Хочу, чтобы меня правильно поняли — с помощью своих рыбозаводов мы занимаемся восстановлением дикой популяции кеты и горбуши, которая в нашем районе была в своё время фактически уничтожена. И теперь рыбоводные технологии существенно помогают процессу восстановления. Мы, разумеется, учитываем все отраслевые аспекты. Наши сотрудники имеют большой опыт в рыбоводстве, поэтому работа идёт эффективно. Но хотелось бы, чтобы в этот процесс была вовлечена наука, чтобы мы координировали свою деятельность с учёными ВНИРО и СахНИРО. Ведь речь идёт о решении задач государственной значимости. Второй момент касается восстановления популяции дикой горбуши. Тут, на мой взгляд, требуется поддержка государства, ведь если кета через четыре года возвращается, то возврат горбуши довольно хаотичен. То есть мы работаем на свой страх и риск. Поэтому было бы справедливо, чтобы часть наших затрат «по горбуше» нам компенсировали.
Директор ООО «Каниф» Евгений УЛЬЯНОВ.
Отношение к рыбозаводам на Сахалине неоднозначное. Особенно к государственным, так как некоторых из них участники рынка подозревают в отмывании бюджетных денег, а вот в их экономической эффективности сомневаются. Доля правды в этом, скорее всего, есть, поскольку мы сами побывали на одном из таких заводов и увидели абсолютно чистые и сухие пруды, где мальков нет вообще. Но при этом практически все рыбаки приводят в качестве другого, явно позитивного примера компанию ООО «Каниф» под руководством директора Евгения УЛЬЯНОВА, которая успешно инвестирует собственные средства в строительство рыбозаводов на юго-западном побережье острова, в Невельском районе.
Собственно, компания ООО «Каниф» ввела в эксплуатацию два рыбозавода — один на реке Ловецкой и один на реке Вольной. В первом случае объёмы составляют 30 миллионов штук молоди. И это — только кета. Во втором — 15 миллионов штук, из которых 10 миллионов — опять-таки кета, а ещё 5 миллионов — горбуша. Строится здесь и третий рыбозавод на реке Обутонай. Там объёмы молоди составят 25 миллионов штук.
Разумеется, всё это — серьёзные затраты. Но и владельцы компании, и менеджмент воспринимают это как часть системной инвестиционной политики. Не случайно директор ООО «Каниф» Евгений Ульянов высказывается по этому поводу предельно чётко: «Когда-то та же река Ловецкая была нерестовой. Но потом браконьеры просто „вырезали“ здесь всю рыбу. Поэтому приходится восстанавливать популяцию буквально с чистого листа. Чем мы и занимаемся. По сути, инвестируем средства в будущее. Иначе и не скажешь».
Да уж, действительно, иначе и не скажешь. Тем более что вся отраслевая работа здесь ведётся в соответствии с передовыми рыбоводными технологиями. А ещё она стимулирует развитие смежных отраслей. Например, когда строился первый завод на реке Ловецкой, представители ООО «Каниф» заказывали инкубационные аппараты в Японии. Это оборудование, конечно же, относится к разряду лучших в отрасли. Но оно и стоило более чем недёшево. В итоге выяснилось, что российская компания, расположенная в Холмске, может выпускать, в принципе, не худшие аппараты из вспененного полипропилена. В итоге теперь инкубаторы ящичного типа «Бокс» заказывают в России. Такая вот поддержка отечественного производителя.
На рыбозаводе «Ловецкий» нас встретил главный рыбовод ООО «Каниф» Виктор ПОГОДИН. Он и организовал экскурсию по своему предприятию. И показал, где, собственно, всё начинается. Это, конечно, те самые инкубаторы, куда и закладывается икра.
Кстати, полный отраслевой цикл, от закладки до выпуска мальков, составляет в среднем 10 месяцев. В сентябре закладывается икра, а в июне начинается выпуск молоди. Но этому предшествует, повторимся, полный цикл. В инкубаторах закладка находится до стадии выклева. А сам выклев происходит в питомнике, каждый из которых состоит из четырёх блоков. В свою очередь, в каждом блоке функционирует восемь каналов. То есть на предприятии действует 32 канала общей площадью в 1 тысячу 920 квадратных метров. И это не просто бассейны. Здесь учтена буквально каждая составляющая, чтобы мальки росли и развивались в комфортных условиях.
Виктор Погодин рассказывает об этом так: «Большую роль в этом процессе играет не только температура воды, но и её качество. От этого зависит, насколько мальки приспособятся к обитанию в естественной среде». Последний момент, действительно, крайне важен. Не случайно, на определённом этапе личинки содержатся в субстрате, который имитирует именно естественную среду.
Интересен и процесс кормления мальков. Для этого используются только высококачественные корма «Аллер Аква» (Дания). Стоит эта пища довольно дорого, два с половиной евро за килограмм. А требуется предприятию не менее шести тонн кормов в год. Но и качество продукции отменное. «На кормах экономить нельзя, это один из самых существенных моментов в рыболовстве»,— говорит Виктор Погодин.
Причём вот что интересно. Мальков в прудах нельзя ни недокармливать, ни перекармливать. Что в первом, что во втором случае возможны проблемы. Как нам рассказали, оптимальный вес малька, предназначенного для выпуска, должен составлять до полутора граммов. В противном случае молодь плохо перенесёт переход из речной воды в морскую. Кстати, выпуск мальков также чрезвычайно ответственный процесс. Необходимо, чтобы в это время на море не было штормов. А вода в прибрежье составляла от плюс пяти до плюс семи и более градусов по Цельсию. Тогда рыба легко адаптируется в естественной среде. Нужно также учитывать период развития планктона, чтобы молодь была обеспечена пищей.
Словом, на рыбозаводе ООО «Каниф» всеё делается строго на научной основе. И результат должен проявиться уже в следующем году, когда ожидается первый возврат кеты.
Кстати, при выборе площадок для будущих заводов специалисты компании также учитывали все отраслевые факторы. В первую очередь гидрологические, поскольку водоёмы должны быть удобны для рыбоводства. И это крайне важно, весь окрестная территория относится к зоне рискованного воспроизводства. Реки здесь короткие, горного типа. Пара неудачных паводков — и малёк может погибнуть. Ну и, конечно же, принимаются во внимание другие составляющие — наличие дорог, ЛЭП и так далее. Но при всех нюансах безусловно одно — рыбоводные заводы ООО «Каниф» являются одними из лучших в регионе. И мы в этом убедились сами.
Впрочем, директор компании Евгений Ульянов откровенно говорит и о проблемах. По его мнению, государственные структуры, в первую очередь СКТУ, конечно же, оказывают рыбоводным предприятиям свою поддержку. Но ресурсов у них маловато. Поэтому было бы крайне желательно, чтобы к процессу воспроизводства комплексно подключились отраслевые научные центры, в первую очередь ВНИРО и СахНИРО.
И здесь руководитель предприятия однозначно прав. Речь идёт о решении задачи государственной важности, ведь что может быть важнее для всего рыбохозяйственного комплекса Сахалина, нежели восстановление популяции дикой кеты и горбуши. Поэтому значимость научной основы тут сложно переоценить.
Вторая проблема связана как раз с горбушей. Ведь молодь кеты, в любом случае, не уходит далеко от «родных» рек. Что не скажешь о горбуше, её возврат — дело фактически непредсказуемое. Между тем именно от добычи горбуши бюджет региона регулярно получает серьёзные налоговые отчисления. Соответственно, было бы справедливо компенсировать рыбоводам часть затрат, связанных с этим направлением деятельности. Это был бы однозначно дальновидный подход со стороны региональных властей.
Андрей Барсуков
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >