ООО «Зейская тайга» — предприятие по старательским меркам совсем молодое. В 2013 году оно приобрело первую лицензию на добычу благородных металлов в Амурской области, а в 2014 году добыло первые 14 килограммов золота. Сегодня артель уверенно набирает обороты и уже два года подряд добывает более 100 килограммов драгметалла за сезон. О том, как построить золотодобывающий бизнес, мы поговорили с собственником предприятия Багаудином Даутовичем ЭСТЕМИРОВЫМ и главным инженером Владимиром Ивановичем КАРПУКОМ.
— Багаудин Даутович, расскажите, как всё начиналось?
— Свою первую лицензию мы приобрели на аукционе в 2013 году за 3 миллиона рублей. На момент покупки на этой лицензии числилось более 125 килограммов балансовых запасов золота на двух участках по категории С1. Одна из россыпей расположена в долине ручья Сырукудяк, вторая — в долине Кудачи. В 2014 году мы завезли на Сырукудяк технику, подготовили полигон и намыли первые килограммы золота.
— Сколько техники понадобилось, чтобы приступить к добыче в первый сезон?
— Дорог там нет, и заезжали на участок мы зимой, по долине реки Унаха. Для организации добычных работ в первом сезоне нам понадобились два бульдозера, один экскаватор и самодельный вашгерд — простейший промприбор для промывки золотоносных песков, с производительностью около 400 кубов в сутки. При помощи этой техники за первый сезон на Сырукудяке нам удалось добыть 14,3 килограмма золота. В 2015 году мы организовали добычу на второй россыпи в долине ручья Кудачи, что позволило увеличить общий объём добычи золота до 32,2 килограмма за сезон.
— Багаудин Даутович, ваше предприятие очень быстро преодолело рубеж в 100 килограммов золота. Видимо, за счёт новых объектов?
— Да, мы старались каждый год вводить в эксплуатацию новые объекты. В 2015 году приобрели ещё одну лицензию на участок в долине ручья Арахматунов, в 2016 году запустили его в эксплуатацию и увеличили добычу до 49,3 килограмма золота.
В 2017 году ООО «Зейская тайга» добыло уже 74 килограмма золота, в 2018-м — 100 килограммов, а в 2019 году предприятие преодолело очередной рубеж и добыло 105 килограммов драгметалла.
— На каких участках сейчас «Зейская тайга» ведёт добычу золота?
— В настоящее время добычные работы организованы на четырёх полигонах. Все наши участки находятся на территории Зейского района Амурской области. Добыча ведётся в бассейне нижнего течения реки Олонгро, правом притоке ручья Майский, долине ручья Арахматунов, бассейнах ручьёв Сырукудяк и Кудачи.
— Сколько человек работает в промсезон на полигонах артели?
— В промсезоне у нас задействованы около 80 человек. Работа в артели начинается с подготовки к промывочному сезону, поэтому уже в марте мы начинаем готовить технику и завозить топливо на участки. В среднем работник задействован на предприятии в течение семи месяцев в году. Сейчас мы уже сформировали постоянный коллектив, который работает у нас несколько лет. В основном это местные жители.
— Золотодобыча — бизнес высокорисковый, а ваше предприятие за небольшой срок сумело самостоятельно и на ноги встать, и добычу нарастить. Как вам это удалось?
— Секрет простой — любым делом должны заниматься профессионалы. А у нас работают высококлассные специалисты. Это касается сотрудников всех подразделений компании: и добычных, и геологических, и управленческих. Моя правая рука — специалист по всем производственным вопросам Владимир Иванович Карпук. Он 35 лет работает в отрасли и про золотодобычу знает всё.
— Владимир Иванович, как называется ваша должность и какая лично у вас профессиональная ответственность?
— Я — главный инженер предприятия. Соответственно, отвечаю за организацию горнодобывающих работ и бесперебойный процесс добычи золота. Поэтому про все этапы спрашивайте у меня.
— Тогда к ответу, Владимир Иванович. Как организован на вашем предприятии промывочный сезон?
— Поскольку все наши полигоны расположены на севере Амурской области, на территории Зейского района, то продолжительность промсезона максимум пять месяцев. Как правило, к промывке песков мы приступаем в конце мая и в начале октября завершаем работу. Короткий промывочный сезон расслабиться не даёт, поэтому вся работа организована круглосуточно (каждая смена по 12 часов) и рассчитана буквально по минутам.
— Добыча золота ведётся одновременно на четырёх полигонах. Как вы с ними управляетесь?
— Ну, во-первых, все наши участки расположены в 15—20 километрах друг от друга. На аукционах мы приобретаем только те участки, которые находятся неподалёку от нас, — это оправдано с экономической точки зрения, да и управлять ими проще. Кроме того, на каждом полигоне процессом руководит начальник участка.
— Сколько человек работает на ваших участках?
— На полигоне в сезон задействованы в среднем 15 человек. Как правило, на каждом участке имеются два бульдозера, на которых в две смены работают четыре бульдозериста. Для подачи песков в промприбор используется один погрузчик, а это два машиниста, работающие посменно. На промприборах трудятся мониторщики. Кроме того, на каждом полигоне есть сварщик и экскаваторщик. А чтобы люди хорошо работали, их нужно вкусно кормить и давать возможность отдохнуть. Поэтому на каждом участке обязательно имеется обслуживающий персонал, который обеспечивает старателям комфортный быт и готовит пищу. Это повара, кухонные работники и другие.
— Промывку золота на Сырукудяке ваши специалисты вели при помощи самодельного вашгерда. Какое оборудование сейчас используете для промывки золота?
— Пески на участках валунистые, легкопромывистые, с низким содержанием глинистой фракции, поэтому вашгерды нас очень выручили. Вашгерд — хороший прибор, только малопроизводительный. За сутки на нём можно промыть максимум 400 кубов песка. Сейчас они у нас работают на полигоне в долине ручья Кудачи. На остальных трёх участках для промывки песков используются ГГМ — промприборы Магаданского механического завода. Их производительность составляет до 70 кубометров в час. Кроме того, к 2022 году планируем приобрести ещё один промприбор у Магаданского механического завода, правда, уже большей производительности.
— На предприятии имеется геологическая служба?
—У нас есть ударное геологическое звено, мы его называем поисковый отряд. В его состав входят главный геолог, полевой геолог, буровой мастер, помбур (помощник бурильщика) и рабочий. Работа ведётся буровой установкой УРБ-2. Благодаря работе этого подразделения мы в 2018 году поставили на баланс 200 килограммов золота, а по результатам этого сезона планируем прирастить не менее 300 килограммов драгметалла.
— Берёте ли поисковые лицензии для прироста запасов?
— Как я уже говорил, мы приобретаем участки только в непосредственной близости от территорий, на которые уже имеем лицензии. Поэтому стараемся организовать работу по приросту запасов своими силами. Сейчас ведём геологоразведочные работы только в пределах наших лицензионных участков. Недавно мы подали заявку в Роснедра на участок, где хотели бы провести поисковые работы, но пока разрешения не получили.
— Багаудин Даутович, учитывая динамику развития предприятия, хочется спросить, какие планы по добыче золота компания ставит на ближайшие годы?
— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Планы у нас на развитие, конечно, есть. Но на ближайшее время, до 2021 года, мы поставили себе планку в 120 килограммов золота. Сейчас планируем купить дополнительную технику — бульдозеры, экскаваторы, промприборы. Так что нам, как говорится, есть куда двигаться. Но главное заключается в том, что в ООО «Зейская тайга» работают высокопрофессиональные сотрудники. А значит, любые задачи выполнимы.
Беседовал Алексей ПЕШКОВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >