«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (178), сентябрь 2022
Главная тема

Главная тема 

«ДЕЛЬТА К»: 30 лет — полёт нормальный

Огромные пространства и слабо развитая дорожная сеть СССР способствовали развитию в стране малой гражданской авиации. Даже вблизи небольших населённых пунктов были построены аэропорты, а местные авиаотряды эксплуатировали разных типов самолёты и вертолёты. Во многих городах современной России такие аэропорты уже давно перестали существовать, и только в некоторых регионах малая авиация по-прежнему «на крыле». Один из «последних могикан» — ООО Производственно-коммерческое авиационное предприятие «Дельта К», которое в этом году отмечает 30-летний юбилей.

МЕТОД ШАПОВАЛА 

У истоков создания компании в Южной Якутии стоял Иван Григорьевич Шаповал. Но и сегодня, спустя три десятилетия, «штурвал» предприятия по-прежнему находится в его крепких и надёжных руках. А ведь начинал Иван Григорьевич вовсе не с малой, а с большой авиации. Окончил Харьковский государственный университет, а уже позднее — Академию гражданской авиации в Ленинграде. Но, как ни странно, имея южные корни, тему для своей кандидатской диссертации выбрал совсем не связанную с родными местами — «Контейнерные перевозки Дальнего Востока и Севера». Тогда эта тема была очень актуальна — в Якутии начали разработку крупного угольного разреза. А вот логистика была очень сложной — все агрегаты и запчасти к северянам приходилось возить из Японии. Внедрение же предложенного метода (контейнерные перевозки) вполне могло обеспечить потребность угольщиков в необходимых материалах и оборудовании. 

Для Ивана Григорьевича эта тема не была новой — в своё время он работал в Харьковском объединённом отряде, а аэропорт Харькова по праву был родоначальником внедрения контейнерных перевозок в СССР. Именно Шаповал довёл многочасовую разгрузку-погрузку в других аэропортах: Свердловске, Красноярске, Новосибирске, которая занимала от шести часов и более, до рекордных 55 минут на 25 тонн груза в аэропорту Харькова.

 

Правда, осуществить столь смелые проекты Шаповалу не удалось — началась перестройка. — В 1979 году меня пригласили начальником перевозок в Нерюнгринский авиаотряд, — вспоминает Иван Григорьевич, — затем назначили заместителем командира Алданского объединённого отряда (именно в него входило Нерюнгринское подразделение), а позднее направили на год учиться в Ленинград, в Академию гражданской авиации. Во время перестройки он был командиром Сангарской объединённой авиа эскадрильи, а в 1992 году возглавил производственно-коммерческое предприятие «Дельта К». 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

 Создавать новое предприятие Ивану Григорьевичу Шаповалу пришлось практически с нуля. 
— 30 лет назад здесь не было ничего: ни гаража, ни складов, даже сторожа, ведь и охранять особо было нечего — только небольшой вагончик, — рассказывает генеральный директор. — Из техники — три вертолёта Ми-2 и несколько самолётов Ан-2, да и то не «в полной боевой готовности» — на одном Ан-2 охотники за цветным металлом срезали проводку, сняли все приборы.

 

И коллектив нового предприятия был небольшой — всего девять человек. Но и в этом составе авиаторам удалось преодолеть все сложности и препоны перестроечного времени. Правда, стоило это огромного труда: и директору, и всему коллективу. А сложностей за все годы на пути авиакомпании было предостаточно: и при оформлении огромного числа документов, и при аренде самолётов и вертолётов, и при строительстве зданий предприятия. Но всё это осталось позади, а впереди было много интересной, ответственной и столь необходимой для всего Южно-Якутского региона работы.

СПРОС ОГРОМНЫЙ 

Спрос на полёты на небольших самолётах и вертолётах всегда был огромный, особенно в северных регионах, где во многие населённые пункты, как поётся в популярной песне, «только самолётом можно долететь».
 — В конце семидесятых, когда я работал начальником перевозок, а затем первым заместителем командира Алданского объединённого авиаотряда, очередь на вертолёты была от вокзала до нижней дороги, — показывает вдаль генеральный директор ООО ПКАП «Дельта К» Иван Григорьевич Шаповал.
 — Но и в 1992 году, когда мы начали работать в формате авиакомпании, спрос на наши работы был огромный — у геологов, золотодобытчиков, строителей, пожарных… Мы выполняли полёты в Алданский район, Суон-Тит, возили пассажиров до Перекатного, большая работа велась с появлением Эльгинского угольного месторождения, в тот район полёты были почти ежедневные по заявкам геологов, на ВС Ан-2. Самолёты, правда, пользовались гораздо меньшим спросом, чем вертолёты. Но, тем не менее, за год в лётном активе компании налёт был 300—500 часов. В начале девяностых активно развивалось строительство нефтепроводов Восточная Сибирь — Тихий океан, и работы для малой авиации было предостаточно.
— С 2008 по 2010 год у шести вертолётов «Дельты К» налёт был без малого по пять тысяч часов в год, — продолжает вспоминать Иван Григорьевич. — Мы работали и днём, и ночью. В основном доставляли материалы для строительства трубопровода. 

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ 

Сегодня ООО ПКАП «Дельта К» — единственное предприятие Южной Якутии, осуществляющее грузовые и пассажирские перевозки судами малой авиации. В парке машин авиакомпании — восемь вертолётов Ми-8Т (в том числе шесть боевых) и три действующих самолёта Ан-2. 

Предприятие выполняет большой объём работ по договорам с заказчиками. Его партнёры — крупные промышленные и другие компании: золотодобытчики, геологи, угольщики. Авиаторы также выполняют санитарные задания. «Дельта К» ведёт работу с организациями, обеспечивающими космическую отрасль. Воздушные суда авиакомпании перевозят на участки геологов, золотодобытчиков, нефтяников, врачей скорой помощи. Компания работает с якутской авиалесоохраной по патрулированию и тушению пожаров. В последнее время авиатехника предприятия, в основном в летний период, задействована на тушении лесных пожаров — по договору с «Лесавиа». 

 

Работает «Дельта К» и с геологами («Якутскгеология», «Алдангеология»), золотодобытчиками. Авиакомпания тесно сотрудничает с государственными и муниципальными органами Южной Якутии, с общинами малых народов Севера, доставляет в труднодоступные районы Якутии и других регионов Дальневосточного федерального округа людей и грузы. Словом, за годы работы на рынке авиационных услуг Дальнего Востока ООО ПКАП «Дельта К» завоевало репутацию мобильного, надёжного предприятия, всегда выполняющего свою работу качественно и в строго назначенный срок, поэтому жалоб, нареканий не поступало. 

 

 

ОСТАТЬСЯ «НА КРЫЛЕ» 

Сегодняшняя сложная ситуация в российской экономике, связанная с введением зарубежных санкций, не могла не повлиять и на деятельность предприятий всех отраслей, в том числе и малой авиации.
 — Сейчас мы «налётываем» от 1,5 до 2,5 тысячи часов в год, — делится с нами наболевшим генеральный директор предприятия Иван Григорьевич Шаповал. — Вынуждены, можно сказать, выкручиваться. Когда не хватает средств, приходится брать кредиты. Но из-за постоянно растущих цен на авиационное топливо, агрегаты и силовые установки сегодня нам летать не просто невыгодно, а иногда и убыточно. Судите сами: в предыдущие годы (1980—1990-е) цена на авиационный бензин составляла 34 тысячи рублей за тонну, сейчас за LL-100 доходит до 248 тысяч рублей за одну тонну. Такая цена нам не по карману. Да и продукция компании Shell из-за тех же санкций исчезла с российского рынка. Но, несмотря на все трудности, ООО «Дельта К» всеми силами старается остаться «на крыле». За счёт чего?
Первое — свой автотранспорт по доставке ГСМ, аэропорты: Алдан, Вилюйск, Сангар, Усть-Мая, Маган, Якутск, Тында. Второе — построена и введена в строй площадка для эксплуатации ВС, вертолётов в ночное время! Специалисты ИАС имеют все допуски к ремонту, наладке и регулировке агрегатов ВС. Ремонт агрегатов и изделий проводится на заводах-изготовителях! 

«ЛЕТАЮЩИЕ СПАСАТЕЛИ»

 Южная Якутия, несмотря на название, — край суровый, зимой бывает минус 30—53 градуса, где летом часто полыхают пожары, а весной разливаются бурные реки. И тогда единственная надежда на ликвидацию последствий стихийных бедствий и спасение людей возлагается на малую авиацию.
Неслучайно одно из направлений деятельности ООО ПКАП «Дельта К» — поисково- и аварийно-спасательное обеспечение на территории региона. Во время паводков и вскрытия рек работники авиакомпании совместно со специалистами МЧС РФ контролируют ледоход. Летом, во время угрозы лесных пожаров, воздушные суда предприятия патрулируют лесные массивы, доставляют к местам возгорания пожарных-парашютистов, воду, средства пожаротушения. Обслуживают в летний пожароопасный период Алданский, Нерюнгринский, Олекминский и Усть-Майский районы. В отдалённых районах Южной Якутии многие населённые пункты нередко оста ются отрезанными от «Большой земли». И тогда на помощь людям приходят «летающие спасатели». 

Авиакомпания «Дельта К» тесно сотрудничает с администрациями муниципальных образований региона — выполняет полёты по оказанию экстренной медицинской помощи населению Алданского, Нерюнгринского, Олёкминского, Усть-Майского районов. Крылатым машинам всегда рады в родовых общинах малых народов Севера — каждый год в начале лета они вывозят детей оленеводов к их родителям в кочевые стойбища, а к первому звонку доставляют обратно в школы. И в период предвыборных кампаний «Дельта К» — незаменимый помощник избирательных комиссий. 

СПОРТИВНАЯ ГОРДОСТЬ

Далеко не каждое предприятие может похвастаться собственным спортивным клубом. У «Дельта К» он есть. Футбольный клуб «Дельта» образован при авиакомпании в 1993 году. Тренировочной базой спортсменов стала Чульманская средняя школа № 7, а первым тренером команды — Сергей Викторович Кузьмин. 

 

За почти 30 лет существования клуба к спорту приобщились сотни чульманских мальчишек. Ведь занятия спортом — это не только увлечение, но и, что немаловажно, здоровье ребят, воспитание в них дисциплины, целеустремлённости, воли к победе. Все эти годы руководство авиакомпании оказывало клубу серьёзную поддержку: решало вопросы материально-технического обеспечения, помогало организовывать поездки на тренировочные сборы и соревнования. 
Авиаторы по праву гордятся успехами своих подопечных, которые неоднократно становились победителями и призёрами районных и городских соревнований по мини-футболу. В 1997 году юные дельтовцы стали серебряными призёрами чемпионата Республики Саха (Якутия) по футболу. Многие воспитанники клуба играли в составе сборной республики на Международных играх «Дети Азии». Взрослый состав «Дельты» в 2011 году завоевал звание чемпиона Нерюнгринского района, а зимой 2012 года занял первое место в Открытом зимнем первенстве Нерюнгри по футболу. И сегодня в клубе «Дельта» под руководством Николая Николаевича Зорина тренируется 41 юный воспитанник. Значит, впереди ещё немало побед и достижений, а у коллектива авиакомпании — поводов для гордости своими спортсменами.

НАДЁЖНОСТЬ ДОКАЗАНА! 

В настоящее время в ООО ПКАП «Дельта К» трудятся около ста человек. В авиации, особенно малой, как, пожалуй, ни в одной отрасли экономики, к пилотам предъявляют повышенные требования. Ведь зачастую им приходится выполнять полёты в сложных метеоусловиях, в горной местности, в ночное время. Можно с уверенностью сказать, что квалификация пилотов «Дельта К» (а их на предприятии 22 человека: два экипажа Ан-2 и шесть экипажей Ми-8) соответствует самым строгим требованиям. 

 

За исправность вертолётов и самолётов авиакомпании отвечают инженерно-авиационные работники (в «технической» команде — 21 человек). На них лежит серьёзная нагрузка, особенно в летнее время, в пожароопасный период. Их задача — быстро и, конечно же, качественно обслужить технику. Немалый вклад в общее дело предприятия вносят сотрудники остальных его подразделений: службы перевозок, гаража, охраны, бухгалтерии…

 Многие годы правой рукой генерального директора компании является его заместитель по общим вопросам Валентина Дмитриевна Шаповал. Иван Григорьевич не скрывает, что кадры — одна из главных проблем предприятия. — Да, в нашем коллективе есть сотрудники, которые трудятся на предприятии с момента его образования, например Александр Вениаминович Старунов, — говорит он.
 — На его плечах организация лётной работы. В авиакомпанию пришел в 1993 году вторым пилотом Ан-2, освоил Ми-8Т, а сейчас занимает должность заместителя генерального директора по лётной работе. Но сейчас, когда работы стало намного меньше, чем раньше, существует большая текучка кадров. А ведь когда-то мы сами в шутку называли «Дельту» учебным комбинатом. За 30 лет воспитали более 25 командиров, вторых пилотов и бортмехаников вертолётов Ми8Т. И все они разлетелись по России… Коллектив авиакомпании сегодня — это ответственные специалисты: пилоты, инженеры, авиационные техники, водители, охранники, работники бухгалтерии, технические работники. Все те, кто связал свою жизнь с малой авиацией. Среди них немало заслуженных и почётных работников транспорта Российской Федерации и транспорта Республики Саха (Якутия). Заместитель по ИАС — Алексей Яковлевич Степанов, работает с 1993 года, зарекомендовал себя как грамотный руководитель службы. За трудовые достижения в 2005 году ООО ПКАП «Дельта К» отмечено почётной грамотой и благодарностью президента Республики Саха (Якутия), а в конце 2011 года авиакомпания стала победителем Нерюнгринского районного конкурса в номинации «За вклад в развитие транспортной отрасли». 

 

И сегодня коллектив предприятия Южной Якутии, осуществляющего грузовые и пассажирские перевозки воздушными судами малой авиации, спасение людей и природы от пожаров и наводнений, старается своей работой подтверждать данную ему заказчиками высокую оценку: «Дельта К» — надёжность доказана!»

Нина КРАСИКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров