Вопросы к качеству проектов есть на большинстве объектов Комсомольска-на-Амуре. На инженерной школе, на одной из дамб и так далее. Необходимо принимать жёсткие кадровые меры в отношении руководителей службы заказчика минстроя. Иначе президентские проекты в Комсомольске-на-Амуре будут провалены. А отвечать за это придётся первому лицу региона.
На Дальнем Востоке идёт реализация нескольких крупных федеральных проектов. Но ни для кого не секрет, что тут проявляется множество различных проблем. Это касается, в числе прочего, и Хабаровского края, а если точнее — города президентского внимания Комсомольска-на-Амуре. Почему система даёт сбой? И как выправить ситуацию? На эти вопросы ответил председатель попечительского совета Фонда политических технологий Сергей ЛОКТИОНОВ.
— Сергей Степанович, предлагаю в этот раз поговорить не об экономической ситуации в целом, а сосредоточиться, главным образом, на частностях. Но на частностях показательных. Вот смотрите, Комсомольск-на-Амуре не случайно называют городом президентского внимания. Поскольку глава государства фактически дал сигнал для его масштабного развития. А что там происходит на самом деле?
— Президент РФ Владимир ПУТИН не только, как вы говорите, дал сигнал к развитию Комсомольска-на-Амуре. Он инициировал это развитие. Именно инициировал. И способствовал тому, чтобы на строительство важнейших для Комсомольска-на-Амуре объектов, а по большому счёту для всего Хабаровского края и Дальнего Востока, были направлены серьёзные федеральные средства. Это первый момент. Теперь о вашем предложении говорить не в целом об экономике, а о частностях. Я согласен, конечно. Но как быть с тем же ФЗ-44, который губит всю отечественную экономику, да и социальную сферу тоже? Причём закон о контрактной системе негативно отражается на строительстве чуть ли не каждого объекта. В том числе и в Комсомольске-на-Амуре. Это что, общие рассуждения или частности?
— И что делать?
— Да вопрос не в том, что делать. На мой взгляд, ФЗ-44 уже давно нужно просто отменять и создавать новый нормативный акт. Но дело ещё и в другом — почему-то региональные чиновники и депутаты в этой связи ведут себя крайне пассивно. Хотя в частных разговорах все они соглашаются: да, ФЗ-44 губителен для экономики и социальной сферы. Но инициировать его отмену или хотя бы масштабную корректировку никто не рискует. То ли это страх, то ли ещё что-то, я не знаю.
— А региональные чиновники или депутаты могут выступить с такой инициативой?
— По моему мнению, они просто обязаны это сделать. Нельзя сидеть и ждать, когда Президенту самому надоест эта ситуация, связанная с ФЗ-44, и он сам выступит инициатором его отмены. Нельзя уповать только на одного человека в государстве. Нужно и самим что-то делать.
— Тем не менее, что, на ваш взгляд, сейчас происходит на строящихся объектах в Комсомольске-на-Амуре?
— Я не раз бывал в этом городе, в том числе и на строящихся объектах. Предметно общался со многими руководителями генподрядных и субподрядных организаций. Как и с высокопоставленными чиновниками, курирующими строительство. Поэтому могу со всей ответственностью констатировать — решения Президента РФ относительно развития Комсомольска-на-Амуре во многих случаях дают сбой. И это ещё мягко сказано, я стараюсь не допускать слишком резких высказываний, но такие проекты нередко просто проваливаются.
— Почему?
— Да хотя бы по причине некачественного проектирования ряда объектов. Возьмём в качестве примера детский больничный комплекс в том же Комсомольске-на-Амуре. Своими глазами видел этот проект. И все специалисты в один голос отмечают: он не привязан к конкретной местности. Там в принципе отсутствует спецификация фундаментов. Не полностью отражены в проекте даже такие базовые составляющие, как оконные и дверные проёмы, вентиляция и так далее. И это не чьи-то домыслы, а реальная картина. Тем более что подрядчик уже внёс замечания на качество проекта.
— Как так получилось?
— Вопрос не ко мне, а к руководителям службы заказчика министерства строительства Хабаровского края. Но самое интересное заключается в том, что проект был выполнен организацией, расположенной в европейской части России. У нас что, нет собственных проектных институтов? Они есть, конечно. И опытных проектировщиков, досконально знающих региональную специфику, здесь также хватает. Так почему служба заказчика краевого минстроя обращается к сторонним структурам, лишая работы свои проектные компании? Добро бы ещё работы были выполнены качественно. А то ведь, как я уже и отметил, здесь всё поставлено с ног на голову. Что это? Непрофессионализм или откровенный саботаж распоряжений Президента РФ со стороны службы заказчика?
— Но ведь служба заказчика руководствуется тем же ФЗ-44. Видимо, проектная организация из европейской части страны просто выиграла соответствующий конкурс?
— За всё, что происходит в строительной сфере Комсомольска-на-Амуре, да и других городов региона, отвечает служба заказчика министерства строительства края. Это компетенция названной структуры, иначе зачем она вообще нужна? Соответственно, надо было адекватно формировать профильные условия. Второй момент, а где были чиновники, когда столь ущербный проект отправляли на госэкспертизу? И как он эту экспертизу вообще прошёл? Словом, вопросов больше, чем ответов.
Тем более что вопросы к качеству проектов есть на большинстве объектов Комсомольска-на-Амуре. На инженерной школе, на одной из дамб и так далее. Вот вам ещё пример. Насколько я знаю, при формировании условий государственного контракта на тот же больничный комплекс в него были заложены стройматериалы, которые в Хабаровском крае вообще не производят. То есть их производят, конечно, но они не соответствуют сформированным заказчиком проектным требованиям.
А «правильные», по мнению того же заказчика, кирпичи и шлакоблоки выпускают почему-то только на западе страны. Как так получилось? И почему мы опять же лишаем работы собственные заводы строительных материалов? Ведь и Президент РФ, и другие федеральные руководители постоянно декларируют поддержку местных производителей. И где она, эта поддержка в Хабаровском крае?
Ведь всем понятно, что такая ситуация ведёт к удорожанию объектов. Мало закупить стройматериалы на западе страны, их ещё нужно доставить в Комсомольск-на-Амуре. А любой строитель знает, насколько серьёзную роль в затратах играет именно транспортная составляющая, особенно с учётом запредельных тарифов РЖД.
Впрочем, система даёт сбой на большинстве объектов Комсомольска-на-Амуре. Не случайно специалисты в один голос говорят: старое здание той же инженерной школы нужно было сносить и на её месте строить абсолютно новое учебное заведение. Там ведь в стенах пустоты, кирпичи просто проваливаются. И непонятно, что теперь там происходит, то ли строительство, то ли капитальный ремонт. Однако кому-то в голову пришла идея «сохранить исторический облик» инженерной школы. Какой облик? А если после сдачи этот «обновлённый» объект развалится? Если люди пострадают? Кто за это отвечать будет? Не проще ли было сделать макет старой инженерной школы и поместить его в музее этого учебного заведения, чтобы студенты помнили о своих корнях. Впрочем, подчеркну ещё раз, проблемы есть на большинстве объектов, строящихся в рамках развития Комсомольска-на-Амуре.
— Как выравнивать ситуацию?
— По моему мнению, необходимо принимать жёсткие кадровые меры. В отношении руководителей службы заказчика минстроя — это уж точно. Разумеется, предварительно требуется детально разобраться в случившемся. И я надеюсь, что губернатор Хабаровского края Вячеслав ШПОРТ, будучи крепким профессионалом, пойдёт на этот шаг. Иначе президентские проекты в Комсомольске-на-Амуре будут провалены. А отвечать за это придётся первому лицу региона.
— Есть ли в Хабаровском крае примеры эффективной работы?
— Думаю, что есть. Вот можно по разному относиться к заместителю председателя правительства Хабаровского края Аркадию МКРТЫЧЕВУ. Тем более что он вообще не строитель, а профессиональный военный. Но набережные под его патронажем строятся эффективно. Это видно невооружённым глазом. На мой взгляд, он даст сто очков вперёд любому региональному руководителю.
— А как обстоит дело в других дальневосточных регионах?
— По-разному. Но это тема отдельного разговора. Думаю, мы с вами в ближайшее время к ней вернёмся. Но если коротко, в том же Приморье уже при новом губернаторе и при новом мэре краевого центра стали проявляться более чем странные идеи, связанные с объездной дорогой вокруг Владивостока по неким тоннелям. При этом мнение жителей о полезности такой новации почему-то спросить забыли. Как и мнение специалистов. И таких перекосов у нас более чем достаточно.
Из позитивных примеров можно выделить, пожалуй, лишь Сахалин, где под руководством губернатора Олега КОЖЕМЯКО системно развивается сельское хозяйство. Да и железная дорога наконец-то начала реконструироваться, пусть это и вызывает пока определённые неудобства. Вызывает уважение ещё и инициатива губернатора Камчатки Владимира ИЛЮХИНА, который смог «продавить» льготный энерготариф для сельскохозяйственных и пищевых предприятий своего региона. Но это — частности.
А в основном отсутствие внутренней экономики, да ещё и при наличии непрофессионализма чиновников, никак не способствует развитию Дальнего Востока. Несмотря на все усилия федеральных властей во главе с Владимиром Путиным. И это — повод для решительных действий со стороны руководства страны.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >