«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (104), май 2015
Главная тема

Главная тема 

«Торги — прозрачные, контроль — системный»

Ни для кого не секрет, что система управления во многих российских регионах до крайности непрозрачна и запутана. И многие территориальные ведомства, по сути, дублируют друг друга. Особенно это актуально для сфер дорожного и промышленно-гражданского строительства. Вроде бы речь идёт о едином строительном комплексе, однако чиновники упорно разделяют его на две составляющие. Мол, специфика тут разная. Соответственно, и административные структуры тоже должны быть разными. А вот в Забайкалье пошли другим путём. Здесь создана эффективная модель распределения государственных заказов для всей строительной сферы территории, а также отлажена не менее эффективная система контроля исполнения контрактов. Подробности — в интервью с директором ГКУ «Служба единого заказчика» Министерства территориального развития Забайкальского края Геннадием ЛИТВИНЦЕВЫМ.

О задачах

— Геннадий Викторович, когда в вашем регионе была создана «Служба единого заказчика»?

Справка

Государственное казённое учреждение «Служба единого заказчика» министерства территориального развития Забайкальского края решает следующие отраслевые задачи: — подготовка документации для проведения торгов на строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения; — подготовка документации на проведение торгов на строительство объектов промышленно-гражданского назначения, включая школы, детские сады, больницы, поликлиники, учреждения культуры, спортивные сооружения, котельные и так далее; — контроль исполнения заключённых контрактов; — лабораторные исследования объектов строительства.

— Структура с таким названием была создана здесь достаточно давно, если не ошибаюсь, в 2002 году. Но её сфера деятельности ограничивалась исключительно дорожной отраслью. Что же касается промышленно-гражданского строительства, то за работу в этом направлении отвечала другая организация — «Забайкалстройзаказчик». Сами понимаете, схема была не совсем правильной.

По сути, строительный комплекс был искусственно раздроблен на две составляющие. С двумя разными заказчиками. А это, фигурально выражаясь, два директора, два коллектива, два офиса, ну и так далее. В итоге в конце 2013 года было принято решение провести реорганизацию и присоединить ГКУ «Забайкалстройзаказчик» к ГКУ «Служба единого заказчика». Что позволило, с одной стороны, оптимизировать отраслевую деятельность, а с другой — ровно в два раза сократить бюджетные расходы. Нетрудно догадаться, что для нашего времени последний момент не менее актуален, чем первый. Таким образом, уже с 1 января 2014 года и дорожное, и промышленно-гражданское строительство у нас курирует государственное казённое учреждение «Служба единого заказчика».

— Кому принадлежала эта идея?

— Губернатору Забайкальского края Константину ИЛЬКОВСКОМУ. Как вы знаете, он обладает не только большим административным, но и многолетним производственным опытом. Поэтому нет ничего удивительного, что он создал абсолютно прозрачную и эффективную систему, позволяющую решать весь комплекс отраслевых задач.

О кадрах

— Были ли проблемы с формированием штатов?

— Начнём с того, что проблемы с хорошими специалистами есть везде. В любом регионе и в любой хозяйственной сфере. К сожалению, в последние десятилетия система подготовки кадров в нашей стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Особенно это касается квалифицированных рабочих и ИТР. Не стану сейчас повторять избитые примеры о массовом выпуске из отечественных вузов юристов, экономистов и так называемых менеджеров, всё это и так известно. Однако что касается непосредственно нашей структуры, то мы довольно быстро решили кадровую проблему.

— За счёт чего?

— Да хотя бы потому, что у нас из двух структур сформировалась одна. Это, разумеется, в определённой степени минимизировало и кадровые потери. Плюс к этому часть людей мы пригласили со стороны. Хотя, повторю ещё раз, решению кадровых проблем государству стоило бы уделять особое внимание. Увы, опытные специалисты уходят. Это процесс неизбежный. Так что смена нужна.

О деньгах

— Геннадий Викторович, по мнению участников рынка, кризис отражается и на снижении объёмов государственных заказов. Это так?

— Определённые проблемы, связанные с кризисом, конечно же, присутствуют. В том числе и в нашем регионе. Однако какой-то особой беды я тут не наблюдаю. В конце концов, сегодня мы исполняем бюджеты, свёрстанные ещё в прошлом году. Поэтому всё идёт в нормальном, текущем режиме.

— Можно ли узнать, хотя бы примерно, общий финансовый объём закупок, объявленных в Забайкалье с начала года?

— А почему же примерно? Могу сказать с точностью до одного рубля. С начала 2015 года ГКУ «Служба единого заказчика» объявило закупок (по конкурентным способам определения поставщиков, то есть подрядчиков и исполнителей) на общую сумму в 2 миллиарда 323 миллиона 146 тысяч 223 рубля.

О дорогах

— Сколько объектов дорожного и промышленно-гражданского назначения было сдано в Забайкалье в прошлом году?

— В общей сложности порядка 20 объектов. Могу перечислить наиболее значимые из них. Давайте начнём с дорожной сферы.

Во-первых, была проведена реконструкция участка Могойтуй — Первомайский автомобильной трассы регионального назначения Могойтуй — Сретенск — Олочи. Стоит отметить, что этот отрезок пути не только связывает между собой крупные населённые пункты Забайкалья, но и обеспечивает связь между федеральными дорогами Чита — Забайкальск и Чита — Хабаровск.

Нетрудно догадаться, что автомобильное движение здесь всегда было довольно интенсивным. При этом сама трасса имела гравийное покрытие, не говоря уж о малых радиусах кривых и уклонах, превышавших допустимые нормы. Всё это способствовало тому, что в этих районах дорожно-транспортные происшествия были не редкостью. И вот теперь ситуация изменилась. Сейчас речь идёт о современном участке дороги с асфальтовым покрытием.

Второй объект — реконструкция подъезда от федеральной трассы «Амур» (Чита — Хабаровск) к посёлку Песчанка в Читинском районе Забайкальского края. Могу сказать, что до начала реконструкции здесь также наблюдались серьёзные проблемы. Участок не отвечал существующим нормативным требованиям. При этом для нашего региона он всегда имел большое значение, поскольку речь идёт о восточном подъезде к краевой столице, который обеспечивает связь между двумя федеральными трассами, одна из которых (Чита — Забайкальск) проходит до границы с Китайской Народной Республикой. Соответственно, весь грузопоток из Китая традиционно идёт по этой трассе. Так что реконструкция этого участка была для нас жизненно необходима. И с поставленными задачами мы справились. Все работы были проведены качественно и в строго установленные сроки.

Третий отраслевой проект — строительство региональной автомобильной дороги Хилок — Могзон, на участке км 109 — км 115. Основным назначением этой трассы является обслуживание транспортных связей между прилегающими населёнными пунктами, а также выход на федеральную автодорогу «Байкал».

Четвёртый весьма значимый для региона проект — реконструкция подъезда к селу Алханай в Дульдургинском районе. И вот что важно. Ранее этот участок, протяжённостью в 10 с лишним километров, в зимний период постоянно заносило снегом. На языке дорожников это явление называется «несоответствием условиям снегонезаносимости». В итоге проехать зимой в посёлок было крайне непросто. Ну, а о том, что асфальтобетонного покрытия здесь не было в принципе, думаю, не стоит даже говорить. И так понятно. Но ведь эта трасса имеет большое значение не только для жителей Дульдургинского района. Сюда постоянно приезжают тысячи туристов, желающих отдохнуть в удивительно красивых местах, а также поправить своё здоровье на целебном источнике Алханай. Так что реконструкцию этой трассы, которая, кстати, велась за счёт средств регионального дорожного фонда, я бы назвал одним из самых значимых проектов.

   Как, собственно, и устройство искусственного электрического освещения на нескольких участках автомобильной дороги Улан-Удэ — Романовка — Чита. Движение на этой трассе всегда отличалось серьёзной интенсивностью. Особенно летом, когда многие жители нашего края едут отдохнуть на Ивано-Арахлейские озёра. Однако до последнего времени искусственного сооружения на дороге не было, что приводило к множеству ДТП. И вот теперь ситуация изменилась. На трассе появились энергосберегающие светодиодные светильники. Причём контроль за освещением ведётся при помощи автоматического комплекса ГОРСВЕТ, а вся информация о состоянии освещения передаётся на сервер центрального поста управления.

Я сейчас перечислил не все, а лишь самые важные дорожные объекты, которые были сданы нами в прошлом году. И могу сказать, что в году текущем их будет не меньше.

— А в какую сумму обойдётся строительство и реконструкция дорог в 2015 году?

— В этом году мы провели далеко не все торги в дорожной отрасли. Но даже на сегодняшний день сумма реально заключённых контрактов составляет 1 миллиард 948 миллионов 472 тысячи 432 рубля. И это только начало. Разумеется, объём финансирования объектов дорожного хозяйства будет значительно больше. Тем более что мы с вами говорим только о ремонте и реконструкции. Содержание — это вообще тема отдельного разговора.

Об общегражданском строительстве

— Давайте перейдем к промышленно-гражданскому строительству. Какие основные объекты были сданы вами в прошлом году?

— Хотелось бы сказать, что в этой связи региональная власть уделяет особое внимание социальным объектам. В первую очередь школам, детским садам, больницам и так далее. Перечислять тут можно долго.

— Давайте хотя бы скажем о нескольких таких объектах.

— Вот вам один из примеров — школа начальных классов в селе Калга на 200 учащихся. Не секрет, что именно небольшие населённые пункты в сельской местности в первую очередь нуждаются в современных образовательных учреждениях. Это вообще задача государственной значимости. В итоге к 1 сентября 2014 года школа была сдана. Ещё один пример — детский сад в посёлке городского типа Карымское на 240 мест. Хотелось бы отметить, что этот объект был построен всего лишь за год. Пойдем далее. Не секрет, насколько остро в нашей стране стоит вопрос лечения онкологических заболеваний. Разумеется, это направление для нашей территории также является одним из ключевых. И могу сказать, что в прошлом году нами была окончена реконструкция каньонов краевого онкологического диспансера в городе Чите. Имеются в виду работы по реконструкции уже существующего каньона блока радионуклидного обеспечения и радиологических исследований и пристройка к радиологическому отделению нового каньона. Реконструкция была завершена в декабре прошлого года. Ещё один пример — первый этап строительства памятника Святому Благоверному князю Александру НЕВСКОМУ, точнее, благоустройство и озеленение территории площадью в 6 тысяч квадратных метров, прилегающей к месту установки самого памятника. Этот объект мы также считаем весьма значимым для всего нашего края. Хочу подчеркнуть ещё раз, это далеко не полный перечень отраслевых проектов, реализованных нами в прошлом году.

— А какие объекты должны появиться в 2014 году?

— Перечень тут также большой. Давайте начнём с дошкольных учреждений. В планах текущего года строительство детских садов в городах Чита и Борзя, а также в сёлах Тунгкочен, Сретенск и Заречное. В этот же список можно включить школы с пристроенными детсадами в сёлах Кадахта и Большая Тура. Далее, в 2015 году планируется завершение строительства школы-интерната на 400 учащихся в посёлке Баляга. Помимо этого, уже летом текущего года планируется сдать универсальный спортивный зал площадью в 1 476 квадратных метров в городе Нерчинске. Также хочу отметить, что в ближайшее время будет завершено перепроектирование привязки к новым нормативам столь значимого для территории объекта, как ожоговый и кардиологический центры города Читы. Хотелось бы отметить и строительство берегоукреплений на реке Аргунь. Соответствующие работы будут завершены в самое ближайшее время.

Ну и, конечно же, не могу обойти вниманием объекты инженерной инфраструктуры. Среди них реконструкция и проектирование тепловых сетей, водопровода и канализации (2-я очередь) в городе Шилка, а также строительство котельной в сельском поселении Яснинское.

Об опыте

— Не секрет, что вы, Геннадий Викторович, в течение длительного времени руководили одной из самых успешных отраслевых компаний Дальнего Востока — ОАО «Теплоэнергосервис». Она эффективно работала на рынке производства и транспортировки тепловой энергии, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в столь непростом направлении, как ЖКХ. Помогает ли вам приобретённый опыт здесь, в Забайкалье?

— Любой производственный опыт всегда помогает. Особенно, если он приобретён в непростых условиях Якутии или севера Хабаровского края. Хотя сам алгоритм производства всегда одинаков — прозрачные рыночные механизмы, профессионализм исполнителей и системный государственный контроль ответственных заказчиков. Именно такой подход и помогает решать задачи любого уровня сложности.

— Нетрудно догадаться, что у вас налажено системное взаимодействие со всеми профильными структурами правительства края.

— Да, это так и есть. И губернатор, и региональные министерства, и все другие структуры территории работают в единой связке и на общий результат. Мы одна команда. И этим всё сказано.

Об исполнении

— Насколько известно, одной из функций ГКУ «Служба единого заказчика» является контроль исполнения заключённых контрактов. Каким образом вы выстраиваете свои взаимоотношения с подрядчиками?

— Тут всё просто — условия ведения работ чётко прописаны в заключённых контрактах. И мы, на основании закона, контролируем, чтобы подрядные организации выполняли свои обязательства безукоризненно и в строго установленные сроки. С поправками на форс-мажорные обстоятельства, естественно. То есть, если исполнитель испытывает какие-то объективные трудности, мы готовы ему помочь. В конечном итоге, все мы работаем на общий результат и для всех нас важно, чтобы тот или иной объект был сдан вовремя и с надлежащим качеством.

— Сталкиваетесь ли вы с недобросовестными подрядчиками и исполнителями?

— От этого никуда не денешься, определённый процент недобросовестных подрядчиков будет всегда. Это неизбежная проблема.

— И что в таких случаях делаете?

— Всё зависит от конкретных обстоятельств. Как правило, вначале требуем устранить то или иное нарушение добровольно. Если не получается, выдвигаем финансовые претензии, в том числе и через суд. Наша задача — максимально эффективное использование распределённых бюджетных средств. Вот в рамках этих полномочий мы и работаем.

О системе

— Какие проблемы испытывает ваша структура?

— Вы знаете, проблемы были, есть и будут. Можно до бесконечности кивать на недостаточное финансирование, на несовершенные законы, на кадровый голод. И всё это будет правильно. Но мы видим свою задачу в добросовестном выполнении возложенных на нас обязательств. Это для нас — главное.

— Можно ли сказать, что система объединения двух строительных направлений под эгидой единого заказчика себя оправдала?

— В нашем случае — безусловно. Даже сам формат торгов стал более прозрачным. А контроль исполнения контрактов — более системным. Не говоря уж о том, что единый заказчик — это, в первую очередь, ответственность. Ответственность конкретных людей и конкретной структуры.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров