Ситуация в дорожной отрасли Дальнего Востока определённо непростая. В первую очередь из-за снижения количества объектов. Но основная проблема даже не в этом. Дело в том, что именно при строительстве дорог ценовое понижение на торгах продолжает оставаться бедой, которая влияет как на качество выполняемых работ, так и на конкурентоспособность добросовестных участников рынка. Об этом и не только мы поговорили с исполняющим обязанности директора ГУДП «Экспромт» Юрием ТЕРЕНТЬЕВЫМ.
— Юрий Николаевич, во многих регионах ДФО государственные дорожные предприятия зачастую не выдерживают конкуренции с частными организациями. А что в этой связи происходит на Сахалине?
— Такая проблема характерна и для Сахалинской области. Связано это в первую очередь с понижением цен на торгах. Государственные компании работают абсолютно прозрачно. Это касается и налогов, и зарплат, и соцпакетов, и приобретения техники, и всего остального. Поэтому они не могут значительно снижать цены на конкурсах и аукционах. А вот некоторые частные организации, что уж греха таить, далеко не всегда законопослушны в финансовом отношении. За счёт этого у них появляются дополнительные ресурсы, и тогда цены сбрасываются порой ниже низшего предела. Плюс ко всему мы не можем конкурировать с предприятиями, работающими без НДС.
— До какого уровня опускаются цены на торгах?
— Буквально недавно один из объектов был, что называется, отыгран с понижением в 34%. Разумеется, в таких условиях мы не стали за него бороться, иначе нам пришлось бы работать себе в убыток. И 34% — далеко не предел, падение бывает куда как более серьёзным.
— Но ведь снижение цены автоматически означает и снижение качества?
— Конечно! Но недобросовестных предпринимателей это не волнует — им важно получить прибыль любой ценой. К тому же в дорожной отрасли Сахалина конкуренция жёсткая, а объектов не хватает. Вот и идёт борьба за каждый участок автодорог. У нас ведь какие только компании дорогами не занимаются! Есть даже предприятия, имеющие статус индивидуальных предпринимателей. При этом все пытаются работать в сложной, высокотехнологичной отрасли и используют для этого всё, что только возможно. В том числе ловкость, хитрость и мошенничество.
— По вашему мнению, руководители региона осознают эту проблему?
— Думаю, да. И не только осознают, но и решают соответствующие задачи. Например, для повышения конкурентоспособности государственных предприятий сейчас идёт процесс их укрупнения. То есть районные ДРСУ включаются в состав нашего ГУДП «Экспромт».
— Это касается всех ДРСУ?
— По-моему, да. По крайней мере, в стадии реорганизации уже находятся Макаровское, Долинское, Анивское, Холмское и ряд других ДРСУ. Конечно, процесс присоединения непростой, но у ДРСУ есть техника, специалисты, опыт работы. Такое укрупнение, надеюсь, повысит конкурентоспособность ГУДП «Экспромт», ведь речь идёт, по сути, о холдинговом формате.
— Юрий Николаевич, насколько известно, ГУДП «Экспромт» имеет большой опыт не только в строительстве, ремонте и реконструкции, но и в содержании автодорог. В частности, в течение ряда лет именно ваше предприятие обслуживало федеральную трассу Южно-Сахалинск — Оха. Но сейчас этим будет заниматься другая компания. Почему? Ведь претензий к работе «Экспромта» никогда не было, всё делалось максимально качественно и профессионально.
— Увы, такими были результаты торгов, до которых ГУДП «Экспромт» по ряду формальных причин не допустили. Для нашего предприятия это стало, разумеется, неприятным фактором, но таковы сегодняшние конкурентные реалии. Впрочем, у меня нет ни времени, ни желания анализировать эту ситуацию. У нас имеются действующие объекты, мы планируем и дальше участвовать в торгах. Так что будем работать.
— А на каких объектах ГУДП «Экспромт» работает в настоящее время?
— Во-первых, продолжаем капитальный ремонт улицы Украинской в Южно-Сахалинске. Во-вторых, делаем капремонт участка (протяжённостью 1,9 км) автотрассы Невельск — Томари — аэропорт Шахтёрск. В-третьих, проводим реконструкцию дорожного участка в селе Новосибирском Холмского района. В-четвёртых, ремонтируем участок дороги к животноводческому комплексу «Гринагро». В-пятых, занимаемся ремонтными работами на улицах Лермонтова и Деповской в областном центре. Кроме того, наша компания задействована на субподрядах. По таким схемам мы ремонтируем улицы Центральную и Комсомольскую в Южно-Сахалинске.
— А содержанием дорог также продолжаете заниматься?
— Разумеется! В частности, ГУДП «Экспромт» обслуживает региональные автотрассы Лиственничный — Охотский, Огоньки — Невельск, Петропавловское — Воскресеновка — Соловьёвка, Невельск — Томари — Шахтёрск. Также мы содержим автодорогу до аэропорта Южно-Сахалинска, на которой, кстати, год назад была проведена реконструкция силами нашего же предприятия. Помимо этого, наша компания содержит Юго-Западный и Северо-Западный объезды областного центра и транспортную инфраструктуру горнолыжного комплекса «Горный воздух». Ну и, помимо перечисленного, ГУДП «Экспромт» обслуживает муниципальные дороги в Холмском районе.
— Какой финансовый объём всех этих работ? Имеются в виду и ремонт, и содержание.
— Ежегодно ГУДП «Экспромт» осваивает порядка 1 миллиарда 200 миллионов рублей. Правда, в прошлом году из-за пандемии финансовые показатели были несколько снижены. И наша задача — планомерно наращивать все результаты. Как производственные, так и именно финансовые.
— Кстати, пандемия отразилась на работе ГУДП «Экспромт»?
— Скорее, соответствующие проблемы отразились на всей отрасли. Ведь средства, предназначенные на финансирование дорожного комплекса, в ряде случаев приходилось перераспределять на другие цели. Но это — объективная реальность.
— Юрий Николаевич, вы возглавили ГУДП «Экспромт» относительно недавно. Какие основные задачи вам предстоит решать?
— В первую очередь я планирую по максимуму отказаться от привлечения сторонней техники и механизмов — мы должны использовать собственные возможности, и они у нас есть. К примеру, если до недавнего времени в ГУДП «Экспромт» было два собственных АБЗ, то сейчас их количество увеличилось за счёт присоединения к нашей компании районных ДРСУ. Но крайне важно, чтобы вся техника работала слаженно и эффективно. Благо, у нас на предприятии хватает грамотных специалистов, так что с этой задачей мы справимся. Гораздо важнее выправить экономическую ситуацию в компании в целом. Для этого, прежде всего, требуется правильное распределение сил и средств. Нужно, чтобы каждый сотрудник, с одной стороны, эффективно выполнял свои служебные обязанности, а с другой — был нацелен на достижение общего результата. И это не просто слова. Это целая методология. Неслучайно ещё в октябре прошлого года наша компания стала участником национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Эксперты из Института развития бизнеса и стратегий проводили обучение наших специалистов, реально демонстрируя им, какие сейчас существуют инструменты, влияющие на повышение производительности труда, и как правильно этими инструментами пользоваться. Более того, был разработан комплекс показателей KPI для наших сотрудников, а также сформированы чёткие планы развития предприятия. Уверен, это принесёт положительный эффект уже в ближайшей перспективе.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >