Вот уже более полугода ходят слухи об уголовном преследовании министра здравоохранения Хабаровского края Александра ВИТЬКО. Поговаривают даже о том, что его должность была чуть ли не продана. Но это, разумеется, не имеет вообще никакого документального подтверждения, это, повторимся, слухи. В отличие от тех фактов, которые подтверждаются официальными бумагами. Все они есть в распоряжении нашей редакции. Откуда? А это уже наше дело, и право хранить журналистскую тайну в полном объёме предоставляет нам Федеральный закон «О средствах массовой информации». Так вот, изучив сотни страниц различных документов, мы можем констатировать — дело министра не стоит и выеденного яйца. Но зато оно планомерно ведёт к уничтожению медицины Хабаровского края
Вот уже более полугода ходят слухи об уголовном преследовании министра здравоохранения Хабаровского края Александра ВИТЬКО. Поговаривают даже о том, что его должность была чуть ли не продана. Но это, разумеется, не имеет вообще никакого документального подтверждения, это, повторимся, слухи. В отличие от тех фактов, которые подтверждаются официальными бумагами. Все они есть в распоряжении нашей редакции. Откуда? А это уже наше дело, и право хранить журналистскую тайну в полном объёме предоставляет нам Федеральный закон «О средствах массовой информации». Так вот, изучив сотни страниц различных документов, мы можем констатировать — дело министра не стоит и выеденного яйца. Но зато оно планомерно ведёт к уничтожению медицины Хабаровского края. А теперь — только факты.
Для начала — в чём, собственно, вообще обвиняют Александра ВИТЬКО. Ровно год назад Хабаровская краевая больница № 1 провела торги на закупку инновационных, ранее не применяемых на территории края, дезинфицирующих средств на сумму пять с половиной миллионов рублей. Как отмечают специалисты, такие средства периодически нужно менять. Говоря профессиональным языком, с целью ротации, чтобы не было привыкания микроорганизмов к препаратам. И вышеозначенная закупка проводилась не только для ККБ № 1, но и для других 10 лечебных учреждений региона.
Победителем была признана российская компания ООО «Чистая планета» (официальный дистрибьютор ОАО НПО «Новодез»). После чего закупленные средства были распределены между 11 клиниками территории. В течение полугода ими благополучно мыли больничные помещения, вплоть до операционных, и никаких претензий к качеству этой продукции ни у кого не возникало. И не возникло до сих пор. Но с января 2017 года по факту этой закупки сотрудники УФСБ России по Хабаровскому краю начали доследственную проверку, которая закончилась возбуждением в отношении Александра Витько уголовного дела по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». В результате министр здравоохранения был вынужден уйти в отпуск, в котором находится до сих пор. Точнее, будет находиться до тех пор, пока в этой истории не восторжествует закон и вообще здравый смысл.
А на самом деле всё началось ещё в феврале 2015 года, когда министр здравоохранения РФ Вероника СКВОРЦОВА разослала региональным властям (в том числе и в правительство Хабаровского края) официальную телеграмму. В которой было рекомендовано в целях «экономии бюджетных средств» организовать закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий «посредством совместных аукционов». А дальше было подчёркнуто: «Укрупнение лотов и единый график поставок лекарственных препаратов и медицинских изделий при совместных аукционах позволит значительно снизить риски срывов реализации программ государственных гарантий в регионах РФ и создадут предпосылки для оптимизации затрат». Проще говоря, Вероника Скворцова рекомендовала, в рамках ФЗ-44, проводить торги не для каждой из больниц, а для нескольких медучреждений одновременно.
В нашей истории это момент важный. Тем более что в июле 2016 года губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ воплотил рекомендации главы российского Минздрава в жизнь. Он провёл совещание, на котором шла речь о привлечении инвестиций в организацию современного производства дезинфицирующих моющих средств на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Хабаровск». К тому времени проявился и сам инвестор, а именно ОАО НПО «Новодез», заявивший о намерениях построить в зоне ТОСЭР соответствующий завод. Это вполне соответствовало и интересам региона, и интересам страны. Ведь федеральные власти именно в тот период обозначили курс на импортозамещение. Видимо, для того, чтобы понять, какая продукция производится ОАО НПО «Новодез», насколько она эффективна, а также какова потребность в ней медицинских учреждений края, Вячеслав Шпорт 11 июля 2016 года дал поручение министру здравоохранения Александру Витько «Обеспечить организацию проведения объединённых торгов для 2–3 крупных краевых лечебно-профилактических учреждений по закупке дезинфицирующих средств и антисептиков». При этом глава региона сослался на ту самую телеграмму Вероники Скворцовой.
Разумеется, для Александра Витько, как и для любого чиновника, такое поручение не могло стать пустым звуком. И уже 8 августа 2016 года он издал своё распоряжение (№ 1004-р) главным врачам нескольких хабаровских больниц «осуществить совместную закупку дезинфицирующих средств и кожных антисептиков за счёт средств, предусмотренных на указанные цели». Более того, этот документ был подкреплён всеми необходимыми дополнениями, где были чётко расписаны права и обязанности сторон, полномочия организатора, порядок проведения совместных закупок, форма отчётности и так далее. О чём Александр Витько 20 сентября 2016 года и уведомил Вячеслава Шпорта.
А далее события развивались так. Организатором аукциона была определена Хабаровская ККБ № 1, которая и несла ответственность за оформление контракта и формирование цен. Не Минздрав, заметим, а именно больница. И сами торги были проведены на открытой электронной площадке, с соблюдением всех норм ФЗ-44. Участвовать в них могла любая профильная организация. Тем не менее члены комиссии (в которую Александр Витько, разумеется, не входил) признали победителем компанию ООО «Чистая планета», являющуюся, повторимся, официальным дистрибьютором многих производителей. В том числе и ОАО НПО «Новодез», который и поставил все необходимые моющие средства от пяти (!) разных заводов, распределив их между 11 медицинскими учреждениями Хабаровска. Казалось бы, всё! В этом деле можно ставить точку. Но точка оказалась отправной.
В начале 2017 года сотрудники УФСБ по Хабаровскому краю начали доследственную проверку по факту именно вышеозначенной закупки. И интересовали чекистов как раз совместные торги. Якобы на аукционе были, во-первых, завышены цены, а во-вторых, нарушены права ещё одного потенциального поставщика — некоего ООО «АльфаМед». Чьи права, кстати говоря, везде представляет бывший сотрудник УФСБ по Хабаровскому краю.
При этом следователя Станислава КУЗНЕЦОВА, а именно он вёл и продолжает вести это дело, почему-то не интересовало, что Александр Витько ТОРГИ НЕ ПРОВОДИЛ! Он лишь распорядился их провести, в соответствии с поручением губернатора Вячеслава Шпорта. Да и сами торги были проведены законно. И этому есть чёткое подтверждение.
Как правило, после всех конкурсов находятся недовольные, которые пытаются обжаловать их результаты в Федеральной антимонопольное службе. Нашлись они и в этом случае. Сразу после определения победителя, компания ООО «Импульс» обратилась в ФАС и заявила, что все заказчики (а это, напомним, 11 больниц Хабаровска) допустили ряд технических нарушений. Что, якобы, должно стать поводом для отмены итогов совместных торгов.
Члены комиссии ФАС Н. КОСТРОМЕЕВ, Е. ЧУМАК и А. ГОРЯНСКАЯ внимательно изучили жалобу ООО «Импульс» и признали её НЕОБОСНОВАННОЙ. Кстати, на тот момент ООО «АльфаМед» с аналогичными жалобами никуда (в том числе и в ФАС) не обращалось. Ещё момент. Ситуацию с совместными торгами ещё в январе 2017 года внимательно изучили, во время проведения ВНЕПЛАНОВОЙ проверки сотрудники Главного контрольного управления губернатора и правительства Хабаровского края, которые пришли к однозначному выводу: «Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок… в действиях уполномоченного органа и заказчиков не установлено». Тем не менее следователь Кузнецов проявил серьёзную активность. По данным нашей газеты, само уголовное дело пытались возбудить ещё в первом квартале 2017 года. Но особо активная работа в этом направлении началась в апреле. И лишь 5 июня дело (по части 1 статьи 285 УК РФ) было всё-таки возбуждено. Самое мягкое слово, которое возникает при прочтении документа о его возбуждении, — недоумение.
По логике следователя, Александр Витько решил «закупить» у ОАО НПО «Новодез» дезинфицирующие средства. При этом, очевидно, великие специалисты в области здравоохранения из УФСБ сослались на «отсутствие реальных потребностей» краевых больниц в этой продукции. Хотя каждому очевидно — такая потребность есть всегда. Но, возможно, чекисты действительно разоблачили министра-коррупционера? Может, Александр Витько за взятку принял такое решение? Нет, по мнению следователя, Александр Витько нарушил закон потому, что, «будучи ни разу не привлечённым к дисциплинарной ответственности, ежегодно по несколько раз в год получая почётные грамоты и благодарственные письма губернатора Хабаровского края, зная, что поручения (указания) губернатора… контролируются Главным контрольным управлением губернатора и правительства края, неисполнение (либо ненадлежащее исполнение) поручений (указаний) губернатора Хабаровского края в установленный срок влечёт привлечение мер дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц, ИМЕЯ ЛИЧНУЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА, обусловленную желанием ВЫСЛУЖИТЬСЯ ПЕРЕД ГУБЕРНАТОРОМ Хабаровского края, выраженном в стремлении показать себя эффективным руководителем, способным успешно и в установленные сроки решать поставленные перед ним губернатором Хабаровского края задачи, а также опасаясь с его стороны негативной оценки своей деятельности, поскольку находился от последнего в служебной зависимости, ложно понимая интересы службы… решил закупить предлагаемую ОАО НПО „Новодез“ продукцию». Прошу прощения за весь этот набор слов, но именно это и фигурирует в постановлении о возбуждении уголовного дела. Кстати, я ещё сократил текст.
На следующий день после возбуждения уголовного дела, то есть уже 6 июня, заместитель прокурора Хабаровского края Слава КОГАЙ его отменил. Видимо, уж слишком экстравагантными оказались доводы следователя. В частности, зампрокурора официально признал: «Витько А. В. выполнял законное указание губернатора Хабаровского края». Далее в этом документе подчёркивается, что «следствием не конкретизировано, в чём именно выразилась незаконность действий Витько А. В.».
Также С. Когай делает вывод: вина министра здравоохранения в «формировании блокирующих показателей» на торгах, что могло бы помешать кому-то в них участвовать, «не установлена». Помимо этого, по мнению заместителя прокурора края — «не находит своего подтверждения причастность Витько А. В. к формированию завышенной цены», а само постановление о возбуждении уголовного дела «состоит из цепи умозрительных заключений». Ну и, как говорится, заключительный аккорд: «Стремление показать себя эффективным руководителем является деловым качеством любого руководителя и не может служить мотивом преступления, предусмотренного статьёй 285 УК РФ».
Но, несмотря на всё это, судья Центрального районного суда города Хабаровска Ярослав СИДОРОВ на основании поданных жалоб от ООО «АльфаМед» (эта компания, кстати, вообще не являлась участником торгов) и государственного заказчика — организатора совместного аукциона, то есть краевой клинической больницы № 1 о признании их потерпевшими, действительно признал: заместитель прокурора края необоснованно отменил постановление следователя УФСБ о возбуждении уголовного дела. И теперь этот вопрос рассматривается в краевом суде в качестве апелляционной жалобы.
Не менее странную позицию заняли и представители антимонопольной службы. И это при том, что УФАС, напомним, ещё в прошлом году определил: совместные торги были проведены законно. А вот сейчас сотрудники этого ведомства, где рассматривается жалоба ООО «АльфаМед», заняли некую выжидательную позицию. И вот что показательно. Руководитель УФАС по Хабаровскому краю Е. КЛОСТЕР отказала представителю Минздрава Хабаровского края и участникам, проходящим по делу, предоставить целый ряд запрошенных документов на основании того, что в этом было отказано… УФСБ Хабаровского края.
И вот тут возникает настоящий парадокс. И Минздрав, и другие участники, и УФСБ в этом случае являются фигурантами по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Но при этом один фигурант уже получил однозначное преимущество перед другим. Что однозначно ущемляет конституционные права остальных участников.
Между тем в сентябре этого года ООО НПО «Новодез» открыло в Хабаровске завод по производству дезинфицирующих средств. И на открытии присутствовали многие высокопоставленные чиновники, включая министра развития Дальнего Востока Александра ГАЛУШКУ, депутата Государственной думы РФ Ирину ЯРОВУЮ, губернатора Вячеслава ШПОРТА и многих других. И все признали: такое предприятие крайне необходимо не только Хабаровскому краю, но и всему Дальнему Востоку. Не было лишь Александра Витько, которого до сих пор подозревают в создании каких-то особых условий для ООО НПО «Новодез» (хотя, подчеркнём ещё раз, в упомянутом выше «злосчастном» аукционе была поставлена продукция от пяти разных заводов-производителей). Вот такая ирония судьбы.
Мы никоим образом не хотим обвинить руководство силовых структур территории в предвзятости. И хочется надеяться, что «органы», как говорится, во всём разберутся. Ну, не 1937-й же год. Тем более, что не так давно начальник УФСБ России по Хабаровскому краю Андрей СЕРЕЖНИКОВ, поздравляя Александра Витько с юбилеем, открыто писал: «Работая на одном из самых ответственных и трудных участков, вы проявили замечательные качества достойного, талантливого организатора и руководителя. Будучи руководителем краевого министерства, вы достойно представляете дальневосточников не только среди субъектов РФ, но и за его пределами».
Добавим от себя: говорить об Александре Витько можно всё, что угодно. Но о том, на месте ли человек, свидетельствуют его дела. А за 10 лет в краевом здравоохранении изменилось очень многое. За это время в регионе был сдан ряд высокотехнологичных объектов здравоохранения. Среди них, например, краевой клинический центр онкологии с центром ядерной медицины. Кстати, здесь же было налажено производство радиофармпрепарата, который успешно реализуется не только в Хабаровске, но и за его пределами. В этом же списке единственный на Дальнем Востоке федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии.
Также стоит отметить один из самых современных в регионе нейрохирургических центров на базе 2-й краевой клинической больницы, плюс акушерский корпус перинатального центра, где помощь получают роженицы с наиболее тяжёлыми патологиями. А сколько было потрачено сил на строительство обсервационного корпуса перинатального центра, который будет сдан в текущем, 2017 году! Ещё стоит отметить центр амбулаторного диализа, при создании которого впервые в крае были привлечены средства частного инвестора. Хотя для Хабаровска это не удивительно, поскольку за 10 лет общий объём инвестиций (и государственных, и частных) превысил 10 миллиардов рублей. Или как не упомянуть филиал научного центра отоларингологии ФМБА МЗ РФ, где возвращают детям слух с помощью кохлеарной имплантации, который уже признан одним из лучших в стране. Или хирургическое отделение онкодиспансера в Комсомольске-на-Амуре, в чём так давно нуждались жители этого города. Или клинико-диагностические центры в Хабаровске — «Вивея» и в Комсомольске-на-Амуре, где применяются самые передовые мировые технологии.
Список можно продолжать долго. Но самое главное заключается в том, что нереализованными остаются планы руководителя краевого Минздрава. Например, по созданию протонного центра, не имеющего аналогов в России. Что не удивительно, ведь здесь речь идёт о безальтернативной методике лечения рака у детей. И не только у детей, поскольку протонная медицина в состоянии оказать помощь самым тяжёлым категориям онкологических больных, тем более что эти методики являются органосохраняющими. К этому проекту уже проявили реальный интерес ведущие зарубежные и отечественные инвесторы.
Также интересен проект Александра Витько по созданию в Хабаровске крупнейшего на Дальнем Востоке многопрофильного медицинского центра, в котором могли бы получать квалифицированную и специализированную помощь все жители ДФО. Тем более что базовая основа для этого уже создана и успешно работает.
Всё вышеперечисленное известно далеко за пределами нашей территории. Например, ещё в 2010 году на открытии Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии побывал президент РФ Владимир ПУТИН. И он имел все возможности оценить качество здравоохранения в крае. Судя по всему, оценил, поскольку наш регион и до этого, и после регулярно получал средства в рамках реализации различных федеральных медицинских программ.
Только в рамках программы «Модернизация здравоохранения» Хабаровский край получил около 9 миллиардов рублей и занял первое место по реализации этой программы среди всех субъектов РФ. Также показательно, что 4 мая 2017 года, на совместном заседании Госсовета и комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития под руководством Президента РФ Владимира Путина, председатель Счётной палаты РФ Татьяна ГОЛИКОВА отметила здравоохранение Хабаровского края как одно из лучших в России, призвав поддержать, изучить и растиражировать этот опыт.
Но практика показывает — успешно работает лишь то направление, которое держится на подвижниках, отдающих этому всю свою жизнь. Без этого можно уничтожить всё, что угодно. И медицину в том числе. А может, медицину — в первую очередь. Остаётся надеяться, что Александр Витько в ближайшее время вернётся к своей работе. Что же касается слухов о продаже должности министра, то их, конечно, к делу не пришьёшь. Мало ли что пишут на форумах в Интернете.
Однако, как нам представляется, всё это родилось не на пустом месте. И, возможно, сотрудникам УФСБ по Хабаровскому краю скоро придётся искать в деле Александра Витько других фигурантов. А мы продолжим следить за этой интригующей историей.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >