К сожалению, борьба некоторых общественников за экологическую безопасность нередко напоминает спекуляцию. Наш холдинг, безусловно, соблюдает все существующие природоохранные стандарты. Это является частью производственной стратегии развития предприятия. Более того, это подтверждено результатами официальных исследований. Но нам продолжают ставить палки в колёса. Согласен: нет ни одного промышленного предприятия, которое бы работало совсем без вредных выбросов в атмосферу. Да ещё и в полной тишине. Это фантастика, так не бывает. Вопрос в том, что эти явления должны быть минимизированы. Так мы этим и занимаемся. А ещё производим продукцию, создаём рабочие места, выплачиваем достойные зарплаты и отчисляем налоги в бюджеты всех уровней, в том числе местный. И нам бы хотелось, чтобы к нашей работе относились с уважением.
Генеральный директор ООО «Горняк-1»
Алексей ЦМОКАНИЧ
В последние годы на Дальнем Востоке всё чаще вспыхивают экологические скандалы, связанные с деятельностью промышленных предприятий. В частности, в Находке Приморского края, где на выбросы угольной пыли из морского порта люди жаловались даже Президенту РФ Владимиру ПУТИНУ. Примерно та же история случилась и в Ванино. А некоторое время назад инициативная группа граждан стала внимательно присматриваться к Невельскому морскому торговому порту на Сахалине. По принципу «здесь так же не всё благополучно с теми же угольными выбросами». Мы попытались внимательно разобраться в ситуации. И вот какая картина у нас получилась.
Для начала — показательный момент. Как правило, промышленные компании, имеющие проблемы с экологией, являются чрезвычайно закрытыми. В первую очередь в информационном отношении. А на все претензии они отвечают в лучшем случае изданием коротких сухих пресс-релизов. Мол, у нас всё благополучно, поэтому любые природоохранные претензии беспочвенны. И вот такой подход, действительно, вызывает подозрения. Хотя бы потому, что отсутствие адекватной информации, подкреплённой фактами и данными специалистов, всегда выглядит попыткой уйти от ответственности. Но в Невельске, как ни странно, всё получилось иначе. Как только инициативная группа заговорила о выбросах угольной пыли, руководство угледобывающей компании ООО «Горняк-1» (в этот холдинг входит и АО «Невельский морской торговый порт»), напротив, решило открыть все информационные шлюзы. И любые данные сразу становились достоянием общественности.
Недавно ООО «Горняк-1» организовало круглый стол с участием членов инициативной группы, так ратующих за экологическую безопасность. А чтобы всё было максимально профессионально и опять же прозрачно, на мероприятие пригласили нескольких высокопоставленных руководителей, непосредственно за эту безопасность отвечающих. Среди них — исполняющий обязанности министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Вадим ВАНИЧКИН, и.о. руководителя Росприроднадзора по Сахалинской области Максим ЕСЬКОВ, начальник отдела государственного горного надзора угольной промышленности Ростехнадзора по Сахалинской области Сергей РЕНЖИГЛО, директор департамента охраны окружающей среды и водных ресурсов министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Наталья КОЛТУНОВА, главный специалист — эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Сахалинской области Татьяна АНДРЕЕВА, мэр Невельского городского округа Алексей ШАБЕЛЬНИК и другие специалисты.
В самом начале этой встречи генеральный директор ООО «Горняк-1» Алексей ЦМОКАНИЧ подчеркнул: представители инициативной группы могут задавать любые, даже самые неудобные вопросы и ему, и остальным участникам. Но для начала он предложил выслушать государственных служащих, которые уже давно ведут в Невельском районе мониторинг экологической обстановки.
Первым слово взял и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Вадим Ваничкин. В начале своего выступления он чётко обозначил суть вещей — в региональном правительстве и надзорных органах с сутью проблемы хорошо знакомы. Здесь и межведомственный экологический совет функционирует. Более того, как только появилась информация о неких природоохранных нарушениях в АО «Невельский морской торговый порт», надзор в районе стал еще более жёстким. В частности, согласно федеральному законодательству соответствующие экологические замеры атмосферного воздуха должны производиться раз в месяц. Но с учётом «пристального общественного мнения» было принято решение изменить схему мониторинга и производить замеры в Невельске чаще — не менее двух раз в месяц. Что и было сделано. И это не считая тех замеров, которые еженедельно производят сотрудники Роспотребнадзора.
Также точки проведения замеров были перенесены ближе к порту, чтобы ни у кого не возникло сомнений в объективности таких исследований. И в результате можно сказать: никаких серьёзных моментов, вызывающих опасение за состояние окружающей среды, выявлено не было. «Таких факторов, как в Находке, здесь и близко нет», — констатировал министр. Более того, по его словам, экологическая обстановка в Невельском районе — одна из лучших на Сахалине. И это также подтверждается данными мониторинга.
В то же время Вадим Ваничкин чётко отметил: такая ситуация относится ко дню сегодняшнему. Если ООО «Горняк-1» приступит к разработке новых месторождений, а АО «Невельский морской торговый порт» будет наращивать объёмы перевалки угля, холдинг возьмёт на себя дополнительные природоохранные обязательства. И Алексей Цмоканич согласился с позицией министра. С одной лишь поправкой — о каком-то грандиозном увеличении объёмов производства речи не идёт. Напротив, начиная с 2020 года этот процесс будет постепенно снижаться по причине истощения запасов угля. Да и перевалочные возможности порта также не безграничны. Что же касается природоохранных моментов, то в Невельском морском торговом порту и без того уделяется серьёзное внимание экологической безопасности. Имеются в виду и установка защитных экранов, и подход к использованию специализированной техники, и схема транспортировки угля, и другие комплексные мероприятия.
Далее в спор вступили представители инициативной группы. Об угольной пыли, кстати, они говорили относительно немного. Видимо, доводы о результатах мониторинга показались им всё-таки убедительными. Тем более после слов Вадима Ваничкина, смысл которых сводился к следующему: ну, допустим, закроем мы предприятие. И кто от этого выиграет? Местные жители, которые потеряют работу? Районный бюджет, куда ежегодно поступает не менее 50 миллионов рублей от деятельности холдинга? А на что тогда ремонтировать дороги, строить школы, детские сады и другие социальные объекты? Откуда взять все эти средства, если из района уйдёт, по сути, градообразующее предприятие? Увы, эти вопросы члены инициативной группы оставили без ответа. Но теперь их заинтересовало другое — шумы на предприятии от разгрузки угля, которые «мешают спать по ночам жителям близлежащих домов».
Далее в дискуссию вступил исполняющий обязанности руководителя Росприроднадзора по Сахалинской области Максим Еськов. И он, по сути, сделал открытие. Оказывается, никаких современных нормативов по перевалке угля, которые касались бы именно жёстких экологических параметров, нет. Есть рекомендации, а вот чётко прописанных правовых актов не существует. Поэтому каждое профильное предприятие (имеются в виду в первую очередь порты) работает в этой связи на свой страх и риск. И жителям Невельска действительно повезло, что руководство ООО «Горняк-1» реализовывает и будет продолжать реализовывать все разумные экологические проекты. Имея при этом лишь рекомендации.
Впрочем, представители другой структуры — Роспотребнадзора — в своих оценках были конкретны. Они подчеркнули, что Невельский морской торговый порт далеко не единственное предприятие района, выбрасывающее в атмосферу различные вещества. И возникает вопрос: от какой структуры вреда больше? Например, производственные котельные весьма активно загрязняют атмосферу, причём непосредственно в жилых кварталах. Еще момент… До недавнего времени на острове не было ни одной лаборатории, которая имела бы аккредитацию на исследование непосредственно угольных выбросов. И только весной текущего года эту деятельность на законных основаниях стало вести ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Сахалинской области», с которым, кстати, компания ООО «Горняк-1» ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ заключила договор на профильные исследования. Так вот, добавим от себя: специалисты центра никаких серьёзных нарушений в порту не зафиксировали. Наконец, сотрудники Роспотребнадзора рассказали об установленном факте — сейчас вокруг Невельского порта строится санитарно-защитная зона, что также повысит уровень экологической безопасности. Плюс ко всему вопреки слухам ливневые канализации в порту продолжают действовать, за исключением той части, которая попала под демонтаж. Более того, сточные и ливневые воды в море не попадают. Они на предприятии собираются и вывозятся. И все вышеперечисленные данные (о санитарно-защитных зонах, пылеулавливающем оборудовании и ливнёвках) уже были подтверждены в судебном порядке. В судах ТРЁХ инстанций.
Также стоит отметить: ООО «Горняк-1» добывает бурый уголь, который отличается повышенным уровнем влажности. От него серьёзных пылевых выбросов быть не может. И это тоже констатировали специалисты. Но руководители холдинга пошли ещё дальше. Они объявили о том, что в период порывов западного ветра, который способствует распространению угольной пыли (пусть и в небольших объёмах), работа части механизмов в порту будет приостанавливаться. Для минимизации последствий.
Что же касается того самого уровня шумов, о котором говорили члены инициативной группы, то специалисты также высказались об этом на заседании круглого стола. И мнение было единым: в городах в принципе крайне проблематично установить источник шумов. И никто не рискнёт со стопроцентной уверенностью сказать, что это связано с тем или иным предприятием.
Ознакомившись со всеми материалами в этой истории, мы попросили генерального директора ООО «Горняк-1» Алексея Цмоканича ответить на ряд вопросов.
— Алексей Николаевич, что у вас происходит с экологией?
— Да всё нормально у нас с экологией. По крайней мере, никаких ЧП нет, что уже не раз доказывали специалисты разных уровней. Но давайте начнём немного с другого. Вот смотрите: в ООО «Горняк-1» работают 687 специалистов. Из них 495 человек — непосредственно жители Невельского района. Средняя зарплата на предприятии составляет 61 тысячу рублей. Это выше, чем в среднем по области. Теперь об АО «Невельский морской торговый порт». Здесь трудится 161 человек, из которых 121 сотрудник живёт в Невельске. Средняя зарплата в порту — 59 тысяч рублей, что также выше, чем в среднем по области. Получается, что более 800 местных жителей работают на наших предприятиях и получают здесь достойную зарплату. И вот хотелось бы узнать: а кто выиграет, если мы перестанем добывать и переваливать уголь и уйдём с территории Невельского района? Все эти люди? Члены их семей? Ведь на этой территории живут чуть более 15 тысяч человек. Получается, что с учётом членов семей специалистов ООО «Горняк-1» (по стандартной схеме — один человек плюс два) к нашим предприятиям имеет непосредственное отношение каждый десятый житель района. Не говоря уж о смежных структурах, которые также предоставляют работу. Да и любая промышленная компания притягивает к себе самые разные хозяйственные направления. Это ведь тоже стимулирование местной экономики. При таком раскладе как минимум третья часть невельчан в той или иной степени зависит от нашей эффективной работы.
Теперь — другая сторона медали. Налоговые поступления от ООО «Горняк-1» именно в местный бюджет по итогам прошлого года составили 17 миллионов 700 тысяч рублей. В текущем году прослеживается ещё более показательная динамика. За 9 месяцев в местный бюджет было уплачено 24 миллиона рублей. Что же касается АО «Невельский морской торговый порт», то эта организация в прошлом же году заплатила в местный бюджет свыше 30 миллионов рублей. А если подытожить, то могу сказать так: более 15 процентов от общего объёма налоговых поступлений в Невельский городской округ — это отчисления нашего предприятия. И вновь вопросы: что будет, если и без того не богатый деньгами район эти средства потеряет? Я, кстати, не раз об этом спрашивал у представителей инициативной группы. Но вразумительного ответа так и не услышал.
Ну а сейчас — непосредственно к вашему вопросу о ситуации с экологической безопасностью. Скажу так: нет ни одного промышленного предприятия, которое было бы абсолютно безвредным для той же атмосферы. В любом случае какие-то выбросы есть. Другое дело, что вредные последствия в обязательном порядке необходимо минимизировать. Так этим мы и занимаемся. Причём регулярно, в ежедневном режиме.
— Так ведь и на круглом столе прозвучало, что каких-то серьёзных экологических нарушений со стороны вашего предприятия не выявлено.
— Так оно и есть. Но я вам больше скажу: если с нашей стороны было бы хоть одно по-настоящему серьёзное нарушение, мы получили бы очень большие неприятности.
— Но проблема угольной пыли всё-таки существует?
— Да, но это явно не катастрофичное явление. Неслучайно министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Вадим Ваничкин и другие специалисты официально отметили: у нас нет даже близко той проблемы, которая была зафиксирована в Находке. Что же касается пыли в Невельске, то уже давно констатировано — она появляется в городе, главным образом, тогда, когда дует западный ветер. Да и то в небольших объёмах. Но даже в этом случае мы готовы идти на убытки и приостанавливать работу некоторых механизмов.
— А как вы сейчас решаете проблему угольной пыли?
— Наши пылезащитные экраны высотой 11,4 метра вы, я думаю, сами видели. Их видят все, кто живёт в Невельске или приезжает в наш город. И сейчас мы разместили заказ на приобретение дополнительных экранов. Но самое показательное заключается в том, что пыль в город непосредственно из порта почти не поступает. Она разбрасывается, главным образом, за счёт выезжающих грузовиков. К сожалению, до недавнего времени у нас не было возможности тщательно промывать нижнюю часть каждой машины. И когда автотранспорт покидал пределы порта, остатки пыли от выгруженного угля «уходили» в город. Но сейчас эта проблема практически решена.
— Каким образом?
— Мы приобрели современное автомоечное оборудование для грузовиков. Это обязательно скажется на минимизации последствий, связанных с угольной пылью.
— А почему вы не говорите о тех гружёных машинах, которые въезжают на территорию порта?
— Да потому что пыль с этого угля в город практически не поступает. Мы приняли решение для минимизации таких последствий не загружать самосвалы полностью. Уголь там располагается ниже бортов. Так что выбросы пыли здесь минимальны.
— Представители инициативной группы говорят о серьёзном уровне шумов от деятельности порта. Это так?
— А вот это очень странная история. Люди противоречат сами себе. С одной стороны, они говорят: вот раньше в порту перегружали древесину, и всё было хорошо. А теперь перегружают уголь, и всё стало плохо. Так если вести речь о шумах, то какая разница? Механизмы одинаково работают как при перегрузке древесины или контейнеров, так и при перегрузке угля. Шумовые последствия одинаковы. Второй момент: в любом городе жить непросто, потому что под окнами наших домов нередко располагаются оживлённые автотрассы. И это, конечно, в какой-то степени мешает жителям. Так что делать? Закрывать дороги? Запрещать автомобили? Так же и в нашем случае. Да, порт работает и определённый шум создаёт. Как и любое, повторюсь, промышленное предприятие. Но я регулярно встречаюсь со многими людьми, в том числе и с теми, кто живет неподалёку от порта. И они говорят в один голос: нам портовый шум мешает не больше, чем шум на дороге. Однако почему-то члены инициативной группы зацепились именно за это.
— Почему?
— У меня создаётся впечатление, что если мы завтра станем работать совсем без «шума и пыли», то у этих людей найдутся другие претензии. Хотя мы предельно открыты.
— Кстати, если говорить непосредственно о производственной деятельности вашего предприятия, что можно сказать об объёмах добычи угля?
— План ООО «Горняк-1» на 2018 год — 2 миллиона 200 тысяч тонн угля. На 1 ноября уже добыто 1 миллион 700 тысяч тонн сырья, так что всё идет в соответствии с графиком. Это касается и расширения производства, и увеличения его производительности. По всем этим направлениям у нас динамика положительная. Приобрели два экскаватора РС 2000-8 грузоподъёмностью ковша в 12 кубических метров и 14 карьерных самосвалов Komatsu HD 785-7 грузоподъёмностью в 90 тонн каждый. Да и наши производственные возможности постоянно расширяются за счёт использования новой техники и внедрения современных технологий. В частности, производство угля (дробление и грохочение) производится на машинах от мировых производителей — Sandvik и Komatsu с опцией пылеподавления. Парк ООО «Горняк-1» ежегодно пополняется десятками единиц новейшей специализированной техники — Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Volvo, БелАЗ и другой. А ещё на нашем предприятии в подразделении технического контроля были оснащены современные лаборатории химического анализа. И это также позволяет решать самые сложные задачи.
Мы готовы и дальше развивать свою производственную деятельность. А кроме того, готовы повышать зарплаты работникам, увеличивать налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, реализовывать эффективные экологические проекты. Лишь бы нам, как говорится, не ставили палки в колёса. Тем более обвинения в адрес нашего предприятия явно несправедливы.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >