давно доказал свою исключительную эффективность, поскольку для каждого подрядчика вырабатываются собственные условия функционирования, с учётом специфики конкретных участков и логистической составляющей. Кроме того, руководитель каждой подрядной организации обладает и высоким уровнем самостоятельности в принятии оперативных решений, и, конечно же, большим объёмом персональной ответственности за результат. Головной же офис, повторимся, сосредоточен на планомерном контроле и стратегии.
Мы уже рассказывали о подрядных структурах холдинга, так что на сей раз упомянем об этом коротко. Итак, добыча золота ведётся в Могочинском районе Забайкальского края. Что же касается непосредственно подрядчиков, то картина здесь такая:
На всех этих предприятиях (непосредственно на участках) работают свыше четырёхсот человек. Подавляющее большинство из них — жители Забайкальского края. Что же касается технических возможностей, то и здесь всё на уровне. Старатели используют 16 промприборов, среди которых ГГМ-3, ПГШ-2/50, ГПМП-3000, а также грохоты ГИТ-52 и ГИТ-62. И это не считая большого парка современной горной техники.
Также в подрядной структуре ПАО «Ксеньевский прииск» функционирует дражный флот. Работают две компании — ООО «Восток» (драги № 161 и 164) и ООО Екатерининский промысел» (драга № 159). Объём драг составляет от 210 до 250 литров. В общей сложности здесь трудятся почти сто человек.
Так вот, все перечисленные структуры (под руководством и контролем ПАО «Ксеньевский прииск») и наращивают производственные обороты. В первую очередь, конечно же, объёмы золотодобычи. И здесь всё развивается чрезвычайно динамично.
Между прочим, в некоторых СМИ подрядные схемы ПАО «Ксеньевский прииск» были поданы в негативной тональности. Дескать, что-то странное прослеживается в этой модели. Увы, писать так могут лишь те, кто никогда не сталкивался с работой ведущих игроков рынка. Например, один из лидеров россыпной золотодобычи «Сусуманзолото» (добывает порядка шести тонн драгоценного металла) уже давно использует исключительно подрядный подход. Там добычу осуществляют такие структуры, как «Чай-Урья золото», «Карьер Челбанья», «Иткана», «Астра», «Север», «Дражник»… Перечень можно продолжить. И сам принцип отраслевой деятельности один в один совпадает с методиками «Ксеньевского прииска». Так же действуют и другие крупные золотодобывающие компании и в России, и за рубежом. Это, действительно, свидетельствует о современном подходе к делу. Результаты работы таких холдингов (в том числе и ПАО «Ксеньевский прииск») говорят сами за себя. Они удерживали и будут удерживать лидирующие позиции в отрасли.
И вот что ещё чрезвычайно важно. Одно из главных требований, которое руководство ПАО «Ксеньевский прииск» выдвигает по отношению к своим подрядчикам, заключается в следующем: эти компании ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ТОЛЬКО В ЗАБАЙКАЛЬЕ. Специально акцентируем на этом внимание. Логику Виктора и Егора Литуевых понять можно, ведь в таком случае те же налоговые поступления (в их региональной и муниципальной частях) также остаются на территории Забайкальского края. А это уже прямое участие в пополнении регионального и муниципального бюджетов, что для края с бюджетным дефицитом очень актуально. Также нелишне сказать, что по итогам промывочного сезона 2019 года в бюджеты разных уровней было перечислено почти 400 миллионов рублей. Из них порядка 160 миллионов составил налог на прибыль, а свыше 130 миллионов — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ещё около 50 миллионов составили страховые взносы. Так что налоговая отдача от деятельности ПАО «Ксеньевский прииск» и подрядных структур весьма серьёзная. Эти компании однозначно работают на интересы России, Забайкалья и Могочинского района. Иначе и не скажешь.
Работает коллектив ПАО «Ксеньевский прииск» и на перспективу. И работает так же системно. В частности, здесь ведётся серьёзная геологоразведочная деятельность. В результате благодаря геологической переоценке на месторождении реки Чёрный Урюм ожидается прирост балансовых запасов россыпного золота в объёме 1500–1600 килограммов. А в бассейне верхнего течения реки Итака увеличение запасов рассчитано в объёме 180 килограммов драгоценного металла.
Кстати, это ещё один чрезвычайно зримый показатель долгосрочных планов компании. Сейчас далеко не все отраслевые предприятия ведут полноценные ГРР, хотя потребность в этом серьёзная, поскольку большинство месторождений было разведано ещё в советские годы. Кроме того, с учётом временных факторов, а также уже проводившихся отработок конкретных участков недр структура залежей золота изменилась. Неслучайно многие участки рынка называют приобретение лицензий «покупкой кота в мешке». То есть недропользователь не знает, подтвердятся ли заявленные там запасы или нет. Поэтому доразведка — единственный способ получить более или менее достоверную отраслевую картину. Как, собственно, и геологическая переоценка. Вот только стоят геологические работы весьма недёшево, и не все предприятия идут на такие расходы. А ПАО «Ксеньевский прииск» с затратами на прирост запасов не считается, поскольку это — перспективы развития.
Нелишним будет отметить и ещё один момент. Каждый старатель знает: итоги будущего сезона во многом зависят от объёмов и сроков выполнения вскрышных работ. Так вот, в 2019 году в структуре ПАО «Ксеньевский прииск» объём вскрыши составил почти 4 тысячи кубометров. При плане в 2412,7 куб. м. Как говорится, без комментариев.
Впрочем, эффективность работы любого промышленного предприятия — это ещё и минимизация издержек. И в этом отношении здесь также делается многое. В частности, в текущем году со склада ГСМ в автотранспортный цех были перенесены две топливораздаточные колонки. Так что сейчас водителям прииска не нужно совершать многокилометровые поездки через весь посёлок Ксеньевка, чтобы заправить свои автомобили, — это делается на месте. Можно, конечно, сказать, что данная новация не слишком значительная. Но это не так. Руководители ПАО «Ксеньевский прииск» уверены: на производстве мелочей быть не может. Все промышленные звенья должны функционировать в едином ритме. Тогда и толк будет. Поэтому реконструкция автотранспортного цеха, включая ремонт боксов и монтаж новой котельной, а также приобретение современной техники, также важные моменты. Всё это было сделано в текущем году, а в году следующем модернизация коснётся других подразделений компании. И это не считая регулярных расходов на пополнение парка техники.
Одно из серьёзных требований, которые предъявляет государство по отношению к недропользователям, — рекультивация отработанных участков. Это, кстати, вполне логично — ущерб природе от промышленной деятельности должен быть минимизирован. И руководители ПАО «Ксеньевский прииск» не просто соблюдают данные нормативы — они и здесь идут с опережением. Например, в 2019 году план рекультивации для компании был определен в территориальных параметрах, которые составили 178,5 гектара. Так вот, эти показатели на предприятии были увеличены — рекультивировано более 213 гектаров, то есть плодородие этих земель полностью восстановлено. А за последние четыре года коллективы ПАО «Ксеньевский прииск» и подрядных организаций рекультивировали в общей сложности почти 850 гектаров земель. Такой вот интересный и показательный штрих.
Ещё момент… В компании были разработаны собственные регламенты обращения с отходами, а также утверждены инструкции по обращению с отходами I—IV классов. Выяснилось, что благодаря системной природоохранной работе, да и следованию жёстким экологическим стандартам основная масса отходов на предприятии относится либо к IV (малоопасному), либо к V (неопасному) классам. Также серьёзное внимание было уделено снижению объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В итоге такая минимизация составила почти 70 тонн, то есть тот объём веществ, который в атмосферу не попал. Это стало возможным благодаря сокращению неорганизованных выбросов, применению системы рециркуляции выхлопных газов в двигателях внутреннего сгорания, оптимизации автотранспортных процессов и совершенствованию автомобильных двигателей в принципе. И это далеко не полный перечень природоохранных мероприятий, на которых, в хорошем смысле слова, «зациклены» в ПАО «Ксеньевский прииск».
Да, проблемные моменты здесь также присутствуют, и связаны они, главным образом, с несовершенством российского законодательства. В частности, с теми же особо защитными участками леса (ОЗУ), о которых только на страницах нашей газеты не раз рассказывали директора крупных отраслевых предприятий. Но даже в этом плане руководителей ПАО «Ксеньевский прииск» сложно в чём-то обвинить, поскольку сам прииск вскрышные работы не ведёт, рубкой леса не занимается, а все попытки доказать обратное обречены на провал. Конечно, если отталкиваться только от буквы закона.
Мы уже рассказывали о том, насколько скрупулёзно в компании относятся к выполнению социальных обязательств. В первую очередь по отношению к своим работникам. Достаточно отметить, что средняя зарплата в ПАО «Ксеньевский прииск» в 2019 году составила 71 тысячу рублей. А после завершения промывочного сезона (буквально вот-вот) работников ожидает весомая финансовая прибавка. Точнее, премия по итогам работы за год. Её размер зависит, как нетрудно догадаться, от трудовых результатов каждого и может составлять до двух полноценных ежемесячных заработных плат. Кстати, в компании отдельно поощряют ещё и авторов реализованных и просто интересных рационализаторских предложений. В этом году они также будут премированы.
Более чем серьёзное внимание в компании уделяется такой важнейшей составляющей, как поддержание здоровья работников. К примеру, в начале октября в ПАО «Ксеньевский прииск» стартовал пилотный проект по добровольному медицинскому страхованию тех специалистов, которые проживают в Забайкалье. Партнёром в этом случае был выбран один из лидеров отечественного страхового рынка — СОГАЗ. Причём в рамках такого сотрудничества золотодобытчиков со страховщиками сотрудники ПАО «Ксеньевский прииск» получили возможность пользоваться услугами лучших клиник города Читы. Более того, с учётом сегодняшней ситуации с онкологическими заболеваниями для коллектива предприятия были разработаны специальные диагностические рекомендации. В частности, озвучен перечень исследований (речь идёт в первую очередь об анализе крови на онкомаркеры), которые сотрудники должны пройти в обязательном порядке. И не стоит даже говорить о том, что такая забота о здоровье работников в отечественных компаниях — явление чрезвычайно редкое. Также все специалисты ПАО «Ксеньевский прииск» прошли вакцинацию от гриппа. А кроме этого, сейчас решается вопрос о закупке современного медицинского оборудования, которое будет использоваться прииском и участковой больницей в Ксеньевке. Также планируется приобрести современный и чрезвычайно дорогостоящий электрокардиограф Fukuda.
Впрочем, затраты на социальную сферу в ПАО «Ксеньевский прииск» расходами как таковыми не считают, несмотря на то, что направляют на эти цели десятки миллионов рублей. Потому что интересы территории для забайкальских золотодобытчиков всегда были приоритетными. И это реально заметно.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >