«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (84), июнь 2013
Главная тема

Главная тема 

Вернуть на Север «длинный рубль»

В советские годы работать на Дальнем Востоке было не только престижно, но и выгодно. Причем выгодно как для местных жителей, так и для приезжих. Не случайно именно в тот период наша терминология пополнилась устойчивым речевым оборотом «длинный рубль». Однако в девяностые ситуация изменилась кардинальным образом. И северные территории испытывают теперь серьезные трудности. Можно ли изменить ситуацию? Об этом — в интервью с заместителем генерального директора по управлению персоналом и организационно-правовой работе ГУП ЖКХ РС (Я) Юрием САДОВНИКОВЫМ.

Нужны компенсации

Досье БГ

САДОВНИКОВ Юрий Николаевич родился 31 октября 1964 года в городе Среднеколымске Якутской АССР. Трудовой путь начал сразу после окончания общеобразовательной школы рыбообработчиком Колымского рыбзавода. После службы в рядах Советской армии работал трактористом совхоза «Алахейский». В 1987–1997 годах трудился в природоохранной системе, а в 1997–1999 годах возглавлял Колымский бассейновый комитет охраны природы. В 1999–2001 годах руководил аппаратом администрации Среднеколымского района. В 2001–2002 годах был директором ГУ Среднеколымское УЖКХ. В 2002 году был назначен заместителем начальника управления Министерства ЖКХ и экологии РС (Я). В 2006 году исполнял обязанности главы Булунского улуса, В 2006–2007 годах — директором ГУП «Республиканский центр энергоресурсосбережения». В 2009–2009 годах работал главным специалистом Департамента охотничьего хозяйства РС (Я). С 2010 года — заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационно-правовой работе ГУП ЖКХ РС (Я). Без отрыва от производства получил два высших образования в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии (1999 год) и в Дальневосточной академии государственной службы (2003 год). Обладатель ведомственных и региональных наград. Государственный советник госслужбы 3 класса. 

 — Юрий Николаевич, вся ваша жизнь связана непосредственно с северными территориями. Какие основные проблемы испытывают жители отдаленных районов Якутии?

 — Главная наша беда (именно наша, поскольку я даже мысленно не отделяю себя от населения Севера) заключается в качестве жизни. В чрезвычайно низком качестве жизни, давайте уж называть вещи своими именами. Именно этот фактор является для нас ключевым.

 — Что конкретно вы имеете в виду?

 — Ну вот смотрите, при каких условиях может развиваться та или иная территория? А условие тут одно — человеку должно быть комфортно на своей земле. Он, наш человек, должен ощущать комфорт во всем. В работе, в быту, в культурной среде. Ведь, по большому счету, что в Москве, что в Среднеколымске люди живут в едином ритме. Утром уходят на работу, вечером возвращаются домой, в выходные дни отдыхают. Но, к сожалению, сложилось так, что в европейской части страны народ уже давно пользуется всеми благами цивилизации, начиная от асфальта на улице и заканчивая регулярными поездками за границу. А для нас всё это — почти фантастика. А почему? С какой стати? Чем наш народ хуже тех же москвичей? Я вам больше скажу — есть естественные ограничители, которые обойти никак нельзя. Имеется в виду, в первую очередь, наша географическая изоляция. Плюс жесткий климат, что также отражается и в быту, и в производственной сфере, и в социальном секторе. Но коль скоро мы живем и работаем в таких условиях, значит, у нас должны быть некие компенсации за государственный счет. Я это подчеркиваю, именно ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ, поскольку государство заинтересовано в развитии Севера. Однако такую заинтересованность необходимо подкреплять конкретикой. И я рад, что теперь тут проявляются серьезные позитивные сдвиги.

Реальная картина

 — Вы имеете в виду программу развития Дальнего Востока?

 — Главное в другом — наша федеральная власть наконец-то четко и предметно обозначила свой интерес к развитию региона. К примеру, было создано Минвостокразвития во главе с Виктором ИШАЕВЫМ. Вроде бы речь идет всего лишь о структуре. Но это не совсем так, ведь такой шаг говорит об особом отношении к нашей территории со стороны федеральной власти. Второй момент — серьезные инвестиционные вливания, которые теперь также обсуждаются. Да, суммы будут корректироваться. Но факт остается фактом — без большой финансовой поддержки ни о каком повышении уровня жизни на нашей земле и говорить не приходится.

 — Юрий Николаевич, а почему вы говорите в основном о повышении качества жизни? Насколько известно, вы производственник с большим стажем. Почему вы не ведете речь о проблемах бизнеса?

 — Да потому, что во главе угла любого производственного проекта должны быть поставлены интересы ЧЕЛОВЕКА. Обычного человека, вне зависимости от его образования, должности, социального статуса... Только в этом случае можно говорить о том, что развитие территории имеет под собой серьезную основу и задел на будущее. А вот теперь — к вашему вопросу о проблемах бизнеса. Не секрет, что основной бедой в этой связи является низкая инфраструктурная составляющая. Посмотрите на карту Севера, где даже автозимники — это уже серьезное благо. Круглогодичные дороги в отдаленных районах Якутии отсутствуют. Поэтому практически вся продукция (включая технику, стройматериалы и ГСМ) туда доставляется в основном в короткий период навигации. Что, разумеется, отражается и на стоимости этой самой продукции. Второй момент — энергетика. Котельные во многих населенных пунктах изношены до предела. А уж о таком известном в нашем регионе факторе, как перекрестное субсидирование, можно вообще помолчать. Слишком избитая тема. Третья составляющая — связь, которая в северных улусах также оставляет желать лучшего. Наконец, четвертое... Северные коэффициенты и надбавки выплачиваются у нас за счет предприятий, что однозначно делает наш производственный сектор неконкурентоспособным по сравнению с производственным сектором западной части страны. Поэтому, когда я говорил о необходимости поддерживать наше население за государственный счет, то тут в первую очередь имелась в виду выплата соответствующих компенсаций из федерального бюджета. Как это и было раньше, в советские годы. В этом случае наши промышленники, как и руководители других местных организаций, смогут и более динамично повышать зарплаты своим специалистам, и вкладывать средства в социальные проекты своих территорий. Деньги-то высвободятся приличные. Вот эта разница и должна работать на благо республики.

Развитие

 — Вы опять всё сводите к социальной стороне вопроса. Ну хорошо, а какова, на ваш взгляд, должна быть зарплата на Севере?

 — Я считаю, что она, как минимум, в пять раз должна быть выше, чем зарплата москвичей и жителей центральной части страны.

 — Во сколько?!

 — Вы не ослышались, МИНИМУМ В ПЯТЬ РАЗ ВЫШЕ. Наша территория — это без преувеличения уникальная земля, которая исключительно богата своими природными ресурсами. И наше население является истинным хранителем этих богатств. Я сейчас имею 

в виду все население, включая работников бюджетной сферы, специалистов промышленных компаний, оленеводов, рыболовов, детей и пенсионеров. Всех людей без исключения. И каждый из них — хранитель нашей прекрасной земли. Но чтобы жить и работать на Севере, у людей должен быть серьезный стимул, в первую очередь финансовый и социальный. Иначе этот регион может превратиться в безлюдные пространства. Вот я вам такой пример приведу. Почти каждый родитель мечтает о том, что его ребенок, получив образование, вернется в отчий дом, создаст семью и все станут жить большой, дружной семьей. Ну или, по крайней мере, по соседству. Это ведь вопрос родительской психологии. А вот у нас на Севере всё складывается по-другому. У нас отцы и матери, отправляя своих детей учиться в Якутск, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Санкт-Петербург или Москву, всё чаще дают совет — всеми силами закрепляйтесь в этих городах. Наизнанку выворачивайтесь, но закрепляйтесь. Здесь вам делать нечего. И у меня язык не повернется осуждать этих родителей. Ведь все мы хотим своим детям лучшей доли. По принципу — да, у нас жизнь непростая. Мы постоянно преодолеваем трудности. Мы в 21-м веке печку дровами топим и в 50-градусный мороз на колонку за водой ходим. Так пусть хоть наши дети поживут просто ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Понимаете, какой перекос произошел в нашем сознании? Мы готовы своих детей отправить подальше от себя, лишь бы они жили в нормальных, цивилизованных условиях. А ведь это страшно. Когда в наш информационный век ванная и батарея становятся пределом мечтаний, когда мы готовы ради блага своих близких с ними расстаться — это, как минимум, ненормальная ситуация. И я понимаю, что государство не может в одночасье благоустроить весь Север. Это — вопрос времени. Но зарплата местных жителей должна быть даже теперь чрезвычайно высокой. Как, собственно, пенсии, детские пособия и другие выплаты. Я убежден — на Север должен вернуться «длинный рубль». Причем это — вполне реально. 

Системное сотрудничество

 — К вопросу о зарплатах. В Якутии, как известно, работают крупные промышленные компании федерального уровня. И нередко топ-менеджеры этих структур говорят примерно следующее — мы бы и рады трудоустраивать местных жителей, но у вас явно не хватает квалифицированных специалистов. Что вы можете сказать по этому поводу?

 — Это всё, что называется, разговоры в пользу бедных. В свое время я сам начинал трудовую деятельность с азов — до армии рыбообработчиком, а после демобилизации — трактористом в совхозе. И это была отличная школа жизни, хотя никакой квалификации у меня на тот момент, разумеется, не было. Да, проблема оттока квалифицированных специалистов у нас есть. Но так пусть крупные компании и обучают профессионалов из числа местных жителей. Пусть вкладывают средства в образование нашей молодежи. Это, кстати, не менее значимая государственная задача, чем освоение месторождений природных ресурсов. У нас замечательная молодежь. Наши ребята в своем большинстве умные и мобильные. И из них со временем получатся замечательные специалисты.

 — Но ведь та же «Транснефть» или тот же «Сургутнефтегаз», не говоря уж об «Алросе», и так обучают сотрудников из числа местных жителей.

 — Да, обучают. Хотя и не в тех объемах, которые нужны нашей территории. Но бесспорно одно — республиканской власти, во главе с главой РС (Я) Егором Афанасьевичем БОРИСОВЫМ удается выстраивать качественный диалог с представителями промышленных предприятий. Но хотелось бы, чтобы это сотрудничество было именно системным. Не нужно кого-то заставлять работать с нами из-под палки. Необходимо создавать четко прописанные и законодательно оформленные условия, при которых у руководителей промышленных корпораций не будет выбора — принимать на работу местных жителей или обойтись вахтовиками, обучать нашу молодежь за счет компаний или проигнорировать этот момент. Только в этом случае здесь будут позитивные сдвиги. Но здесь есть еще один чрезвычайно важный нюанс. Якутия — многонациональный и монокультурный регион. Здесь живут еще и коренные малочисленные народы Севера (КМНС), занимающиеся традиционными видами промыслов. И давайте не будем обманывать себя — оленеводство, рыболовство и сбор дикоросов никогда не станут экономически привлекательными активами. Масштаб не тот. Поэтому нам необходимо оказывать КМНС самую полную поддержку. Увы, пока наши оленеводы и рыболовы живут даже не в 20-м, а скорее в 19-м веке. А это стыдно для цивилизованного общества. Если мы потеряем богатейший этнокультурный пласт — потомки нам этого не простят. Я это ощущаю предельно остро, поскольку в течение многих лет работал в системе охраны природы. И прекрасно знаю проблемы людей, для которых эта природа не просто красивая картинка, а родной дом. 

Странные реформы

 — Вы сказали о социальном стимуле. О чем конкретно идет речь?

 — Сейчас мы наблюдаем попытки проводить весьма спорные реформы. Например, идет укрупнение местных больниц. Мне кажется, что авторы этой идеи никогда не выезжали за пределы Московской кольцевой автодороги. Иначе бы они на такой шаг не пошли. Вдумайтесь только, как можно ликвидировать полноценные медицинские учреждения в селах Якутии, заменяя их ФАПами, когда расстояния у нас даже между населенными пунктами в пределах одного района исчисляются сотнями километров? Кто это придумал? Вот представьте себе, человек получил серьезную травму. Не дай Бог, конечно, но в жизни бывает всякое. Ему нужно сделать срочную операцию, причем в условиях нормального стационара. Сколько времени уйдет на то, чтобы доставить его в больницу, находящуюся в райцентре?

 — Часа три-четыре? 

 — Это где-нибудь в Рязанской области часа три-четыре, а у нас сутки, и это еще в лучшем случае. Я уж не говорю о качестве наших зимников, на которых и здоровый-то человек покалечиться может. Вот и судите, как будет действовать у нас программа укрупнения медицинских учреждений. А ведь я вам лишь один проблемный момент озвучил. У нас таких проблем более чем достаточно. О тяжелых бытовых условиях я уже сегодня говорил. Это также серьезная беда для всех нас. Когда люди оторваны от самой элементарной инфраструктуры — это абсолютно ненормально. Но тут я хочу вернуться еще к одному весьма значимому моменту. Вот сейчас много внимания уделяется вопросу — а как остановить отток населения из Якутии в другие регионы России? Что нужно для этого делать? На мой взгляд, тут не стоит изобретать велосипед. В первую очередь требуется повышать качество жизни именно на бытовом уровне. Максимально полноценно благоустраивать наши города и поселки. Чтобы уже скоро печное отопление и вода в колодцах из нашего повседневного быта перекочевали на фотографии в музеях. Чтобы житель того же Среднеколымска после работы мог спокойно и культурно отдохнуть в хорошем кафе или современном спортзале. Чтобы наши женщины имели возможность посещать не только продуктовый рынок, но и спа-салоны. Чтобы наша молодежь выбиралась в клубы не в одном лишь Якутске, но и в своих родных поселках. Чтобы скоростной Интернет стал реальностью для каждого. Чтобы наши дети ходили в хорошие школы и детсады, а пожилые люди — в современные центры досуга. Чтобы больницы и поликлиники в наших улусах и наслегах соответствовали всем стандартам. Наконец, чтобы набор товаров и цены в магазинах были доступными и в столице республики, и в остальных населенных пунктах территории. Вот тогда никто отсюда не уедет. А зачем? Если качество жизни и зарплаты будут высокими, проблема оттока населения решится сама собой.

 — Вы сегодня часто говорите о качестве жизни. Видимо, эта тема вам близка с профессиональной точки зрения?

 — Если вы имеете в виду мой опыт работы в ГУП ЖКХ и администрациях Среднеколымского и Булунского улусов, то эта тема, действительно, моя. Можно сказать, досконально известная и в определенной степени выстраданная. К сожалению, сегодняшний формат коммунальной реформы не позволяет качественно заниматься модернизацией коммунального сектора Севера. И дело даже не в деньгах, хотя дефицит бюджета — это большая проблема для региона. Но в первую очередь речь идет о нормативных перекосах. Нужно принимать новые, прозрачные и справедливые, законы, которые будут работать на благо каждого местного жителя. Я это еще раз, большими буквами хочу подчеркнуть — КАЖДОГО МЕСТНОГО ЖИТЕЛЯ. Тогда всё в нашей жизни встанет на свои места. Что же касается финансовой составляющей, то для пополнения регионального и муниципального бюджета есть одна эффективная схема. На мой взгляд, назрела необходимость принимать федеральный закон «Об особом экономическом, социальном и культурном статусе Дальнего Востока», где все налоговые и иные льготы для наших организаций и территорий будут прописаны предельно четко. Без возможности для разночтений.

 — Вы готовы принять участие в подготовке такого документа?

 — Да, готов. Хотя работа тут предстоит большая, ведь потребуется «увязать» проект этого ФЗ с Налоговым и Бюджетным кодексами, а также с другими правовыми актами. Но мой опыт и знание ситуации позволяет мне заниматься этой работой. Плюс ко всему соответствующие предложения (подкрепленные цифрами и фактами) давно ведет руководство нашей республики и представители нашего регионального отделения партии «Единая Россия». К сожалению, до недавнего времени регионам было непросто достучаться до федерального центра. Но теперь, когда государство продекларировало особую политику в отношении нашей малой родины — ситуация изменилась. И у нас есть все возможности, чтобы жизнь на нашей земле стала другой. Наш замечательный народ достоин самого лучшего. Без вариантов.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров