«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02 (189), май 2024
Главная тема

Главная тема 

Золотые «корабли» Колымы

2024 год — знаменательный, юбилейный: и для Магаданской области, и для крупнейшего золотодобывающего предприятия региона — АО «Сусуманзолото». Даты действительно значимые: 75 лет дражному флоту Колымы и 30 лет ООО «Дражник».

«Золото нужно всегда»

Люди научились добывать золото более четырёх тысячелетий назад — ещё в Древнем Египте в XXI веке до нашей эры. 

«Золото нужно всем, везде и всегда. И так будет вечно!» — утверждал древнегреческий философ. Последующие столетия доказали правоту его слов. Запросы на этот драгоценный металл, необходимый и обществу, и промышленности, с развитием цивилизации только повышаются, причём во всех странах мира, в том числе и в России. 

Одним из богатейших золотоносных регионов нашей страны является Колыма. Первое колымское золото было открыто в 1916 году в Магаданской области на одном из притоков реки Среднекан. В 1929 году экспедиция геолога Юрия Билибина открыла и научно доказала перспективность Колымы как крупнейшей золотодобывающей провинции. Кроме того, первая колымская экспедиция открыла несколько золотоносных площадей, с разработки которых началось планомерное освоение богатств региона. 

По мере развития отрасли с каждым годом совершенствовались методы, технологии и инструменты добычи золота. На смену ручному труду и сопровождавшим его примитивным инструментам — кайле, лопате, тачке, старательскому лотку — пришёл механизированный способ добычи — дражный и его главный «инструмент» — драга. Поскольку производительность дражного флота была в разы выше производительности традиционной лоточной добычи, во всех золотоносных регионах страны, в том числе и на Колыме, был взят курс на развитие этого способа добычи драгоценного металла.

История дражного флота на Колыме — особая страница в летописи золотодобычи России. Первая колымская драга вступила в строй в середине прошлого столетия — в 1949 году. В тяжёлые послевоенные годы, в суровых условиях Севера, буквально с ноля, в рекордно короткие сроки — за семь месяцев — была построена драга № 170 американской фирмы Yuba. Её строили в долине реки Чай-Урья, недалеко от посёлка Дражного, специалисты спецмонтажной дражной конторы, созданной в 1948 году на базе Чай-Урьинского геологопромышленного управления. 

Со 170-й и начался колымский дражный флот. К ней вполне заслуженно применимо слово «первый»: 15 августа 1949 года первая колымская магаданская драга дала первое золото, а за свой первый сезон она добыла 220 килограммов драгоценного металла.

Встреча двух драг, № 176 и № 170С тех пор добыча золота дражным способом в Магаданской области стала активно развиваться, особенно в пятидесятые годы XX века. Тогда были введены в эксплуатацию сразу шесть плавучих фабрик: драги № 171, 176, 178, 179, 180 и 182. 

В последующие три десятилетия — шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы — на «помощь» драгам пришла тяжёлая техника: мощные бульдозеры, карьерные и шагающие экскаваторы и другие машины. С каждым годом совершенствовались и драги, и технологии добычи золота. 

Благодаря активно внедряемой механизации значительно повышалась производительность плавучих фабрик: годовая выработка каждой увеличилась с 300—400 тысяч кубометров горной породы до 900 тысяч кубометров, а коллективы драг № 178 и 179 и вовсе перешагнули миллионный рубеж. 

Непродуманные реформы девяностых годов оказали крайне негативное влияние на всю российскую экономику, в том числе и на работу золотодобывающих предприятий Магаданской области. В то смутное время из нескольких горно-обогатительных комбинатов на плаву остался лишь один — Сусуманский ГОК. Выжить предприятию удалось во многом благодаря его директору Владимиру Кирилловичу ХРИСТОВУ, сумевшему убедить коллектив в необходимости объединения нескольких отраслевых организаций в единый холдинг. В результате принятия столь непростого, но, как показало время, единственно верного решения, было создано крупнейшее в Магаданской области золотодобывающее предприятие — ОАО «Сусуманзолото». 

В его состав вошло и ООО «Дражник», образованное в 1994 году на базе дражного карьера прииска им. Фрунзе Сусуманского ГОКа.  Помимо этого предприятия, на Колыме работала ещё одна компания — ООО «Нептун». Но если «Дражник» из года в год показывал стабильные результаты, то у его «коллеги» дела шли не лучшим образом — производственные показатели «Нептуна» с каждым сезоном снижались. И тогда руководство «Сусуманзолото» приняло решение объединить ООО «Нептун» и ООО «Дражник» — крупному предприятию гораздо легче выжить.

Необходимо было решить несколько важнейших задач: сконцентрировать в одних руках весь дражный флот Колымы, оптимизировать все организационные процессы, тем самым снизить производственные потери, повысить производительность и, что немаловажно, сохранить коллектив. 

Новое предприятие возглавил Валерий Александрович ПОЛЯКОВ, уже успевший зарекомендовать себя грамотным, инициативным управленцем. Именно он в январе 1998 года сменил на посту директора «Дражника» Анатолия Ивановича СЕМЕНЧЕНКО. К тому времени Валерий Александрович был уже довольно опытным дражником: после окончания горного факультета Иркутского политехнического института начал работать горным мастером на прииске им. Фрунзе, а затем молодого, перспективного специалиста назначили главным инженером АО «Сусуманзолото». Он стал настоящим фанатом дражного дела и, по его словам, сумел всех заразить дражной добычей. 

Гидроигловая оттайкаВ результате слияния двух предприятий, которому предшествовала огромная работа Валерия Александровича и его единомышленников, «Дражник» стал владельцем самого большого дражного флота в России — в его состав вошли 10 драг. Компания довольно быстро стала наращивать темпы и объёмы добычи: с 750 килограммов золота в 2005 году до рекордных 1814 килограммов в 2021 году.

Один из крупнейших в России

Производственные успехи предприятия в первую очередь зависят от его коллектива. Большой заслугой нынешнего генерального директора АО «Сусуманзолото» Валерия Александровича Полякова является его умение сплотить вокруг себя людей, увлечённых одним делом, создать по-настоящему крепкую команду единомышленников. 

Валерий АКИМОВОдин из таких людей — заместитель директора ООО «Дражник» Валерий Иванович АКИМОВ

— Мы познакомились с Валерием Александровичем в 80-х годах, когда он приехал в посёлок Холодный молодым специалистом после окончания института, — делится воспоминаниями Валерий Иванович. — Так что знаю его почти 40 лет. В 90-е годы, когда дражный флот разделился на две компании, я работал в «Нептуне», а Валерий Александрович — главным инженером в ГОКе. В 2004 году после объединения двух предприятий в одно — ООО «Дражник» — Валерий Александрович стал директором, а я — его заместителем. Вот уже почти 20 лет вместе работаем. Ежегодно наше предприятие добывало не меньше тонны золота, и каждый год мы прибавляли: добыли тонну, перешагнули этот рубеж, пошли дальше... 

К слову сказать, в октябре прошлого года Валерий Иванович отметил золотой юбилей — 50 лет работы на золотодобывающих предприятиях, из них почти две трети производственного стажа — на драгах. После окончания школы в 1973 году он пошёл работать на прииск им. Фрунзе: сначала учеником слесаря в автопарке, на полигоне носил рейку маркшейдерам, работал замерщиком на промприборах, бурильщиком на различных станках. Но всё-таки настоящим призванием для Валерия Ивановича стал дражный флот (здесь ему тоже пришлось пройти «свои университеты»: поработать бурильщиком на гидрооттайке, парооттайке и даже кочегаром на драге). 

Сегодня ООО «Дражник» под руководством Валерия Ивановича Акимова добывает золото дражным способом в Сусуманском районе, в долине реки Берелёх. Дражный флот предприятия, состоящий из восьми плавучих фабрик, по-прежнему считается одним из крупнейших в России. В комплексе с ними работают шесть шагающих электрических экскаваторов ЭШ-6/45 и ЭШ 10/70 производства Новокраматорского механического завода, три погрузочных комплекса: экскаваторы фирмы Komatsu PC-1250, PC-800, 12 БелАЗов и большой парк бульдозеров D-375 и D-65, которые выполняют подготовительные и вскрышные работы. 

Секреты производственных побед

Все действующие сегодня на Колыме драги были построены ещё в советские годы, но, несмотря на более чем солидный возраст, они по-прежнему работают эффективно и стабильно выполняют производственный план. Пример долгожительства показывает драга № 170, та самая первая колымская плавучая фабрика, построенная 75 лет назад. Ветеран дражной золотодобычи не просто находится в рабочем строю — за несколько десятилетий на ней было добыто свыше 15 тонн золота, и этот рекорд до сих пор не смог побить ни один из её «коллег». 

Секрет рабочего долголетия драг Колымы прост: своевременная модернизация, качественная подготовка полигонов, минимизация простоев. А главный секрет успехов ООО «Дражник» — слаженность работы всех звеньев производственного механизма предприятия. И как результат — постоянное повышение производительности дражного флота. 

Есть у ООО «Дражник» своя, можно сказать, производственная «фишка» — гидрооттайка (способ, разработанный сотрудниками Магаданского ВНИИ-1 и впоследствии доработанный ветеранами «Дражника»). Без неё обойтись практически невозможно, поскольку при разработке районов добычи специалисты «Дражника» всё чаще выходят на вечную мерзлоту, «победить» которую можно только гидроигловой оттайкой.

Кстати, это единственное предприятие в мире, которое проводит гидроттайку в очень значительных объёмах. 

— Гидроигловая оттайка, по сути, не влияет на ранний запуск драг, — объясняет Валерий Иванович Акимов. — В этом году мы уже запустили в работу две драги — 176-ю и 178-ю. Вот как раз они работают без гидрооттайки, поскольку находятся в таликовых зонах. А вот для некоторых драг этот процесс необходим. В прошлом году мы сделали гидроттайку шести миллионов кубометров горной породы. Так, 170-я драга у нас полностью работает на гидрооттайке. Поскольку мы провели все необходимые работы, «старейшина» нашего флота сможет работать на этих площадях до середины августа. Гидрооттайка, несомненно, помогает нам продлить сезон. Но есть здесь свои нюансы: её же необходимо сохранить, а при морозах под минус 60 сделать это довольно проблематично. Но за годы работы мы накопили в этом плане большой опыт и справляемся со всеми, даже самыми сложными задачами.

Надежды обязательно сбудутся

В 2023 году ООО «Дражник» добыло 1557 килограммов золота. 

В последнее время показатели золотодобычи на предприятии, к сожалению, несколько снизились. Причина одна — россыпные месторождения с каждым годом истощаются, и дражникам приходится работать на участках с низким содержанием драгметалла. Свои надежды на возвращение к показателям предыдущих лет коллектив предприятия связывает с запуском драги в Тенькинском районе Магаданской области, в долине реки Детрин. 

— Сырьевая база с каждым годом беднеет — вырабатывается, поэтому мы стали рассматривать другие перспективные районы и даже регионы добычи, — делится планами компании генеральный директор АО «Сусуманзолото» Валерий Александрович ПОЛЯКОВ. — «Дражник» имеет очень богатый опыт в разработке дражных месторождений. Сейчас в Тенькинском районе строится новая драга. Задача — запустить её в 2024 году. Мне кажется, Детринское месторождение — перспективное направление. После запуска драги попробуем добычу, посмотрим пески, посчитаем окупаемость. Если хорошие объёмы подтвердятся и получаемая прибыль будет выше себестоимости затрат, будем переносить туда ещё драги. Таким образом, постараемся сохранить «привычный» уровень дражной добычи, потому что в Сусуманском районе сырьевая база рано или поздно истощится совсем. Пока решаем эту проблему тем, что благодаря наличию хорошей техники и переработке большого количества горной массы можем увеличивать площади разработки и за счёт этого увеличивать общий объём золотодобычи.

Дражник — специальность «штучная» 

— Мы, дражники, отличаемся от остальных золотодобытчиков, — уверен Валерий Иванович Акимов. — Дражный флот не зря так называется, ведь мы работаем на воде. Драги — наши «корабли». 

Вероятно, поэтому все, кто работает на дражном флоте, как и настоящие моряки, отличаются выдержкой, дисциплиной и добросовестным отношением к своей «службе». 

— Работы у нас всегда было много, — продолжает руководитель ООО «Дражник». — Раньше не было понятия «сезон» — работали круглый год: летом в три смены, а зимой, в 50-градусные морозы, в четыре смены. 

Так что дражники — люди, которым всегда были присущи трудолюбие, энтузиазм и стремление во всём быть первыми. 

Каждый год 15 августа работники предприятия отмечают свой, «местный», профессиональный праздник — День дражника. Установили его много лет назад и этой традиции не изменяют до сих пор. 

В этот день особенно тепло вспоминают тех, кто стоял у истоков дражного флота Колымы. Это и начальник первой дражной конторы в Чай-Урьинском разведрайоне А.А. Недвецкий, и первый начальник драги Л.В. Шувалов (впоследствии — директор прииска им. Фрунзе), и первый драгёр Фёдор Халезин, чьим именем названа улица в посёлке Холодном, и Герой Социалистического Труда М. Лисецкий, и Г.В. Колдомасов, которого называют мозговым центром предприятия, и А.И. Семенченко, охотно передававший коллегам свой немалый опыт, и руководители и инженеры, много сделавшие для развития дражного флота Колымы, и десятки ветеранов, посвятивших свою жизнь любимому делу — дражной золотодобыче.

Но «Дражник» гордится не только своими ветеранами, но и молодыми специалистами, которые успешно осваивают азы дражного дела. 

— Дражник — «штучная» специальность, которой уже нигде не учат, — объясняет Валерий Иванович Акимов. — Мы определяем, у кого из пришедших к нам молодых людей есть стремление овладеть профессией, и сами их обучаем. Ценим каждого хорошего работника. Вот сейчас на гидрооттайке подобралась очень хорошая группа из молодых специалистов — пришли сюда из разных мест, мы их обучили всему, и работают они отлично. Маркшейдеры у нас — отличные молодые ребята. Словом, есть кому передавать опыт. 

Действительно, коллектив в «Дражнике» сложился работоспособный, ответственный и любящий своё дело. Сегодня этой сплочённой команде профессионалов под силу решение любых, самых сложных задач. А их у дражников наверняка будет немало, ведь 30 лет для предприятия — это возраст, когда всё ещё впереди.

Автор НИНА КРАСИКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров