В последние годы государство всё чаще декларирует поддержку масштабных инвестиционных проектов. По принципу — предприниматели обращаются в различные фонды (в том числе и в Фонд развития Дальнего Востока), и если их идеи имеют под собой перспективный базис, то они могут рассчитывать на выделение государственных средств в виде льготных кредитов. Не станем сейчас рассуждать об эффективности этой схемы. Тем более что благодаря такой конструкции действительно удаётся поддерживать те или иные промышленные направления. Просто приведём другой пример. Индустриальный парк «Авангард» в Хабаровске в течение вот уже нескольких лет привлекает не государственные, а именно инвестиционные ресурсы в создание… города будущего. И это не громкие слова, а реальность. Подробности — в интервью с директором по работе с инвесторами ООО «Индустриальный парк «Авангард» Даниилом МЕЛЬНИКОВЫМ.
— Даниил, с чего начинался индустриальный парк «Авангард»?
Ваша газета уже отмечала, что среди деловых партнёров ООО «Энерго-Импульс +» значатся такие гиганты, как «Газпром», «РусГидро», РЖД, НК «Альянс» и другие компании. Сами понимаете, уровень предприятия, сотрудничающего с ведущими игроками рынка, однозначно высок. Соответственно, любое начинание Владимира Альбранта имеет под собой тщательно просчитанную основу. Не какие-то радужные картины, а чётко обозначенные перспективные направления.
Второй момент. Деловые партнёры ООО «Энерго-Импульс +» Денис ГРОСЬ и Андрей БЕЗВЕРХОВ, как вы уже опять-таки отмечали, имеют за плечами опыт Московской школы управления «Сколково». Где и вырабатывалась сама идеология индустриальных парков. В результате получился весьма показательный тандем. Крупный производственный бизнес стал пользоваться инвестиционными инструментами нового поколения. Помимо этого, сыграла свою роль современная политика России. Я имею в виду схемы территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
— Каким образом?
— В чём заключается развитие индустриальных парков?
По самому большому счёту, мы формируем качественные условия для работы и жизни с учётом интересов будущих поколений. Это, так сказать, наша миссия. На сегодняшнем же этапе речь идёт о том, чтобы создать максимально комфортные условия для работы резидентов. И сделать это в комплексном формате.
— Ну и, конечно, на всех ваших арендаторов распространяются льготы ТОСЭР?
— Разумеется. Это также является одним из ключевых преимуществ. Когда бизнес получает возможность работать на современной площадке, да ещё и обладает серьёзными преференциями в виде налога на прибыль и налога на имущество, эффект очевиден. Также не стоит забывать, что к ТОСЭРам приковано особое внимание региональных властей. У нас часто бывают и губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ, и его заместители, и краевые министры. Соответственно, созданы все условия для системного диалога между резидентами ТОСЭР и властью. Ну и, конечно же, нельзя забывать — резиденты ТОСЭР, что называется, автоматически подключаются к маркетинговым и PR-услугам. Это предусмотрено самой моделью территорий опережающего социально-экономического развития.
— Давайте о конкретных проектах. Как вы считаете, оправдало ли себя сотрудничество с японскими инвесторами?
— Сотрудничество было полностью оправдано. И это уже очевидно. Вот смотрите, одним из резидентов нашего ТОСЭР является ООО JGC Evegreen, подконтрольное японскому концерну JGC Corporation, который занимается реализацией крупных промышленных проектов по всему миру, от строительства заводов по переработке сжиженного природного газа до развития сельскохозяйственных производств. Именно эта компания и стала одним из первых резидентов ТОСЭР. А ключевым проектом было строительство теплиц нового поколения для выращивания овощей — томатов, огурцов и перцев. Причём изначально всё было спроектировано по последнему слову техники, а также с учётом передовых международных стандартов. В итоге как только продукция стала поступать в торговые точки, она сразу же была высоко оценена потребителями.
— Да, это правда. За огурцами и помидорами, которые в Хабаровске называют «японскими», выстраиваются очереди.
— А всё дело в качестве, разумеется. Скажу больше, сегодня спрос превышает предложение. Поэтому и строится новая очередь тепличного комплекса.
— Когда проект выйдет на окупаемость?
— Для этого необходимо, чтобы площадь теплиц составляла не менее 10 гектаров. Тогда удастся и насытить рынок, и выйти на окупаемость проекта.
— То есть японские инвесторы вложили в проект «длинные» деньги?
— Совершенно верно. Это долгосрочные инвестиции, что весьма выгодно для экономики региона. Ну, есть ещё один нюанс. Японские инвесторы внедрили у нас передовые сельскохозяйственные технологии. А это, возможно, самое главное.
— Какие вновь построенные помещения должны появиться в индустриальном парке «Авангард»?
— Мы планируем строительство модульных цехов (35 тысяч квадратных метров), общетоварного склада и склада класса «А» (24 тысячи квадратных метров) и здание холодильника (8 тысяч квадратных метров).
— Что будет построено в первую очередь?
— В первую очередь — цеховые помещения в три тысячи квадратных метров, в которых смогут одновременно работать от 10 до 15 резидентов. Также будет осуществлено строительство складов и холодильника.
— 10–15 арендаторов цехов — относительно небольшая цифра. Почему?
— По двум причинам. Во-первых, у нас уже сейчас есть из кого выбирать. К условиям индустриального парка «Авангард» проявили интерес несколько десятков компаний. Но лишь некоторые из них соответствуют нашим требованиям. Нам ведь нужно, чтобы эти организации реально работали. Причём в течение длительного времени. Чтобы они были максимально полноценно вовлечены в саму структуру индустриального парка «Авангард». Соответственно, фирмы-однодневки или структуры с неустойчивой деловой репутацией нами «отсекались» сразу.
Плюс к этому мы уделяем серьёзное внимание производственной деятельности резидентов. Для нас важно, чтобы их производства были максимально чистыми с технической позиции. Грубо говоря — нельзя печь хлеб и производить кирпичи в одном цехе. Так что на первом этапе мы остановились на цифре 10–15 арендаторов. Теперь — второй момент. После того как мы окончательно сформируем точный список, станет известна и точная цифра. Ведь от отраслевой принадлежности компании зависит и площадь того помещения, которую она займёт.
— Насколько современными будут эти цеха?
— Грустно видеть, как наши производители вынуждены ютиться в полуразрушенных помещениях, оставшихся ещё с советской эпохи и требующих серьёзных вложений в ремонт. Я не говорю о качестве дорог, по которым им и их клиентам приходится пробираться. А ведь цех — это дом любого производства.
При этом сдаваться в аренду такие цеха будут по приемлемым для субъектов малого и среднего бизнеса ставкам.
— Совершенно верно. У нас остаётся ещё несколько гектаров земли, где в будущем нам предстоит построить ещё около 30 тысяч квадратных метров помещений, которые мы планируем выставить на продажу. Так что компаниям, предпочитающим арендовать производственные помещения, лучше попытаться попасть в первую очередь цехов.
— Есть у вас, в этой связи, какие-то перспективные наработки?
— Что это будет за IT-центр?
— Важна сама идеология проекта. Судите сами, талантливые «айтишники» — люди по своей природе креативные. И однозначно непростые по своей социальной природе. Их сложно встроить в формат восьмичасового рабочего дня. Каждому из них даже глубокой ночью может прийти в голову гениальная идея. Поэтому мы планируем построить IT-центр, в котором они смогут не только работать, но и жить. Хоть неделями, хоть месяцами.
И для этого мы создадим все условия. Места для отдыха, душ, велодорожки — пожалуйста! Важен также и сам внешний вид здания. По нашему мнению, это должно быть нечто просторное, выполненное, к примеру, из стекла. В сочетании с установленными в парке ветряными электрогенераторами появится необычный футуристический пейзаж. Ну и, конечно же, все технические стандарты также будут на уровне.
— Конкретный проект у вас уже есть?
— Нет, пока это лишь идея. Что же касается проекта, то мы начинаем, в онлайне конечно же, изучать мнение самих «айтишников». Пусть набрасывают самые безумные, на первый взгляд, пожелания. Работать-то им. Вот пусть и прорисовывают для себя максимально комфортную среду.
— Вы считаете, спрос здесь будет?
— Я в этом убеждён. За IT-технологиями будущее, повторюсь ещё раз. Нам не нужно далеко ходить за примером: уже есть реальные IT-компании, арендующие у нас в парке помещения и получающие налоговые льготы. Для таких компаний наиболее актуальным является сокращение издержек на выплату страховых взносов до 7,6 процента.
А помимо того, что я уже сказал, нельзя забывать ещё об одном моменте — в индустриальном парке для «айтишников» создаётся рынок. И разработанный ими софт обязательно будет востребован.
— То есть здесь вы также предусмотрели комплексный подход?
— У нас любой проект, по большому счёту, комплексный. В этом и заключается идея современного индустриального парка.
— Вы сказали о том, что вашей миссией является формирование современных условий для работы и жизни людей. С учётом интересов будущих поколений. С работой всё понятно. А как вы будете влиять на качество жизни?
— Резонный вопрос. Особенно для городов, где у людей чрезвычайно мало возможностей жить в комфортной, да ещё и в экологически чистой среде. Но тут у нас опять-таки есть конкретные решения. Например, в самом центре Хабаровска, на улице Комсомольской, мы ведём строительство многоэтажного жилого здания под названием «Культура». И могу констатировать — это будет первый на Дальнем Востоке дом, возведённый по международным «зелёным стандартам».
Я не случайно начал с экологии. Для нас это одна из базовых составляющих. Так вот, в «Культуре» экологическим новациям уделено самое пристальное внимание. В частности, там предусмотрено использование альтернативных источников энергии в виде первой в Хабаровске системы подогрева воды с помощью солнечных панелей. Так что схема водоснабжения здесь будет работать бесперебойно, вне зависимости от сезонных отключений воды. Да и плата за эту услугу будет однозначно меньшей, нежели в других домах города.
Ещё момент. В «Культуре» будет установлена дополнительная система очистки воды. А это для каждого человека чрезвычайно важно. Да и вообще, следование «зелёным» стандартам подразумевает целый комплекс задач. В том числе и связанных с созданием систем повышенной энергоэффективности. Это будет однозначно тёплый дом. Но счета за то же отопление здесь придут однозначно меньше, нежели в среднем по Хабаровску.
Ну и, конечно же, стоит сказать несколько слов о самом доме. У каждого из жильцов, купивших квартиру на этапе строительства, есть возможность въехать в уже готовую меблированную квартиру с индивидуальной планировкой. Территория здесь будет закрытой, с подземной парковкой. Соответственно, никаких проблем, связанных с безопасностью или с забитым автомобилями двором не может быть в принципе. Вместо этого дворы покроются зеленью, поскольку наш принцип — газоны нужно разбивать везде, где только можно, на каждом свободном пятачке. Даже на крыше, где будет размещена зона отдыха.
Здесь же предусмотрены детская площадка, тренажёрный зал и вообще всё, что нужно для отдыха. А с учётом месторасположения «Культуры» — в самом центре города, нетрудно догадаться, что до всех очагов цивилизации рукой подать.
— Квартиры в этом доме стоят дорого?
— Стоимость рыночная. Но она вполне сопоставима с ценами на «хрущёвки» в том же центре Хабаровска.
— Да, большая часть квартир уже продана. Но оговорюсь, речь идёт о первой очереди, которая будет сдаваться в следующем году. Так что у желающих ещё есть шансы приобрести квартиру в этом доме. Правда, если, конечно же, им близки наши ценности.
— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что «Культура» — дом уникальный во всех отношениях. И мы, застройщики, также купили здесь квартиры. Так что своих соседей мы воспринимаем, как одну команду. Не случайно мы уже сейчас организовываем совместные походы в кино или выезды на природу. Чтобы будущие соседи имели возможность заранее познакомиться и подружиться. Это также неотъемлемая часть цивилизационного процесса.
— А лично вы также купили здесь квартиру?
— Конечно! И знаете, почему? Так уж сложилось, что в течение многих лет я жил в США, Гонконге и Китае. Мне есть с чем сравнивать. Но уровень жизни в «Культуре» ничуть не уступает уровню жизни за рубежом. И это не случайно. Дело в том, что мы тесно сотрудничаем со структурами ООН.
— Это как?
— Я объясню. При Организации Объединённых Наций есть несколько агентств, которые занимаются реализацией проектов, связанных с повышением уровня цивилизации. В том числе и агентство ВЕА (Building Efficiency Accelerator). И мы первыми в России стали сотрудничать с этой структурой.
— Видимо, это было непросто?
— Сиюминутно войти в программу невозможно. Чтобы являться членом большой «семьи» ООН, нужно реализовывать действительно самые современные и общественно значимые проекты.
— Получается, что вы уже реально формируете тот самый высокий уровень жизни, о котором и говорили?
— Так оно и есть. Ведь со временем мы будем строить и другие дома по международным стандартам. А в сочетании с современным деловым климатом, формирующимся в индустриальном парке «Авангард», это наверняка даст более чем серьёзные результаты. Ведь если у человека есть достойная работа и комфортные условия жизни, у него появится гораздо больше возможностей быть счастливым. Так что, возможно, мы начинаем строительство города будущего. Пока это может показаться громким заявлением. Но ведь мы уже начали конкретную работу. С конкретными же результатами. Причём не за государственные, а за инвестиционные деньги. Так что платформа уже создана. А там будет видно.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >