После того как свободный порт Владивосток (СПВ) расширил свою географию на все региональные порты, у многих возник вопрос: а как все это будет функционировать? Ведь официальные декларации — это одно, а жизнь всегда вносит свои коррективы в проекты. Но прошло время. И теперь уже можно констатировать — формат СПВ реально работает на опережение. Причем это касается строительной отрасли и рынка стройматериалов, что для Дальнего Востока весьма актуально. Подробнее об этом мы поговорили с директором ООО «Токинский кирпичный завод» в Ванинском районе Хабаровского края Вадимом МОСКВИЧЕВЫМ.
— Вадим Геннадьевич, насколько известно, ваш завод был создан, что называется, с ноля. В отличие от большинства аналогичных предприятий, которые основывались на базе еще советских производств. Почему вы все-таки решили осваивать столь сложное направление, как рынок стройматериалов?
— Решение было продиктовано потребностями самого рынка. И нашим опытом. Получилось следующее — в 2012 году наше предприятие завершило строительство 27-квартирного жилого дома для сотрудников АО «Порт Ванино», а спустя четыре года — 40-квартирного жилого дома для молодых семей. При этом стоимость кирпича, приобретенного в Хабаровске, с учетом его доставки в наш район достигала 22 рублей за штуку. На каждый из домов ушло порядка 500 тысяч штук кирпича, то есть в ценовой плоскости это составило 11 миллионов рублей. А если бы мы просто купили этот кирпич в Хабаровске и никуда его не везли, то цена вопроса составила бы 3,5 миллиона рублей.
— Получается, что 7,5 миллиона пришлось потратить только на доставку?
— Совершенно верно! Выводы очевидны — с учетом дороговизны доставки строительных материалов строительство на территории побережья будет очень дорогим, а квадратный метр жилья выйдет дороже, чем в Хабаровске.
Анализ местных потребностей, а также изучение состава местного глинистого сырья, при отсутствии производства облицовочного кирпича и керамических блоков в нашем районе, определили экономическую целесообразность создания предприятия по производству строительной керамики в Ванино.
— Расскажите подробнее о продукции, которую вы планируете выпускать?
— Запуск производства у нас разделен на два этапа. Первый — это производство рядового полнотелого кирпича. Второй — производство облицовочного полнотелого кирпича марки М100 с пониженным коэффициентом водопоглощения (F 75) и среднеформатного керамического блока для малоэтажного строительства.
Первый этап реализации завершен, продукция прошла сертификацию. И лабораторные испытания показали прочность кирпича, которая соответствует даже марке М200. Это очень хороший результат, т.к. кирпич именно повышенной прочности бывает дефицитным даже в Хабаровске.
Для реализации второго этапа сегодня строится сушильный комплекс с автоматической подачей-укладкой керамических изделий на 50 тысяч условного кирпича в сутки. Оборудование сушильного комплекса приобретено в Польше, к концу года планируем завершить его монтаж. Кроме того, к технологической линии по подготовке глинистого сырья добавились вальцы тонкого помола и растиратель.
— В настоящее время рынок строительных материалов представлен широким спектром видов продукции: газобетон, пенобетон, шлакоблоки и прочее. Так почему все же вы намерены производить керамические изделия?
— Да, действительно, рынок строительных материалов сегодня представлен широким спектром продукции, но альтернативы керамике нет. По совокупности определяющих показателей, а это и прочность, и экологичность, и энергоемкость, нет замены классической керамике. Два построенных нами дома снаружи отделаны вентилируемыми фасадами, которые, кроме своей дороговизны, еще и недолговечны. Получается, что дома мы строим «на века», а вентилируемые фасады через пару десятилетий потребуют дорогостоящего ремонта. Поэтому я считаю, что рачительный хозяин не должен экономить на стадии строительства, чтобы потом не переплачивать в процессе эксплуатации здания.
— Так что вы предлагаете застройщику?
— Мы предлагаем на стадии проектирования предусматривать другой, скажем так, «пирог» несущей стены. Не как сейчас: кирпич — утеплитель — вентилируемый фасад, а облицовочный кирпич — рядовой кирпич (или керамический блок) — утеплитель — облицовочный кирпич. Именно в таком исполнении мы и сами планируем проектировать и строить свои будущие объекты.
— Но это, наверное, дорого?
— Да, если везти материалы из других регионов. А если производить кирпич на месте, как это начинаем делать мы, то ценовые параметры будут минимизированы. И самое главное — построенные по такому принципу здания будут служить веками, как памятники архитектуры.
— Когда будет завершена реализация второго этапа вашего проекта и мы увидим промышленные партии вашей продукции?
— Мы рассчитываем завершить основной процесс к Новому году. А в первом квартале следующего года приступим к пусконаладочным работам.
— Какое оборудование у вас используется?
— Главным образом европейских производителей, ведь мы планируем выпускать только высококачественную продукцию. Что же касается самого производственного процесса, то начинается все с линии обработки и подготовки глинистого сырья. Потом все переходит на этап формовки. Затем вступает в действие специальная сушилка. А завершается все обжигом в огромной печи.
— Какой объем продукции вы рассчитываете производить?
— В настоящее время мощность обжиговой печи рассчитана на 5 миллионов штук условного кирпича в год, в случае востребованности этого объема продукции будем строить вторую печь.
— Рынок этот объем «переварит»?
— Конечно, ведь промышленный узел «Ванино — Советская Гавань» однозначно привлечет в наши районы новых жителей. Уже сейчас руководители крупных промышленных компаний, строящих здесь портовые терминалы и инфраструктурные объекты, открыто говорят — необходимо масштабное жилищное строительство. Ведь новые сотрудники и их семьи должны будут где-то жить. И речь идет в основном о молодых людях, которых не устроят квартиры в хрущевках. Поэтому современные дома из нашего кирпича будут в этом плане лучшим вариантом. Также мы рассчитываем на дальнейшее развитие города президентского внимания — Комсомольска-на-Амуре. Да и вообще на поступательное развитие всего Хабаровского края. Так что на наш век работы хватит. Тем более что, по данным регионального Минстроя, региональному рынку уже требуется не менее двух с половиной миллионов штук облицовочного кирпича в год. И эти объемы будут возрастать. А мы уже занимаем соответствующую нишу. Признаюсь, что и рынок Приморья для нас интересен, будем пробовать морем отправлять продукцию на Владивосток. Предварительные расчеты этого проекта ободряющие.
— Сколько будет стоить ваш кирпич?
— Однозначно ценовая политика будет максимально гибкой, рассчитанной на широкий охват потребителя во всех нишах — от частного застройщика до крупных компаний. На первом этапе с целью освоения рынка, возможно, даже будем субсидировать доставку до удаленных потребителей. С таким подходом наша продукция будет вне конкуренции.
— Многие отмечают, что ваш дом «Молодежный» в Ванино является одним из лучших в Хабаровском крае. Можете пояснить, почему?
— Он построен не только качественно, но и в соответствии с передовыми отраслевыми стандартами. Приведу такой пример — 46 процентов ограждающих конструкций дома выполнены из витражного энергосберегающего стекла. В каждой квартире практически полностью остеклена внешняя стена. Представляете? Это как большая теплая веранда в частном доме. По сути, это элитное жилье. Хотя официально оно к таковому не относится.
— А вы сами согласились бы жить в таком доме?
— Так я там и живу.
— Сколько стоит типовая квартира в «Молодежном»?
— Квартира общей площадью примерно 60 квадратных метров с полной отделкой (что называется, заезжай и живи) обошлась молодой семье в 2,4 миллиона рублей, при этом сама семья заплатила только 912 тысяч — все остальное было оплачено за счет регионального и районного бюджетов.
— Так это очень дешево!
— После того как наш завод выйдет на полную мощность, цены на жилье в нашем районе еще больше скорректируются в сторону уменьшения. Также мы работаем на рынке малоэтажного жилья. Планируем сделать его однозначно доступным. Для этого есть все предпосылки.
— Но ведь ваша группа компаний занимается еще и энергетическими проектами?
— Совершенно верно, мы сотрудничаем с ФСК ЕЭС. И развиваем собственное сетевое хозяйство.
— Что дает вам статус резидента свободного порта Владивосток?
— Все льготы, предусмотренные для резидентов. Уже сейчас только на налогах мы ежегодно экономим порядка трех миллионов рублей. А после того, как проект заработает в полную силу, произойдет обнуление налога на прибыль. Так что статус резидента СПВ — это серьезное преимущество для всех участников рынка и нас в том числе.
— Насколько удачным для вас является опыт сотрудничества с АО «Корпорация развития Дальнего Востока»?
— Я скажу так — эта структура полностью оправдывает свое название. Она реально развивает Дальний Восток. Не на бумаге, а на деле. И мы это ощущаем. Все свои обязательства перед нами как перед резидентом государство выполняет в полном объеме. Хотелось бы поблагодарить правительство Хабаровского края во главе с губернатором Вячеславом ШПОРТОМ за поддержку. Мы же, в свою очередь, готовы и дальше работать на благо нашего региона. И благополучие наших жителей.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >