О развитии Дальнего Востока регулярно говорится на всех уровнях, вплоть до президентского. Вот только конкретики в данном вопросе, к сожалению, немного. Нередко все рассуждения на дальневосточную тематику не продвигаются дальше пустых деклараций чиновников. Между тем региональные проблемы продолжают усугубляться. Сегодня мы публикуем статью председателя попечительского совета Фонда политических технологий Сергея ЛОКТИОНОВА, в которой речь пойдёт и о данной проблеме, и о способах выхода из системного кризиса.
По роду своей деятельности мне часто приходится ездить по разным регионам, в первую очередь дальневосточным. Разумеется, я обращаю пристальное внимание и на системы управления территориями, и на социальный уровень населения. Об управленческих аспектах выскажусь ниже. Что же касается социальных факторов, то, по моему мнению, за исключением Сахалинской области и отчасти Камчатского края, в дальневосточных субъектах уровень жизни людей планомерно падает. Причин несколько, и все они глобальные. Но начать хотелось бы с кадровой составляющей в административных структурах ДФО. На мой взгляд, здесь происходит деградация в геометрической прогрессии. Говорю сейчас не о конкретных чиновниках, а о самой системе управления. У многих руководителей отсутствует элементарное чувство ответственности за порученное дело. Это крайне печально, поскольку затрагивает интересы сотен тысяч, а то и миллионов дальневосточников. Такая ситуация нередко приводит к тому, что на Дальнем Востоке не выполняются даже указы президента РФ.
Кстати, с указами главы нашего государства связана ещё одна проблема. Заключается она в следующем: на реализацию масштабных проектов в ДФО из федерального бюджета выделяются миллиарды рублей. Но в результате крайне важные для населения объекты не строятся. Точнее, сроки строительства неимоверно затягиваются. Характерный пример — строительство гидротехнических сооружений в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Неслучайно на это обратили внимание и полпред президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ, и заместитель Генерального прокурора РФ по ДФО Игорь ТКАЧЁВ. Региональные власти также заявили о необходимости выправлять ситуацию, в том числе и о расторжении контрактов с теми подрядчиками, которые затянули сроки строительства дамб. Но вопрос разве в этом? Почему никто не сказал о персональной ответственности чиновников, в чьей компетенции находилось строительство гидротехнических сооружений? Возьмём в качестве примера службу заказчика министерства строительства Хабаровского края, которая разыгрывала конкурсы на дамбу ещё при прежнем губернаторе Вячеславе ШПОРТЕ. Там что, никто не видел, с каким ценовым понижением были отыграны эти торги? Или никто не понимал, что за такие деньги построить сложный гидротехнический объект с надлежащим качеством практически невозможно? А сейчас всю вину перекладывают непосредственно на подрядчика. Да, виноват подрядчик. Кто спорит? Но где персональная ответственность чиновников, которые отвечали за строительство этого объекта? И ведь дело не только в первой очереди дамбы. Скажем больше: там был допущен ещё один, более чем серьёзный просчёт, который вскрылся только сейчас. Как известно, весной текущего года были разыграны новые конкурсы на строительство единого комплекса гидротехнических сооружений в Комсомольске-на-Амуре с официальным названием «Инженерная защита посёлка имени Менделеева», «Инженерная защита посёлка Победа» и «Инженерная защита микрорайонов «Парковый» и «Парус». Торги выиграло АО «Уральская энергетическая строительная компания» (УЭСК). Но выяснилось, что строить дамбы на запланированных участках невозможно, поскольку там находятся частные землевладения и жилые дома. Как так могло получиться? Что, опять всё свалим непосредственно на проектировщиков?
А где была служба заказчика минстроя края, которая непосредственно курировала этот объект? Получается, что миллионы федеральных средств, направленные на развитие города президентского внимания Комсомольска-на-Амуре (я имею в виду деньги на проектирование), были просто брошены на ветер, и никто за это не ответил. Есть вопросы и к новому руководству службы заказчика краевого министерства строительства. Например, СМИ процитировали высказывание нынешнего руководителя этой структуры Павла ПОЛЯКА. Вот что он сказал: «Мы долго не могли получить разрешение на строительство, так как в ось дамбы при проектировании в 2017 году были включены земельные участки и жилые дома, которые необходимо расселять.
Этот вопрос будет решаться позднее, и по рекомендации федерального Минстроя, чтобы не тормозить сроки работ, мы разбили ход строительства на несколько участков». В данном случае к службе заказчика возникают как минимум два вопроса. Во-первых, конкурсы проводились уже при вас. Вы что, не видели, в каком состоянии находится проектная документация? И во-вторых: спасибо, конечно, федеральному Минстрою за его рекомендации, но где были ваши предложения, ведь сейчас непосредственно вы отвечаете за этот объект? А самое главное — неужели никто не понимает, что объявление конкурса на корректировку проектной документации может привести к расторжению контракта с подрядчиком? Это автоматически повлечёт за собой проведение новых торгов на строительство и прохождение государственной экспертизы. Соответственно, сроки строительства дамбы могут быть сдвинуты ещё года на два. Не лучше ли той же службе заказчика совместно с подрядчиком устранить тотальные ошибки в проекте, например привести в соответствие с реальностью те же фракции инертных материалов? Кроме этого, есть множество нюансов, которые требуется решать незамедлительно. Впрочем, есть вопросы и к подрядчику, АО «УЭСК». Можно до бесконечности и вполне справедливо ссылаться на ошибки или некомпетентность чиновников. Но ведь руководители компании перед торгами видели проектную документацию и могли оценить, с чем им придётся столкнуться. Так почему вы, профессионалы, не предприняли в этой связи необходимых мер?
Пойдём дальше. Торги были проведены весной текущего года, и хочется поинтересоваться: а хоть какая-то подготовительная работа по строительству дамбы подрядчиком проводилась? Да, случилось наводнение, была объявлена ЧС, но уже в сентябре ситуация нормализовалась, да и разрешение на строительство (пусть и частичное, с учётом разбивки на участки) было получено. Что вами было сделано за два месяца? На октябрьском совещании у губернатора вы хоть какие-то КОНКРЕТНЫЕ (специально подчёркиваю — КОНКРЕТНЫЕ) предложения по реальному строительству внесли? Или, если сроки будут сорваны, все участники этой истории станут кивать друг на друга?
При этом, безусловно, отвечать за всё происходящее в регионе будет губернатор Сергей ФУРГАЛ.
Кстати, нужно отдать должное главе региона — в ходе своей поездки в Комсомольск-на-Амуре, а точнее при посещении строительных объектов, он высказал достаточно аргументированное мнение по многим вопросам и дал вполне профессиональные указания по их решению. Все его замечания и к подрядчику, и к службе заказчика были абсолютно справедливыми. Фигурально выражаясь, здесь есть где «копать» тем, кто будет разбираться со строительством многих объектов. И, я думаю, они будут «копать». Тем более речь идёт о прямых указах президента РФ и о более чем серьёзных федеральных деньгах. Но главное даже не в этом. При таком раскладе население территории, уже дважды пострадавшее от наводнений (в 2013 и 2019 годах), может вновь оказаться лицом к лицу со стихией, причем, боюсь даже предположить, без построенных гидротехнических сооружений. Будем надеяться, что со всей этой историей разберётся прокуратура, тем более заместитель Генпрокурора Игорь Ткачёв взял ситуацию под свой контроль. Да и Администрация Президента РФ, я уверен, в стороне не останется. Впрочем, на Дальнем Востоке хватает и других проблем, имеющих непосредственное отношение к уровню жизни населения. Но это уже тема моей отдельной статьи в следующем номере газеты.