Сергей ДАВЫДОВ:
— Хотелось бы поинтересоваться у руководителей РАО ЭС Востока, почему энергетики требуют с потребителей (предприятий Амурской области) 70-процентную предоплату? Грубо говоря, в начале апреля я должен заплатить за услугу, которую мне только окажут в течение этого месяца. Где здесь логика? Наша компания, как и большинство других производственных структур региона, работает в ином режиме — вначале работа, и лишь затем деньги. Хотелось бы, чтобы и энергетики перешли на такой формат сотрудничества с потребителем. Это и оправдано, и справедливо.
От редакции:
Просим считать этот материал официальным запросом бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» в РАО ЭС Востока.
Россия — страна повторений. И не случайно в отечественной литературе сплошь и рядом встречаются сюжеты, которые можно в полной степени применять к нашей сегодняшней действительности. Ну кто не помнит монтера Мечникова из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, с его бессмертной фразой: «Утром — деньги, вечером — стулья». Примерно такую же позицию занимают дальневосточные энергетики, требующие заранее оплачивать еще не предоставленные потребителям услуги.
Итак, возьмем в качестве примера Амурскую область. Этот регион интересен хотя бы тем, что там работают две ГЭС — Зейская и Бурейская. Плюс ко всему строится еще одна — Нижнезейская станция. Казалось бы, энергии здесь в избытке и стоить она должна сущие копейки. Тем не менее тарифы в Приамурье дешевыми не назовешь. Не случайно еще в ноябре прошлого года губернатор Амурской области Олег КОЖЕМЯКО, отвечая на вопросы корреспондентов «Российской газеты», прямо заявил — люди, возмущающиеся ростом энерготарифов, абсолютно правы. И добавил: «Мы доносим эти просьбы (о снижении тарифов. — Авт.) до Министерства энергетики РФ, требуем, чтобы для жителей нашего региона были хоть какие-то преимущества».
Впрочем, в ситуации с энергетиками есть еще один интересный момент. И связан он с предоплатой, которую требуют энергетики от своих потребителей.
Вот что рассказал нашему корреспонденту генеральный директор ЗАО «Холдинг» (город Шимановск Амурской области) Сергей ДАВЫДОВ:
— Наша компания занимается производством и транспортировкой тепловой энергии. Проще говоря, мы предоставляем тепло жителям всего нашего города. И что получается? Для своей работы мы, разумеется, используем электрическую энергию. Однако руководители ДРСК требуют от нас 70-процентную предоплату. Грубо говоря, в начале апреля я должен заранее заплатить за те услуги, которые мне еще только окажут в течение месяца. И попробуй выбиться из этого графика. Энергетики тут же грозят отключениями. Но где логика? Мы живем и работаем в Шимановске, нас все знают, мы полностью открыты и прозрачны. Так почему с нас требуют какую-то предоплату, словно мы воспользуемся поставленной электроэнергией, а потом сбежим, не расплатившись? Я, конечно, понимаю — энергетикам удобно работать по такой схеме. Но как быть нам? У нас другой режим: предоставил услугу в полном объеме — получил деньги. Вот это справедливо. И хотелось бы, чтобы руководители того же ДРСК или РАО ЭС Востока перешли на аналогичный график. Это будет вполне оправдано и цивилизованно. Пока же получается, что рынок у нас функционирует в каком-то одностороннем порядке.
Хотелось бы надеяться, что руководители энергетических систем Дальнего Востока прислушаются к мнению Сергея Давыдова. Тем более что он не требует чего-то невыполнимого. Речь идет всего лишь об упорядоченной работе по сбору платежей с потребителей. В конце концов, любая услуга должна быть оплачена. Но только после того, как эта услуга была оказана. Именно так и никак иначе. Конечно, нам могут возразить — мол, у энергетиков своя специфика работы. Они должны иметь оборотные средства на счетах, чтобы системы функционировали в нормальном режиме. Чтобы специалисты имели возможность вовремя закупать все необходимое для бесперебойной деятельности. Можно привести и другие доводы в пользу 70-процентной предоплаты. И доводы эти внешне будут вполне разумны. Однако в таком подходе есть элемент лукавства. Почему какие-то компании на Дальнем Востоке должны пользоваться «предоплатными» схемами, а какие-то работать в общем режиме? Одни производят и поставляют электричество, другие — тепло. Но почему-то для кого-то создан благоприятный формат расчетов, а все остальные предприятия работают по обычной схеме. Это — нелогично. И такой подход нуждается в корректировке. Тем более что высокие дальневосточные тарифы на электроэнергию и так дают участникам рынка возможность для финансового маневра.
Ниже инфляции
Кстати о тарифах. Именно ЗАО «Холдинг» в этом плане демонстрирует вполне гибкий подход. Стоимость тепловой энергии в Шимановске, разумеется, растет. Как и во всей стране. Однако этот рост не превышает пятипроцентный показатель.
Гендиректор предприятий Сергей Давыдов говорит об этом достаточно емко и точно:
— Повышение наших тарифов, которые мы, разумеется, защищаем в РЭКе, значительно ниже инфляции.
И он абсолютно прав.
Так за счет чего представителям ЗАО «Холдинг» удается сдерживать рост тарифов? Это — тема отдельного разговора.
В свое время руководители администрации Шимановска пришли к неутешительному выводу. Оборудование котельной № 1 «Центральная», которая снабжает теплом весь город, требует серьезной реконструкции. Как писали тогда в официальных документах: «Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами и, как следствие, ростом дебиторской и кредиторской задолженности, высокой степенью износа основных фондов, сверхнормативными потерями тепла, топлива, электроэнергии, воды и других ресурсов».
Словом, требовалась серьезная реконструкция оборудования котельной № 1 «Центральная». Но выполнить весь комплекс работ могла лишь надежная, современная компания. Обладающая мощным техническим, технологическим, кадровым и управленческим потенциалом. И, разумеется, богатым производственным опытом.
Благо в Шимановске такая компания есть. Речь идет о закрытом акционерном обществе «Холдинг», которое обладает всеми вышеперечисленными отраслевыми преимуществами. Это предприятие давно и успешно работает на рынке производства и транспортировки тепловой энергии. И за годы своей производственной деятельности оно заслужило безупречную репутацию и уважение. Как со стороны местных органов власти, так и со стороны рядовых потребителей. ЗАО «Холдинг» в полном объеме выполняет все взятые на себя обязательства. Есть и еще один значимый нюанс. К сожалению, «благодаря» нашему ФЗ-94 выполнение государственных заказов нередко получают фирмы-однодневки. Наша газета не раз писала об этой проблеме. К примеру, в Олекминском районе Республики Саха (Якутия) одна такая «контора» из европейской части страны, выигравшая конкурс на поставку товаров производственного назначения, едва не сорвала отопительный сезон. Мол, ну не успеваем мы поставить необходимое оборудование. Дело житейское. Ситуацию удалось выправить буквально каким-то чудом. Так что Шимановску в этом плане повезло. В городе есть собственная, местная организация, которая и обслуживает котельную, и модернизирует этот же объект. Плюс ко всему поставляет тепло непосредственно потребителям в лице управляющих компаний. Трудится здесь более 200 человек. И костяк предприятия составляют высокопрофессиональные специалисты. А руководит ЗАО «Холдинг» опытный производственник и управленец Сергей Анатольевич Давыдов.
С чего начинается любой серьезный проект? Разумеется, с подготовки проектной документации. Однако специалисты ЗАО «Холдинг» в 2010 году пошли еще дальше и разработали тщательно взвешенную, и всесторонне просчитанную «Программу энергосбережения на 2011–2013 гг.», в которой, в первую очередь, проанализировали состояние отраслевых объектов. И вот что выяснилось. Котельная № 1 «Центральная», оснащенная четырьмя котлами КВТС-20, требовала серьезной модернизации. А точнее, реконструкции топочных устройств. Дело в том, что в свое время все профильное оборудование было «заточено» под угли марки СС-300. Такой уголь добывается на Нерюнгринском месторождении. Однако, по данным ХК ОАО «Якутуголь», запасники этой природной кладовой скоро будут исчерпаны. Будучи достаточно дальновидными специалистами, управленцы ЗАО «Холдинг» сделали вывод — топочные устройства необходимо модернизировать и перепрофилировать. Также руководители компании охарактеризовали общее состояние котельной. Здесь были обнародованы вполне конкретные цифры. Итак, износ основных фондов превысил 75 %. Уровень потерь тепловой энергии (к отпуску в сеть) приблизился к 38 %. А коэффициент полезного действия (КПД) составил всего лишь 64 %. Также представители ЗАО «Холдинг» сделали еще один вывод — при существовавшем в 2010 году положении вещей, фактическое потребление электрической энергии в котельной почти в два раза превышало нормы потребления. Такая вот получилась история.
А далее в «Программе энергосбережения на 2011–2013 гг.» представители ЗАО «Холдинг» предложили конкретные меры для изменения ситуации. Требовалось повысить надежность функционирования системы теплоснабжения. То есть провести серьезную отраслевую реконструкцию. А далее управленцы ЗАО «Холдинг» определили одну из основных задач — снижение тарифа на тепловую энергию и горячее водоснабжение. Честное слово, такой подход в России вызывает удивление. И вот почему. Как правило, в своих программных документах менеджеры энергокомпаний говорят о повышении КПД, о необходимости применять самые современные технологии, о снижении затрат. Или, в лучшем случае, о сдерживании цен на продукцию. При этом интересы населения в этих планах как бы не фигурируют. А вот руководители ЗАО «Холдинг» обозначили именно интерес населения.
По принципу — мы работаем для людей. Значит, любое наше действие должно приносить пользу каждому конкретному человеку. Хотя и решение сугубо производственных задач в программе также было обозначено. Это и снижение уровня расхода топлива (а также электроэнергии), и бесперебойная работа источников тепла. Впрочем, в производстве все должно быть взаимосвязано. Только такая работа может называться системной.
В общем, специалисты ЗАО «Холдинг» обозначили круг вопросов, которые требовалось решать в течение 2011–2013 годов. Если говорить коротко, то вся профильная программа была разбита на несколько составляющих. Во-первых, сотрудники компании определили комплекс мер, направленных на экономию топлива при производстве тепловой энергии.
Здесь фигурировали следующие моменты:
И это далеко не полный перечень комплексных мер, которые представители ЗАО «Холдинг» обозначили для решения проблемы экономии топлива при производстве тепловой энергии. Также сотрудники компании уделили внимание повышению энергоэффективности тепловых сетей, поскольку общий объем теплотрасс в Шимановске составляет 36 километров.
Для этого была обозначена следующая схема действий:
Конечно же, и в этом случае мы привели не полный перечень профильных мероприятий, которые должны были проводить сотрудники ЗАО «Холдинг». Однако из вышеперечисленного можно сделать вывод — коллектив компании серьезно подошел к формированию «Программы энергосбережения на 2011–2013 гг.». Здесь были учтены все параметры. И модернизация касалась как генерации, так и транспортировки тепловой энергии.
Итак, модернизация теплового хозяйства Шимановска началась. Более того, коллектив ЗАО «Холдинг» в своей работе использовал самые прогрессивные технологии. К примеру, речь идет о вихревом сжигании измельченных углей. Это вообще интересный проект, поскольку он позволяет использовать любой каменный или бурый уголь, а также отходы углеобогащения. Плюс ко всему топка «Торнадо» в состоянии использовать высоковлажные угли (30–50 %) и угли с высокой зольностью (фракции 3–13 мм). Также следует отметить, что метод вихревого сжигания — это и высокий КПД, и экономичность, и высокие экологические показатели. Не говоря уж о сугубо технических и технологических преимуществах такой современной методики.
Или вот пример.
Сейчас в России много говорят о необходимости применять технологии энергосбережения. Для этого разрабатываются целые государственные программы. Между тем коллектив ЗАО «Холдинг» предельно конкретно работает в этом направлении. Для обеспечения систем энергоэффективности здесь предлагают использовать частотно-регулируемые преобразователи, что позволяет сэкономить потери электроэнергии на 20–50 % и снизить потери тепла и воды на 5–10 %. Такие технологии с успехом применяются в наиболее развитых европейских странах.
Впрочем, ЗАО «Холдинг» уже давно реально работает в направлении энергосбережения. Для этого здесь используется современное финское оборудование. И вот результат. В декабре прошлого года, после частичной модернизации профильного оборудования выяснилось — экономия электроэнергии на объектах ЗАО «Холдинг» составила 150 тысяч кВт. Это уже не планы, а вполне реальные показатели. Впрочем, руководители и все сотрудники ЗАО «Холдинг» с уверенностью смотрят в будущее. Поскольку ясно видят свою цель — работать на своего потребителя. Чтобы жить на Дальнем Востоке было комфортно и выгодно. А это вполне возможно. Если за дело берутся профессионалы.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >