Дальний Восток — регион таёжный, поэтому реализация многих промышленных проектов здесь подразумевает работу на землях лесного фонда. А это отдельная история, связанная с исполнением целого ряда законов и нормативных требований. Выполнять профильные работы в этой связи должны именно профессионалы, поскольку, не обладая соответствующими знаниями и компетенциями, оформить в аренду участок лесного фонда будет крайне проблематично. А ведь аренда — это лишь один из многих примеров профильной деятельности лесоустроителей. Опытные специалисты могут помочь промышленникам сэкономить десятки миллионов рублей. Обо всём этом — в интервью с руководителем ООО «Дальневосточная лесоустроительная компания» Сергеем ТЮТРИНЫМ.
— Сергей Александрович, в нашей газете не раз публиковались интервью с руководителями горнопромышленных компаний, которые озвучивали одну проблему. Заключается она в том, что оформление в аренду участков земель лесного фонда — процесс крайне долгий и сложный. Так ли это?
— Начнём с того, что с оформлением в аренду земель лесного фонда сталкиваются не только недропользователи. Это касается многих промышленных направлений, например строительства и реконструкции дорог, а также ЛЭП, прокладки трубопроводов, сельского хозяйства и других. Если же говорить о проблемах, то я не стал бы драматизировать ситуацию. Просто каждый должен заниматься своим делом. К примеру, ООО «Дальневосточная лесоустроительная компания» как раз и выполняет работы, связанные с оформлением в аренду земель лесного фонда, для нас это давно отработанный и поставленный на поток процесс. Впрочем, это лишь одна из составляющих отраслевой деятельности нашего предприятия.
— Да, мы знаем, что у вас работают опытные специалисты. А можете поделиться секретом, каким образом оформляются в аренду земли лесного фонда?
— Это этапный и в то же время непрерывный процесс. Первый этап связан с подготовкой проектной документации для лесного участка (ПДЛУ). Такую работу мы можем выполнить в срок от трёх дней до трёх недель, в зависимости от сложности объекта или срочности работы. После того как пакет документов подготовлен, он направляется на экспертизу. Там сроки исполнения строгие — до 30 дней. Но чтобы не терять времени, мы ещё на стадии подготовки ПДЛУ приступаем ко второму этапу — подготовке к постановке участка на кадастровый учёт (межевой план).
Например, планируется построить крупный объект, тот же горно-обогатительный комбинат. Площадь большая, но у заказчиков не всегда есть понимание того, как на ней будут распределяться отдельные участки. В итоге может сложиться ситуация, когда проектная документация будет согласована, а межевой план — нет. И это лишь один из подводных камней. А мы с нашими кадастровыми инженерами готовы предложить заказчику соответствующую стратегию, при которой межевой план будет соответствовать всем нормативным требованиям.
Итак, будем считать, что мы прошли два этапа и у нас на руках ПДЛУ и кадастровая выписка. После этого направляемся с полученными документами в министерство лесного хозяйства края либо в региональное минприроды, коль скоро речь идёт о сфере недропользования. Подаём заявление, и чиновники готовят проект договора аренды, а мы со своей стороны сопровождаем этот процесс. Наконец, третий этап пройден — договор готов, и наш заказчик становится арендатором. Но это ещё не всё — впереди четвёртый этап, а именно подготовка проекта освоения лесов (ПОЛ).
Это также важный процесс, ведь в таком проекте должно быть указано множество специфичных тонкостей. Необходимо чётко обозначить, как будет осваиваться участок с учётом требований законодательства и потребностей заказчика. Поэтому, как правило, к подготовке ПОЛ мы приступаем ещё тогда, когда ПДЛУ и кадастровая выписка находятся в министерствах. Таким образом, опять экономим время заказчика.
Пойдём дальше: проект освоения лесов готов, но впереди пятый этап — подготовка и согласование лесной декларации. Это мы также берём на себя и всё делаем заранее. После прохождения пятого этапа процесс оформления в аренду участка лесного фонда можно считать оконченным.
— Какие сроки занимает именно ваша работа?
— Сроки по каждому этапу зависят от объёмов по конкретному объекту, вида использования лесов, качества исходных данных, но ограничиваются 20 днями. На что мы не можем повлиять, так это на сроки проведения экспертизы. И на документооборот в министерствах. Хотя там, как правило, особых проблем не бывает.
— Как вам удаётся удерживать высокое качество работы?
— Во-первых, в нашей компании работают исключительно профессиональные сотрудники с опытом работы в лесной отрасли от пяти лет. Во-вторых, мы ввели системы двойного контроля качества. Например, один специалист выполнил работу, а другой её проверяет. Сами понимаете: чужие ошибки видны лучше, чем свои. На заключительном этапе к контролю приступаю я. Хотя знаете, главное даже не в этом.
— А в чём?
— Все наши сотрудники получают удовольствие от своей работы. В любом проекте на любом этапе есть возможность расти профессионально, применять новые подходы к решению обычных ежедневных задач. В результате с каждым выполненным проектом уровень исполнителя растёт. Кроме того, мы выделяем время и средства на обучение, как в направлении лесного хозяйства, так и в части использования современных технических средств и программ — анализируем опыт и подходы коллег в других регионах. А при таком подходе нам по силам решение любой задачи.
— Какие решённые задачи в вашей практике были самыми интересными?
— Самые интересные задачи — те, которые никто никогда не решал. Приведу такой пример. В 2017 году мы выполняли работы для крупнейшего лесозаготовителя и лесопереработчика на Дальнем Востоке — малайзийской компании «Римбунан Хиджау». Необходимо было определить, есть ли экономический смысл в проведении лесоустройства на одном из арендованных предприятием участков, учитывая, что затраты на лесоустроительные работы составляли порядка 30 миллионов рублей.
Мы предложили проанализировать интенсивность лесозаготовок на основе космических снимков. По сути, требовалось найти новые снимки и сопоставить их со старыми, чтобы была полная картина: столько-то гектаров насаждений вырубили, столько-то сгорело, столько-то погибло от иных причин, а столько-то было высажено. Но со снимками нужно уметь работать, это чистой воды системная аналитика. Вся информация по территории сводилась в единую базу данных. В результате дешифрирования космических снимков и пространственного анализа материалов лесоустройства установлено: с 1999 по 2016 год работа велась на площади в 400 тысяч гектаров, при этом было построено более 905 километров лесовозных дорог, площадь эксплуатационного фонда снизилась на 14,2%, общий запас — на 13,5%.
А далее — самое интересное. Согласно нормативным требованиям, лесозаготовительные компании не имеют право вырубать неспелые леса. Но ведь за 20 лет они поспели! На изучаемой территории в случае проведения лесоустройства за счёт перевода приспевающих лесов в спелые эксплуатационный фонд восстанавливался на 72% по площади и на 74% по запасу. При этом 59% указанных лесов находились в ра- диусе одного километра от существующих лесовозных дорог, а 70% из них расположены в лесотаксационных выделах с крутизной склона до 20 градусов. Таким образом была определена рентабельность лесоустройства — компания обеспечивала себя лесосырьевой базой ещё на 15 лет при сохранении интенсивности освоения, без необходимости затрат на строительство инфраструктуры.
— На основании каких алгоритмов ваши специалисты вели эту работу?
— Только по обычной лесоустроительной схеме. Всё остальное — наша собственная научно-исследовательская деятельность. Насколько я знаю, ранее никто этим не занимался. А заниматься нужно! Это и профессионально интересно, и выгодно для заказчиков.
— С какими предприятиями сотрудничает ваша компания?
— Портфель заказов у нас довольно большой. Тем более что мы работаем в нескольких регионах ДФО — в Хабаровском, Приморском и Камчатском краях, в Амурской и Еврейской автономной областях, в Республике Саха (Якутия). Что же касается заказчиков, то их перечислять можно долго. В частности, в рамках одного из проектов компании «Полиметалл» мы сотрудничали с одной из ведущих инжиниринговых групп России — ООО «Премьер-Энерго». Помимо этого, работаем с ОАО «РЖД», ООО «Нерюнгри-Металлик», ООО «Рудник Таборный», АО «Дальгипротранс», ООО «МосОблТрансПроект», ООО «Римбунан Хиджау МДФ». Ну и, конечно, в портфеле заказов нашей компании довольно много региональных предприятий из разных отраслей: дорожного строительства, недропользования, природопользования, связи, лесопромышленного комплекса…
— А каковы основные конкурентные преимущества ООО «Дальневосточная лесоустроительная компания»?
— Первое — команда. Мы создали для себя среду, в которой профессионалам не безразличен результат своей работы и коллектива в целом. Специалисты на рынке есть, но не все настроены работать на перспективу и брать на себя ответственность не только за свою часть, но и за общий результат.
Второе — скорость. Мы эффективно выстроили все бизнес-процессы: минимум вертикальной структуры, отсутствие бюрократии, использование современных IT-технологий, нефиксированный режим работы.
Третье — гибкая ценовая политика. Стараемся предложить максимально выгодные условия. В сочетании с качеством и скоростью наши предложения всегда интереснее, чем у коллег. Так что мы готовы к сотрудничеству.
Беседовал Александр Матвеев
Телефон: +7 914 413 77 30
E-mail: office@dvluk.ru
www.dvluk.ru
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >