Прошедший год для дальневосточных рыбаков был традиционно непростым. А точнее, вдвойне сложнее предыдущих. Мало того, что отрасль испытывала уже привычные трудности, связанные с правовыми коллизиями и взаимоотношениями с надзорными органами, так ещё и COVID-19 сыграл свою негативную роль. Но участники рынка не отчаиваются и продолжают работать, по принципу «проблемы были и будут, а нам необходимо заниматься своим делом».
Но для начала — о проблемах. Не успели участники рынка опомниться от достаточно жёсткого передела крабового рынка, как отрасль вновь залихорадило. На этот раз «отличился» Минсельхоз России, подготовивший поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», в которых предлагается пересмотреть правила выделения рыболовных участков. А уже в декабре правовые изменения были одобрены в Правительстве РФ.
Суть новшества заключается в том, что многие водные территории, на которых рыбопромышленники ведут промысел, после истечения сроков договора могут быть выставлены на электронные аукционы.
Более того, участки ещё и переоформлять пришлось после того, как их зачем-то переименовали из рыбопромысловых в рыболовные. И если до недавнего времени торги проводились по схеме исторического принципа, сутью которого было развитие береговых баз и реализация прочих инвестиционных проектов, то при новом формате доступ к ресурсу получат те, у кого больше денег. То есть отраслевые олигархи. И это будут уж точно не дальневосточные промышленники, работающие на рынке прибрежного рыболовства.
В разговоре с нашим корреспондентом председатель Ассоциации добытчиков лосося Камчатки Владимир ГАЛИЦЫН акцентировал внимание на том, что за последние 10 лет только камчатские рыбаки вложили в развитие инфраструктуры десятки миллиардов рублей, построив около 30 рыбоперерабатывающих заводов и создав около четырёх тысяч рабочих мест.
Они были уверены в незыблемости исторического принципа, но вот сейчас приоритетом при распределении участков становятся только деньги. А это в корне неверно.
С такой позицией, кстати, согласны и коллеги Владимира Галицына в других регионах, которые также уверены: масштабный передел рынка ни к чему хорошему не приведёт.
Ещё одна проблема связана с попыткой лишить налоговых льгот градообразующие рыболовецкие предприятия. Инициатором опять-таки выступило Правительство РФ. И самое показательное заключается в том, что судьба итогового документа, в котором решается вопрос о льготах, неизвестна.
В конце июля государственно-правовое управление Администрации Президента РФ внесло в проект свои замечания, после чего о нём никто и нигде не говорит. Но безусловно одно: если градообразующие предприятия лишатся господдержки в виде льгот, это также чревато самыми тяжёлыми последствиями.
Помимо перечисленного, дальневосточные рыбаки столкнулись ещё с одним проблемным фактором. Так, на Сахалине прокуратура возбуждала административные дела в отношении рыбаков, ведущих промысел лосося. Причина претензии — отсутствие государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), хотя до недавнего времени этот документ для промысла «неодуемых» объектов не требовался. Более того, даже опытные специалисты не знают, как в этом случае проводить экспертизу и что именно должно стать предметом изучения экспертов. Посмотрим, как эта ситуация разрешится.
Эти и многие другие проблемы пытаются решать (и нередко решают) отраслевые объединения. Кстати, в 2020 году два из них отметили юбилей. Так, хабаровскому «Крайрыбакколхозсоюзу» (председатель Ольга БУЛКОВА) исполнилось 60 лет, а Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (президент Сергей РЯБЧЕНКО) отметила 10-летие.
Наше издание плотно и продуктивно сотрудничает с этими организациями и их руководителями. Это настоящие профессионалы, без которых отрасли пришлось бы очень трудно. Ну а для нас они не просто ньюсмейкеры, регулярно сотрудничающие с нашей газетой, но и настоящие друзья. Поэтому, пользуясь случаем, мы поздравляем их и с Новым годом, и с Рождеством! Пусть 2021 год принесёт им как можно больше профессиональных и личных побед!
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >