Таттинский улус Республики Саха (Якутия) является типично национальной территорией. Почти 99 процентов местных жителей — это представители народа саха. Соответственно, тут всё так или иначе замкнуто на традиционную для якутов сельскохозяйственную сферу. Но и другие производственные направления также довольно эффективно развиваются. Нельзя не отметить, эта земля богата потрясающим культурным наследием. Всё это и стало темой нашего разговора с главой Таттинского района Михаилом СОРОВЫМ.
— Михаил Михайлович, какие агропромышленные направления у вас представлены?
— Если говорить об основных направлениях, то это, конечно же, животноводство, овощеводство, выращивание кормовых культур. Это традиционная деятельность нашего населения. В летнее время население занимается сбором дикоросов. Ну и рыбалкой, естественно.
— Давайте по порядку. Сколько у вас в районе насчитывается голов КРС?
— Крупного рогатого скота у нас более 14 тысяч голов — весьма солидный показатель. Хотя в советские годы эта цифра была куда как больше. Но сравнивать эти периоды не совсем корректно, тогда были совсем другие времена.
— А как обстоит дело с коневодством?
— То же самое — более 14 тысячи голов лошадей. Якутской породы, конечно же.
— Какие отраслевые предприятия играют основную роль в агропромышленном развитии Таттинского улуса?
— Их у нас несколько, таких организаций. Одно из самых крупных — коллективное животноводческое предприятие «Победа». Более обширна сфера деятельности у СХПК «Уолба». Помимо животноводства хозяйство выращивает зерновые (главным образом, кормовые) культуры. Животноводством у нас занимаются СХПК «Эрэл», СХПК «Чычымах», СХПК «Силис» и другие. А также перерабатывающие СПК «Таатта» и СПК «Баай-Ас».
— А фермерские хозяйства у вас работают?
— А как же! У нас работают более двухсот крестьянских фермерских хозяйств (КФХ) и 585 личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Помимо животноводства и птицеводства они выращивают картофель, овощи, занимаются сбором дикоросов. И делают это, кстати, не только качественно, но и в строгом соответствии с современными нормами закона.
— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что у нас не только крупные отраслевые предприятия, но и фермеры работают в рамках Федеральной государственной информационной программы (ФГИС) «Меркурий». Так что производимая продукция соответствует всем санитарным требованиям. Она не только вкусная и свежая, но и безопасная для здоровья. Так что могу со всей ответственностью сказать: сельское хозяйство это наш базис — национальный, экономический, социальный и культурный.
— Сколько человек живёт на территории Таттинского улуса? Хотя бы примерно?
— Зачем примерно? У нас каждый на счету, поэтому могу сказать точно. Население Таттинского улуса на сегодняшний день составляет 16 тысяч 358 человек. Из них чуть более семи тысяч проживает в райцентре Ытык-Кюель.
— Это в основном представители народа саха?
— Да, так сложилось исторически. Русских у нас совсем немного. Таттинский улус, кстати, один из пяти районов Республики Саха (Якутия), имеющих такую национальную специфику.
— Люди заняты, как нетрудно догадаться, в сельском хозяйстве?
— В основном да. Часть населения работает в бюджетной сфере, в строительной отрасли, в угледобывающей промышленности. Но таких относительно немного. Сказывается сама структура районной экономики.
— Вы сказали о строительстве и угледобыче. В каких именно отраслевых структурах работает население?
— В частности, в крупной дорожной компании ОАО «Таттаавтодор», которой вот уже много лет руководит известный в нашем районе человек Иван Иванович БОЧОНИН. Коллектив предприятия не только качественно содержит, ремонтирует и строит дороги, но и вообще здорово помогает улусу во всех его начинаниях. «Таттаавтодор» вносит большой вклад в развитие территории, это факт. А Иван Иванович Бочонин помогает в реализации многих наших проектов. Что же касается угледобычи, то здесь большую роль играет предприятие АО «Телен», разрабатывающее Харбалахский разрез, где также трудятся наши люди и вносят вклад в развитие родного улуса.
— Отопление в районе угольное?
— У нас всё работает на угле. Поэтому деятельность АО «Телен», а в этом году объём добычи компании перевалил за 200 тысяч тонн, имеет для нас особое значение. Тем более что компания намерена расширять месторождение. От этого выиграет весь район.
— Так что без топлива ваш улус не остаётся?
— Да, с этим у нас всё нормально. Для российского Севера топливо, пожалуй, самый важный аспект жизнедеятельности. Мы им обеспечены в полном объёме.
— Есть ли в Таттинском районе проблемы, связанные с безработицей?
— Я скажу так: и нет, и да. Проблемы есть. Но в том же селе Харбалах вообще нулевой уровень безработицы. Также почти во всех хозяйствах требуются рабочие руки. Или взять в качестве примера ОАО «Таттаавтодор». Работникам платят весьма неплохие зарплаты. Но и там наблюдается кадровая проблема.
— А молодёжь?
— Есть очень хорошие ребята. Выпускники того же Северо-Восточного федерального университета, в частности, которые уже нашли своё место под солнцем и стали в нашем районе отличными специалистами. Но имеются, к сожалению, и другие примеры. Не столь радужные.
— Администрация пытается создавать условия для эффективной работы тех же сельскохозяйственных предприятий?
— Это наша прямая обязанность. Мы делаем всё, что только возможно. Например, способствуем реализации различных агропромышленных программ.
— Вы имеете в виду программы районные?
— Не только. Наша сфера ответственности довольно широка. В том числе на региональном уровне.
— Сколько населённых пунктов в вашем районе?
— В общей сложности, если считать и райцентр, у нас 14 наслегов.
— Задам несколько неудобный вопрос. Мы заметили, что связь в Якутии оставляет желать лучшего. Как обстоит дело у вас?
— Ну почему же вопрос неудобный? Он реальный. Качество связи у нас, действительно, не слишком высокое. Но ситуация меняется в лучшую сторону. И это отчётливо видно. Благодаря волоконно-оптическим линиям мобильная связь и интернет пришли в те населённые пункты, которые находятся вдоль федеральной автотрассы «Колыма». Кроме райцентра Ытык-Кюель это сёла Боробул, Кыйы и Черкех. А через так называемую релейную, наземную радиосвязь получают доступ сёла Дэбдирге, Уолба и Туора-Кюель. Надеемся, уже в ближайшее время соответствующей инфраструктурой будут охвачены остальные населённые пункты.
— Выходит, доступ к связи получат практически все сёла Таттинского улуса?
— Именно так! Но ведь другого выхода нет. Вот я сказал о том, что сельхозпредприятия у нас работают в рамках ФГИС «Меркурий». Это — требование закона. А как выстроить соответствующую работу без устойчивой связи? То же самое касается и реализации всех социальных проектов. Учреждения образования, здравоохранения, культуры никак не смогут обойтись без современных коммуникаций. Да и людей нельзя оставлять без связи. Так что это для нас одно из приоритетных направлений в административной деятельности.
— Сколько у вас в районе общеобразовательных школ?
— Всего 18, по одной школе на каждый наслег. А также коррекционная школа в селе Кыйы. А в райцентре четыре общеобразовательных учреждения.
— А сколько детсадов?
— Чуть больше. По одному на наслег. И семь дошкольных учреждений работает в Ытык-Кюеле.
— Не могу не спросить о фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП). Ведь для сельской местности это крайне важный момент. Сколько их у вас?
— В общей сложности 13 ФАПов, по одному на каждое поселение. А в Ытык-Кюеле работает центральная районная больница, со стационаром и поликлиникой. Так что учреждениями школьного и дошкольного образования, организациями здравоохранения мы обеспечены. Скажу больше, у нас функционирует центр психологической помощи и реабилитационный центр для детей.
— Это так необходимо?
— Конечно, ведь жизненные семейные ситуации бывают разные. И наши дети должны быть обеспечены качественной специализированной помощью.
— Со специалистами бюджетной сферы (с педагогами, врачами и так далее) у вас есть проблемы?
— Хороших специалистов всегда не хватает. Но у нас работают высокопрофессиональные врачи, учителя и сотрудники учреждений культуры. Так что, в принципе, грех жаловаться.
— Кстати, о детях. Во многих российских городах и посёлках закрылись детские библиотеки. Дескать, их содержание — дорогое удовольствие. А что происходит у вас?
— Мы на детях не экономим. Поэтому детскую библиотеку мы не только сохранили, но и постоянно поддерживаем. Как, собственно, и Дом детского творчества. Есть у нас и четыре музыкальные школы. А также своя ДЮСШ.
— Получается, для детей у вас делается многое?
— Скажем так — всё возможное, чтобы они росли и развивались (и творчески, и физически) в нормальных условиях.
— А какой вид спорта у вас имеет самое серьёзное значение? Футбол?
— Не совсем так, хотя Чемпионат мира у нас смотрел весь район, мы даже телевизионную трансляцию организовывали в здании администрации.
— Видимо, особое внимание привлёк матч Россия — Испания?
— Ну а как же? В районном театре на большом новом светодиодном экране настраивались посмотреть полуфинал, но…
— А какие ещё виды спорта у вас любимы?
— Народ саха особенно расположен к вольной борьбе. Так что соревнования по этому виду спорта для нас имеют очень большое значение. К ним приковано ещё больше внимания, чем к футбольным чемпионатам. Но любимы у нас свои национальные виды спорта. Тем не менее как же без волейбола и баскетбола. Для занятий спортом в районе созданы все условия.
— Для детей?
— И для детей, и для молодёжи, и для людей старшего поколения. У нас вообще спортивный район. Скажу так — в последние годы вы не увидите, как наши жители где-то на улице употребляют алкоголь. А вот на спортивных площадках всегда оживлённо.
— Таттинский улус занимает, наверное, лидирующие позиции в Якутии по количеству культурных объектов на душу населения. Что можно выделить?
— Жителям есть чем гордиться! Например, у нас есть один из очень немногих театров в сельской местности. Я имею в виду народный театр имени Платона ОЙУНСКОГО. Спектакли на якутском языке привлекают множество зрителей. Свободных мест практически никогда не остаётся. В Доме культуры Таттинского района регулярно проходят концерты, в том числе и с участием приезжих звёздных коллективов. Но многим из них не уступают и наши местные артисты. Не случайно наш культурно-досуговый центр «Сарыал» также не пустует.
— А эпос олонхо у вас популярен?
— Популярен, разумеется. Хотя таких людей, как наш знаменитый олонхосут Пётр Егорович РЕШЕТНИКОВ, увы, не осталось. Олонхо становится частью массовой культуры. В этом, с одной стороны, нет ничего плохого. Но при массовости утрачивается глубоко духовное значение эпоса.
— У вас в районе установлен даже памятник олонхосуту?
— Да, на границе Чурапчинского и Таттинского улусов. Это, без преувеличения, уникальный объект. Хотя, если вы обратили внимание, у нас все памятники по-своему уникальны. Например, памятник хомусу — древнему музыкальному инструменту народов саха. Он установлен на правой стороне реки Таатты, у села Кыйы, где родился основоположник коллективного исполнения игры на этом инструменте Лука Николаевич ТУРНИН.
— Но ведь в вашем районе родился ещё и Платон Алексеевич ОЙУНСКИЙ-СЛЕПЦОВ?
— Да, и мы гордимся, что являемся земляками великого основоположника Якутской автономии и якутской литературы. На его родине в селе Черкех также установлен памятник выдающемуся поэту и прозаику. В этом году мы отметили 125-летие со дня его рождения. Здесь родился ещё один литератор и общественный деятель — Дмитрий Кононович СИВЦЕВ-СУОРУН ОМОЛЛООН. Он был основателем монументальных музеев-заповедников. И вообще отдал всю свою жизнь популяризации культуры народа саха. Поэтому в селе Черкех есть на что посмотреть и что вспомнить. Там функционируют целые музейные комплексы, посвящённые прошлому наших земляков. Ну и, конечно же, уникальные памятники «Спор птиц», «Ньургун Боотур стремительный» по мотивам произведений Платона Ойунского.
— А что за памятник человеку на быке стоит на въезде в райцентр?
— Это памятник великому ХОРО. По преданию, именно он назвал нашу замечательную реку Тааттой. Отсюда и название района. Впрочем, памятников у нас очень много. Среди них и бюст героя Великой Отечественной войны, полного кавалера ордена Славы Дмитрия Ананьевича ПЕТРОВА. А также памятник первым трактористам-механизаторам района. Есть у нас в районе и множество сугубо национальных памятников, которые защищают нас и наших детей от злых духов. Ну и, конечно, мемориалы, посвящённые Победе нашего многонационального народа в Великой Отечественной войне.
— Нетрудно догадаться, что такие памятники имеются в каждом наслеге?
— Да, так и есть. Такие памятные места, действительно, присутствуют во всех наслегах.
— Выходит, сил на развитие культуры вы не жалеете?
— Мы патриоты и России, и своей малой родины. Для нас эта деятельность чрезвычайно важна.
— Такое количество памятников привлекает в Таттинский район туристов?
— В целом туризм у нас развивается, но хотелось бы ещё большего потока гостей. У нас ведь не только памятники и музеи, ещё и жители, природа красавиц рек Амга, Алдан и Таатта. По крайней мере, тех россиян и иностранцев, которые проезжают по федеральной автодороге «Колыма», точно привлекают. Но ведь памятники устанавливаются не только для привлечения туристов. Это — для каждого из нас. Ведь без прошлого, как известно, у людей не может быть ни настоящего, ни будущего.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >