Освоение недр сложно представить без гидрогеологии — науки, изучающей состав и свойства подземных вод, закономерности их распространения и движения, а также взаимодействие с горными породами. В Магаданской области выполнением гидрогеологических, инженерно-геологических, экологических работ занимается хорошо известное не только на Колыме, но и за её пределами ООО Научно-производственное предприятие «Гидрогеолог». О деятельности компании рассказал генеральный директор организации, кандидат геолого-минералогических наук Виктор БАСИСТЫЙ.
— Виктор Афанасьевич, ваше предприятие занимается всем комплексом геологических работ. Могли бы обозначить, какие работы выполняете сегодня, может что-то изменилось в части предоставления услуг?
— Мы по-прежнему выполняем для заказчиков весьма широкий комплекс отраслевых работ. Это и инженерно-геологические изыскания, и геодезические работы, и экологические исследования. Кроме того, нас привлекают к проектам, где необходимо выполнить гидрометеорологические работы.
— В прошлом интервью для нашей газеты вы говорили, что работаете не только на Колыме, но и за её пределами, в частности — в Московской области. В настоящее время продолжаете работать на западе России?
— Разумеется. Мы работаем и развиваемся. В Московской области у нас уже сформирована солидная база — имеется достаточное количество техники и довольно большое число специалистов. В настоящее время в Подмосковье проводим работы по бурению скважин на воду для частного сектора. Коттеджных посёлков в области много, поэтому работами мы будем обеспечены ещё долгое время. Также в этом регионе мы ведём на подряде работы по осушению котлованов. В ближайшее время приступим к инженерным изысканиям по одному из проектов. Скажу больше, в этом году планируем здесь аккредитовать собственную лабораторию. В общем, делаем всё возможное, чтобы закрепиться в Московской области, там для нас есть развитие. Да и расширение производственной географии — всегда позитивный фактор для любой компании.
— А как у вас обстоят дела в Магаданской области? Насколько помню, вы работаете с одним из крупнейших предприятий горной отрасли.
— Не с одним. Среди заказчиков: ОАО Сусуманский горно-обогатительный комбинат «Сусуманзолото», предприятия ПАО «Полюс», ООО «Золотодобывающая корпорация», министерство строительства Магаданской области, региональное минприроды. Это наши основные деловые партнёры.
В год готовим порядка сорока отчётов по контрактам. Крупнейшим нашим заказчиком является ПАО «Полюс». В частности, когда велось строительство горно-обогатительного комбината на Наталке, договоры заключали с АО «Рудник Матросова». После запуска предприятия стали работать с АО «Полюс Магадан». Если обозначить в целом, то наши специалисты по этому проекту выполняли инженерно-геологические изыскания под трассы, под строительство линии электропередачи, проводили полевые испытания грунтов. Бурили водозаборные скважины. Что касается этих работ, упомяну следующий факт. Изначально проектировщики планировали пробурить скважины глубиной 150 метров. Однако они не учли местные гидрогеологические условия. В итоге мы доказали, что можно пробурить скважину глубиной 110 метров и получить более качественную воду. В настоящее время продолжаем работать с этим заказчиком.
Работали мы и по двум проектам магаданского филиала АО «Полиметалл УК». Наши силы были задействованы в реконструкции хвостохранилищ на Омсукчанской ЗИФ и ГОК «Лунное».
Наше предприятие сотрудничает и с зарубежными компаниями, которые работают на Колыме. Например, с компанией ООО «Геоцветмет». В прошлом году по их заказу выполняли мерзлотно-гидрогеологические, инженерно-геологические и экологические исследования для стадии ТЭО одного из объектов в Хасынском районе. Нашей работой они остались довольны, поэтому в этом году вновь подпишем контракт на исследование ещё двух месторождений.
— Для выполнения такого широкого спектра услуг, при этом в разных районах области, наверняка необходимо иметь большой парк техники. Как у вас с этим обстоят дела?
— Всего у нас порядка 40 единиц современной техники. Из них более 20 — это разнопрофильные буровые станки: малогабаритные, станки для инженерно-геологического бурения — колонкового, есть даже ударно-канатный станок. Что касается последнего, то эта техника весьма дорогостоящая, предназначенная для бурения скважин большого диаметра. На качестве и эффективности работы мы не экономим. Однако с сожалением могу отметить, что сегодня часть техники простаивает. Мы можем выполнять гораздо больший объём отраслевых работ на Дальнем Востоке.
— А с чем это связано? Много конкурентов?
— Не совсем так. Объёмы сокращаются в связи с тем, что у некоторых наших заказчиков имеются проблемы с оплатой за выполненные работ. Перечисленных выше компаний это не касается. Мы часто работаем на субподрядах. И получается так, что заказчик выплачивает подрядчику сумму в полном объёме, а подрядчик с нами, как с субподрядчиком, не спешит рассчитываться. Мы с этим сталкиваемся и на Колыме, и в Хабаровском крае. Естественно, о долгосрочной перспективе сотрудничества с такими недобросовестными организациями речи не идёт. А самостоятельно выходить на конкурс мы не можем, потому что зачастую на тендер выставляются работы проектно-изыскательские. То есть принять участие в нём могут именно компании-проектировщики. А нас берут уже как субподрядчика на изыскания.
По факту получается, что в настоящее время нам должны более 30 миллионов рублей. И это при том, что свои обязательства мы выполнили в полном объёме. В связи с этим, естественно, нам нелегко, поскольку приходится компенсировать эти долги из собственных средств, чтобы вовремя платить зарплату и налоги, содержать технику.
— И это, если правильно понимаю, не единственная причина?
— Именно! Ещё одна проблема заключается, на мой взгляд, в отсутствии профессионализма. Например, выигрывает компания конкурс за счёт того, что предлагает максимально низкую сумму. При этом такие деньги, за которые просто физически невозможно качественно выполнить перечень установленных работ. Приезжают такие структуры с «материка», не имеют никакой базы как в профессиональном, так и в плане технического оснащения. Сдают абы какой отчёт и уезжают.
Не буду называть компанию, но приведу показательный пример. Не так давно возле бухты в Магадане обвалилась дорога. На этапе первоначального строительства изыскания проводила одна из дальневосточных организаций. Пробурили её работники две скважины, вместо необходимых, как минимум, двенадцати, сделали свои выводы и сдали отчёт. За работу взяли два миллиона рублей.
Когда произошло ЧП и дорога обрушилась, было принято решение привлекать подрядчиков без проведения конкурса. Обратились к нам. Стоимость наших работ по нормам российских правил со всеми скидками составила 3,9 миллиона рублей. Получается, что у той организации, которая изначально работала на объекте, из-за нарушения нормативной базы цена была ниже почти в два раза. И в последнее время довольно много таких случаев, когда компании несерьёзно, непрофессионально подходят к решению поставленной задачи. Заказчикам это объяснить сложно, многие делают выбор в пользу более низкой цены. И как можно конкурировать в таких условиях?
Так, что вы думаете, к нам после этого обратилась прокуратура с вопросом, почему же у нас так дорого, если техзадание одно и то же. Ну вот как на это спокойно смотреть?
Или, например, как реагировать, когда некая компания готовит документы, а потом заказчик приглашает нас оценить отчёт своим профессиональным взглядом. В отчёте чёрным по белому написано: «Мерзлоты на объекте нет». Любой здравомыслящий человек знает, что среднегодовая температура в Магаданской области составляет минус одиннадцать градусов. Исходя из этого формируется многолетняя мерзлота. И вот скажите, на о
снове чего они тогда делают такие выводы?
— Здесь стоит отдать должное профессионализму специалистов «Гидрогеолога». Поэтому и крупнейшие игроки отрасли предпочитают сотрудничать с вами годами. Вам доверяют. Не правда ли?
Да, доверие мы заслужили исключительно своим профессионализмом и серьёзным отношением к делу. В своей работе наши специалисты основываются исключительно на научных данных в области математики, физики, химии. Поэтому и называемся мы научно-производственным предприятием. Благодаря огромному опыту мы можем решать абсолютно любые проблемы и задачи в области инженерной геологии. Свою репутацию мы ценим, поэтому качественное исполнение контракта для нас всегда было и будет в приоритете, несмотря на любые катаклизмы.
Беседовала Мария ВАСИЛЕНКО
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >