«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (96), август 2014
Есть проблема

Есть проблема 

«Мы верим, что порт Тикси ждёт большое будущее»

Легендарному морскому порту Тикси в январе нынешнего года исполнилось 80 лет. За эти годы было всё — и полная загрузка портовых мощностей, и спад в деятельности предприятия. Но сегодня, когда возрождается интерес государства к освоению Арктики, к возрождению Северного морского пути, появились и новые перспективы для порта. Об этом мы беседуем с генеральным директором ОАО «Морской порт Тикси» Владимиром ЗЕМНУХОВЫМ.

Начнём с начала

— Владимир Павлович, 80 лет — немалый срок. А как всё начиналось?

Справка

ОАО «Морской порт Тикси» ведёт свою историю с 1 января 1934 года. Именно тогда он вступил в строй действующих арктических портов Главного управления Северного морского пути. 28 августа 1938 года Постановление СНК СССР закрепило за портом юридический статус, структуру, определило перспективы развития грузооборота и заложило основы фундаментального строительства портовых мощностей. В годы Великой Отечественной войны порт в основном перерабатывал грузы, поступающие по программе ленд-лиза. За период военных действий через порт прошло 8 миллионов тонн грузов. 16 декабря 1982 года порт награждён орденом Дружбы народов. В 1986 году впервые в мировой практике зимой построены два пирса с глубиной шесть метров. Грузооборот порта достиг 860 тысяч тонн за навигацию. В 2005 году ГУП «Тиксинский морской торговый порт» реорганизовано в ОАО «Морской порт Тикси».

— Приказ начальника ГУСМП О.Ю. ШМИДТА о вступлении в строй действующих арктических портов Главного управления Северного морского пути порта в бухте Тикси датирован 1 января 1934 года. Но освоение Арктики началось раньше. Появились полярные станции, безжизненная прежде территория стала активно осваиваться. Набирал силу Северный морской путь, а значит, нужны были и порты. Именно тогда пароход «Колыма», ведомый капитаном В.Г. МИЛОВЗОРОВЫМ, пробился сквозь льды в бухту Тикси, доставив в Якутию первые в советские времена грузы водным путём.

В 1933 году была произведена перевалка значительного по тем временам объёма грузов на речные баржи, выполнена бункеровка морского каравана углем, который был доставлен в Тикси с верховий Лены. В следующем году, когда уже порт получил официальный статус, пришли суда второй Ленской экспедиции, затем третьей. Так началось освоение арктического побережья Якутии, и это было результатом государственной политики в отношении Севера. Через порт Тикси снабжались полярные станции, другие населённые пункты.

В 1938 году постановлением СНК СССР за портом был закреплён юридический статус, определены перспективы его развития, заложены основы строительства портовых мощностей.

— Много написано о значении порта Тикси во время Великой Отечественной войны...

— Это действительно так. В 1941–1945 годах порт перерабатывал грузы, поступающие по программе ленд-лиза из США, грузы из других стран. Через порт за период военных действий прошло 8 миллионов тонн различных грузов. При этом нельзя забывать, что механизация тогда была в зачаточном состоянии, всё перерабатывалось в основном вручную. Это были героические годы, и коллектив порта внёс свой вклад в победу над фашизмом.

После войны на некоторое время в развитии порта наступило затишье. Страна восстанавливалась из разрухи, было не до Арктики. В следующий раз активное освоение Севера началось в 70-е годы. Здесь появились обогатительные комбинаты, возродились полярные станции, осваивались острова. Это время стало пиком в работе порта Тикси. Только на полярные станции за одну навигацию завозилось до 28 тысяч тонн различных грузов!

Впервые в мире

В 1979 году был обозначен Тиксинский транспортный узел. Восемь навигаций портовики успешно трудились по системе непрерывного взаимоувязанного планирования деятельности смежных видов транспорта. В этот узел входили, помимо порта, Якутское производственное объединение морского транспорта, Ленское объединённое речное пароходство и объединение «Якутлес». В 1982 году порт Тикси был награждён орденом Дружбы народов.

— Надо думать, что и техническое оснащение порта в это время шло усиленными темпами?

— Именно. В эти годы произошло техническое перевооружение как флота, так и портовых мощностей, внедрена более прогрессивная технология погрузо-разгрузочных работ, была усовершенствована организация производства и управления. Практика подтвердила достоинства непрерывного оперативного управления, а само существование Тиксинского транспортного узла доказало, что в такой форме содружества заложены огромные возможности и резервы.

В это время вступили в строй два комплекса Восточного причала, о которых надо сказать отдельно. Впервые в мировой практике эти пирсы были построены зимой «со льда». Навигация у нас длится три месяца — с 20-х чисел июля по первую декаду октября. Остальное время толщина льда в бухте составляет больше двух метров. Используя это обстоятельство, строители завезли на лед всю технику, со льда вбивали сваи в грунт, засыпали и двигались дальше. Работы выполняло подразделение «Арктикстроя» — «Тиксистрой», и авторы проекта были отмечены за свой замысел и его воплощение международной наградой.

Это было в середине 80-х годов. Порт расширился, грузопоток рос. Рекордным стал для нас 1986 год, когда за навигацию было переработано 860 тысяч тонн грузов. Практически мы стали портом-миллионником. В состав порта входили нефтебаза, дизельная, котельная, пожарная команда, что позволяло круглый год работать без убытков.

— Владимир Павлович, для выполнения таких объёмов был необходим коллектив профессионалов. Как решалась эта проблема?

— В основном начиная с 1965 года порт набирал стивидоров из числа старшекурсников ОИИМФ, а докеров-механизаторов по оргнабору. Приезжали в командировки и работники южных портов. В то же время в порту обучением рабочих занималось УКК порта и СВУМФ. По укороченной программе они подготовили более ста стропальщиков, водителей погрузчиков, лебёдчиков и других специалистов.

В те годы порту Тикси необходимо было только портовых рабочих от 200 до 350 человек. Вот в таких масштабах работал порт практически до конца 80-х годов прошлого века.

Трудные годы

— Дальше можно догадаться. С конца 80-х в стране начался экономический и политический кризис, что не замедлило сказаться и на деятельности порта. Так?

— Ну, разумеется. Начал падать грузопоток, в процессе реорганизации у нас забрали и нефтебазу, и функции снабжения посёлка Тикси теплом и электроэнергией. Если в начале десятилетия мы только леса перерабатывали до 250 тысяч кубометров за навигацию, то в начале 90-х годов лес исчез вовсе. Тот, который был поближе к воде, вырубили, а возить издалека экономически невыгодно — нет дорог, нет обустроенных лесосек. Это, кстати, возымело негативные последствия.

Если в советские годы проводились санитарные рубки, древесина выбиралась чётко по плану, то сейчас ничего этого нет. Лес перестаивает, там возникают пожары — и по причине сухих гроз, и по вине человека. А в 90-е годы вдобавок были сняты ограничения на рубку леса в других регионах Дальнего Востока. Здесь началась активная заготовка древесины. В первую очередь круглого бревна, и этим дешёвым лесом была завалена и Япония, и другие азиатские страны. Таким образом, цены упали, что сделало заготовку якутского леса ещё более невыгодной.

Как выжил порт

— Владимир Павлович, и как же выжил порт? Расскажите, ведь это всё происходило на ваших глазах.

— Да, нынешней осенью будет ровно 40 лет, как я приехал в Тикси из Одессы, устроился в порт, прошёл и рабочие, и инженерные должности, а в 1994 году стал генеральным директором. Так что мне пришлось не только видеть, но и активно участвовать в спасении порта.

Должен сказать, что многие удивляются, как нам это удалось. Положение действительно было тяжёлое. Грузов не стало, многие специалисты ушли... В тяжкую минуту мы продали два плавучих крана, которые работали на рейде с лесом. Нашлись покупатели, а нам не на что было содержать порт. Коллектив остался совсем маленький, но это были люди, которые не мыслили своей жизни без порта. За счёт собственной зарплаты мы его и содержали. Удалось сохранить портовые мощности: причалы у нас в хорошем состоянии, крановое хозяйство вполне пригодно

к эксплуатации. Нового ничего мы не покупали с 1984 года, но всё, что есть, поддерживаем в хорошем состоянии, проводим предупредительные ремонты. Предъявляем наши суда регистру, раз в два года контролирующие организации проверяют наши краны, гидротехнические сооружения проверяются раз в пять лет. Могу сказать, что отзывы проверяющих благоприятные. Несмотря на мелкие недочёты, порт и вся техника находятся в хорошем состоянии.

И всё же в последние годы за порог 10 тысяч тонн грузов в навигацию мы не переступали. Грузопоток слишком мал. Вот, например, скоро к нам должен зайти теплоход «Капитан БОГАТЫРЁВ» из Якутска. У него грузоподъёмность три тысячи тонн, а он везёт всего 280 тонн. И это не единичный случай. И всё же мы смотрим в будущее с оптимизмом.

Ждём перемен

— На чём он основан?

— На возрождении интереса к Арктике, а также к богатствам Севера. И, конечно же, мощный импульс должна дать активизация Северного морского пути. Правда, вопрос в том, что основное назначение Севморпути — транзит, а мы попадаем как бы в «мёртвую зону». Но предпосылки к изменениям в лучшую сторону есть. Неоднократно декларируется, что надо возобновить работу аэропорта Тикси, сюда возвращаются воинские части, а главное, в наших краях можно добывать полезные ископаемые.

Кое-где уже ведётся геологоразведка, появляются инвесторы, которые раздумывают, куда вложить деньги. Если посмотреть на карту наших мест, то тут и алмазы, и уголь, и многое другое. Значит, возникнет добывающая и перерабатывающая промышленность, однозначно будет решаться и проблема развития транспортной инфраструктуры.

Не последнюю роль в развитии Севера должен сыграть оборонный комплекс. Так что, в связи с тем что у государства наконец-то дошли руки до Арктики, я ожидаю перемен к лучшему. В ближайшие годы, если не произойдет никаких катаклизмов, начнётся движение и у нас. И мы готовы многократно увеличить объём перерабатываемых грузов. Все возможности для этого в порту есть.

— Это технические возможности, а хватит ли специалистов?

— Это трудный вопрос. Сегодня у нас работают 12 докеров-механизаторов и пять-шесть инженерно-технических работников. Это костяк, эти люди живут в Тикси, все они владеют смежными профессиями. То есть при наших небольших объёмах мы не имеем возможности сформировать бригаду докеров, бригаду электриков и так далее. У нас каждый может выполнять несколько функций, и это очень удобно. А вот если появляется значительный объём грузов, мы приглашаем на сезон дополнительно людей. Это те, кто когда-то жил здесь, работал в порту, потом уехал, но охотно приезжает на навигацию.

Стабильно приезжает к нам бригада докеров из Одесской области. Когда был пик грузопереработки, у нас трудились бригады из Санкт-Петербурга, Ильичевска, Клайпеды, Новороссийска и даже из Баку. Сегодня предлагают свои услуги крымчане. Кстати, они уже работают в речном порту Осетрово в Иркутской области. Так что и специалистами в случае необходимости мы порт обеспечим.

Чистая бухта

— Владимир Павлович, вы говорили, что порт Тикси мелководный. Видимо, это может создать, в случае увеличения грузопотока, определённые проблемы. Вы не планируете проводить дноуглубительные работы?

— Сейчас к нам, действительно, не могут зайти суда с осадкой больше 5,5—5,8 метра. У причала у нас глубины от шести до семи метров, в подходном канале — семь-восемь. Дноуглубительные работы просто необходимы, но только в том случае, если будут грузы, ведь затраты надо окупить. Грунты в бухте Тикси позволяют довести глубину у причала и на подходе до 9 метров. И это многократно расширит возможности порта. Как видите, мы готовы принять большие объёмы, и, думаю, это только вопрос времени.

— Лет пять назад наша газета писала, что бухта Тикси очень загрязнена. Главным образом плавающим и затонувшим лесом. Какова ситуация сегодня?

— Проблема была решена года четыре назад. Глобальный экологический фонд, работающий по программе ООН по окружающей среде, проводил тендеры на гранты для защиты экологии. В России это происходило в рамках национального плана по защите арктической морской среды. Мы выиграли два тендера, получили соответственно два транша по 100 тысяч долларов каждый и провели полную очистку бухты. При этом всё сделали своими силами. Сегодня бухта в отличном состоянии, и чистить её больше не нужно, поскольку из грузопотока полностью исчез лес.

С верой в будущее

— Владимир Павлович, какие у вас планы на нынешнюю навигацию?

— Пока у нас договоров с различными организациями на 2 тысячи тонн грузов. Понятно, что это капля в море, только один причальный комплекс за навигацию может переработать от 60 до 80 тысяч тонн. Но время у нас ещё есть, думаем активно поработать август—сентябрь, добрать хотя бы минимальные объёмы. А вот в отношении будущего мы, как я говорю, осторожные оптимисты. Надо быть готовыми к большой работе, к тому, что наш порт Тикси будет востребован и достигнет показателей времён своего расцвета.

— Вы 40 лет работаете в порту, 20 лет — генеральным директором. Вы — почётный полярник, заслуженный работник морского флота, обладатель республиканской награды «Гражданская доблесть», почётный гражданин посёлка Тикси, почётный гражданин Булунского района. Чем для вас является порт Тикси?

— Это основная часть моей жизни. Здесь всё мне родное. Не скрою, в трудные времена появлялась иногда мысль всё бросить, уехать подальше. Но как оставить людей, с которыми съел пуд соли, как оставить порт, которому столько отдано сил? Поэтому и я и все остальные члены нашего коллектива верят в возрождение порта, в его будущее.

Беседовала Ольга Глазунова

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru