Недропользователи Чукотки трудятся в крайне непростых условиях. И климатических, и транспортных, и экономических. Но, несмотря на все проблемы, участники регионального рынка демонстрируют весьма впечатляющие результаты. Подробности — в интервью с главным инженером артели старателей «Шахтёр» Сергеем ЛАГУТОВЫМ.
— Сергей Вячеславович, это правда, что история вашей артели уходит корнями в далёкое прошлое?
— Правда, если учитывать, что наше предприятие является одним из правопреемников знаменитого Полярнинского горно-обогатительного комбината. Могу сказать, что именно эта организация в советское время давала стране до 15 тонн золота ежегодно. Сегодня о таких объёмах даже мечтать не приходится. Причём вот что показательно — соответствующие работы на россыпных месторождениях велись именно подземным способом. И сегодня мы также используем аналогичные производственные схемы.
— Насколько известно, современная история артели старателей «Шахтёр» также отличается серьёзными успехами?
— Мы люди скромные и не говорим о себе в каких-то возвышенных тонах. Но могу сказать, что объёмы добычи в нашей компании весьма значительны. По крайней мере, в нашем регионе мы занимаем серьёзные отраслевые позиции. Не случайно предприятие в разные годы не раз отмечалось различными наградами. В том числе и Кубком губернатора Чукотского автономного округа за первое место среди старательских артелей территории. А в этом году артели старателей «Шахтёр» исполняется 25 лет, и каждый год нашей истории был направлен на созидание.
— Сколько золота вы добыли по итогам прошлогоднего сезона?
— Коллектив нашей артели старателей «Шахтёр» в прошлом году добыл 611 килограммов золота. Это, на мой взгляд, достойный показатель. Особенно с учётом того, что плановое задание у нас составляло 600 килограммов. Так что план мы даже немного перевыполнили.
— А какой объём добычи запланирован на текущий год?
— Планы аналогичные — 600 килограммов. И у нас есть все возможности для их выполнения и даже перевыполнения.
— Сталкивается ли ваша компания с проблемой истощения запасов?
— Конечно, это, на мой взгляд, общая беда всех недропользователей. В том числе на Чукотке. Богатых песков остаётся всё меньше, и это действительно серьёзная отраслевая проблема.
— О каком содержании сегодня идёт речь?
— Среднее содержание у нас составляет 0,92 грамма золота на кубометр горной массы. Любой профессионал прекрасно понимает, о чём идёт речь. Так что проблема есть, и скрывать её не имеет смысла.
— Сколько лицензий на сегодняшний день отрабатывается в артели старателей «Шахтёр»?
— В настоящее время мы работаем на месторождении Ленинградский (два участка) и на месторождении Сквозной (также два участка).
— Это богатые месторождения?
— Ну, вопрос богатства месторождений субъективный. Я бы сказал по-другому — запасы там весьма достойные. И это нас, конечно же, радует.
— Ваше предприятие производит прирост запасов?
— Разумеется, разведочная деятельность является неотъемлемой частью нашей работы. Так что разведку мы производим в плановом режиме. И запасы приращиваем также планово.
— А какие перспективы вы видите перед собой, скажем, на ближайшие пять лет?
— А почему вы говорите о пятилетнем временном отрезке? Планы у нас гораздо более долгосрочные. К примеру, лицензии месторождения Ленинградский заканчиваются у нас в 2023 году. Неплохой вариант, правда? Так вот я больше скажу, согласно лицензии мы можем работать на месторождении Сквозной до 2028 года. Так что тут у нас как раз всё нормально. Перспективы хорошие.
— Вас беспокоит сегодняшняя цена на золото?
— Я бы не назвал это беспокойством. Цена на золото зависит, разумеется, не от недропользователей, поэтому любые колебания на биржах мы воспринимает как данность. А что делать? Работаем с той ценой, которая есть. Но ситуация тут нас, конечно, не радует.
— Падение в последнее время было сильным?
— Ощутимое. Судите сами, ещё недавно стоимость унции составляла 1 тысячу 300 долларов. Сегодня аналогичный показатель не превышает 1 тысячу 90 долларов. То есть цена упала более чем на 200 долларов. А это серьёзно.
— Вы продолжаете обновлять парк техники?
— Да, для нас это крайне важное направление в отраслевой деятельности. Дело в том, что работать в суровых природно-климатических условиях на Крайнем Севере, в принципе, непросто. Да ещё и подземным способом. Поэтому все основные производственные процессы у нас максимально механизированы.
— И какую технику приобрели в этом году?
— В частности, покупали мини-буры и подземные машины. А ещё мы приобрели буровой станок, который должен поступить к нам уже в ближайшее время. Так что техникой мы обеспечены. И даже на перспективу.
— Руководство артели индексирует зарплату своим сотрудникам?
— Мы это делаем достаточно регулярно. Да, бизнесу сложнее, чем государственным структурам, индексировать зарплату. Всё-таки мы живём по чёткому принципу: сколько заработали — столько и получили. Но это, скорее, проблема руководства артели. А работникам мы просто обязаны выплатить то, что положено. Вне зависимости от общей экономической ситуации. Да и удержать специалистов можно только достойными зарплатами.
— И какая у вас средняя зарплата?
— На подземных работах она составляет 110 тысяч рублей. А у тех, кто работает, что называется, на поверхности, она чуть меньше — порядка 95 тысяч. Но в любом случае мы всегда уделяем большое внимание уровню зарплат своих специалистов. Для нас принципиально важно, чтобы за тяжёлую старательскую работу люди получали хорошие деньги. От этого зависит многое, в том числе и доходы самой компании.
— Сколько человек у вас работает?
— На сегодняшний день в артели старателей «Шахтёр» работает около 350 человек. Есть постоянные специалисты, но большая часть трудится у нас вахтовым методом. Такова уж наша отраслевая специфика. Причём могу сказать, текучки кадров у нас нет. У нас хорошие условия труда. Да и зарплата, как я уже и отмечал, вполне достойная. Так что коллектив у нас сложившийся. И мы гордимся тем, что в артели старателей «Шахтёр» трудятся профессионалы высокого уровня.
— Но тем не менее, испытывает ли ваша компания кадровый голод? Это ведь общая проблема для большинства производственников.
— Нет, кадрами мы однозначно обеспечены. Тут ещё сыграла свою роль ситуация в Украине. После известных событий к нам на работу попросились около полутора тысяч граждан этого государства. Так что теперь мы в состоянии выбирать лучших из лучших.
— Отмечать День шахтёра будете?
— А как же? Это однозначно наш праздник.
— Что можете пожелать своим коллегам?
— В первую очередь успехов в нашем нелёгком труде. Ну и, конечно же, крепкого здоровья. А всё остальное приложится.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >