Михаил КОТОВ:
Почему государство до сих пор не создало прозрачных правил игры в рыбной отрасли? У нас же государство просто «через колено» ломает всю отрасль. Оно постоянно меняет правила игры. По сути, от государства требуется самое главное — создать правила и соблюдать их. По принципу: господа рыбопромышленники, если вы работаете по закону, платите налоги и обеспечиваете продовольственную безопасность страны, то НИКТО И НИКОГДА не пересмотрит имеющиеся правила игры. НИКТО И НИКОГДА, я это подчеркиваю. Вот тогда мы и будем развивать свой бизнес с перспективой на многие десятилетия вперед.
Экономика Магаданской области, как известно, держится на двух китах — золотодобыче и рыбопромышленности. Но если говорить непосредственно о рыболовстве, то здесь вообще наблюдается показательная ситуация. Не случайно эксперты рынка дают едва ли не единодушный прогноз — при существующем отношении государства к проблемам рыбаков и при современной нормативной базе ни о каких перспективах в развитии отрасли не может быть и речи.
Впрочем, отраслевые проблемы носят, в первую очередь, не региональный, а общероссийский характер. Не случайно на состоявшемся в сентябре во Владивостоке восьмом Международном конгрессе моряков были озвучены показательные данные. Оказывается, на сегодняшний день отечественные рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие компании контролируют 32 (!) ведомства. Более того, деятельность отраслевых предприятий в нашей стране регламентируется 511 видами самых разных разрешительных документов. Работать в таких условиях крайне сложно. Причем именно российским производственникам, на которых, в отличие от их китайских, корейских, японских и других зарубежных коллег, и распространяются все эти заслоны.
Вот как обозначил ситуацию президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Геннадий МАРТЫНОВ:
— Технические возможности у нас пока остались — краны еще работают, железную дорогу на разобрали, холодильных мощностей хватает для оперативной работы. Но никуда не годится нормативно-правовое регулирование. Предприятия, привозящие рыбу на родной берег, платят НДС. Постоянно вставляют палки в колеса Россельхознадзор и Нацрыбресурсы. Без устранения этих проблем надеяться на превращение территории в рыбный регион сложновато.
Добавим от себя — ситуация типична для всех территорий нашей страны, имеющих выходы в море, и для Магаданской области в первую очередь, поскольку речь идет о регионе, в котором судоходство является фактически единственной серьезной транспортной схемой. И те самые «палки в колеса» вставляют рыбакам не только Россельхознадзор или Нацрыбресурсы, но и другие российские органы власти. Например, пограничное ведомство ФСБ России, которое, казалось бы, должно выполнять совсем иные задачи — стоять на страже безопасности отечественных границ. Но об этом — чуть позже. А пока показательный пример. Несмотря на все бюрократические препоны, рыбопродукция, поступающая в Россию из-за рубежа, является одной из самых проблемных. И это не домыслы, а официальные данные Роспотребнадзора. К примеру, в 10 % завозной продукции (речь идет только о проверенных партиях) нарушены условия температурных режимов при транспортировке,
хранении и реализации. Еще 7 % всей импортной рыбопродукции поступает на наш рынок с превышением отечественных нормативов по содержанию глазури. И перечень подобных проблем можно продолжать долго. Достаточно сказать, что около 15 % всей продукции Таможенного союза, доставляемой на российский берег, или снабжено недостоверной маркировкой, или вообще не соответствует санитарным нормам. В основном речь идет именно об импорте. Зато к российским компаниям, вылавливающим и перерабатывающим рыбу, отношение принципиально иное.
Выступая на том же восьмом Международном конгрессе рыбаков, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман ЗВЕРЕВ обозначил целый комплекс проблем:
— В России идет завихрение нескольких юридических волн. Поверх национальных систем регулирования накладывается общая система Таможенного союза. Новую реальность создает вступление России в ВТО. Заявка нашей страны составляет 670 страниц, из них 132 — о техническом регулировании, стандартах, санитарно-ветеринарном контроле. То есть о том, что в экономике называется техническими барьерами. Всё это создает немыслимые комбинации на рынке.
А теперь непосредственно об отраслевых проблемах Колымы. Наша газеты взяла интервью у одного из самых авторитетных участников рынка, президента Магаданской ассоциации рыбопромышленников, генерального директора ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания», депутата Магаданской областной думы Михаила КОТОВА.
— Михаил Николаевич, так что именно не позволяет магаданским рыбопромышленникам нормально работать?
— А тут наблюдается целый комплекс проблем. И главная из них заключается в том, что государство до сих пор не создало прозрачных правил игры в рыбной отрасли. Вот лично я 20 лет работаю в рыбной промышленности. И за прошедшие годы наши власти десятки раз затевали какие-то реформы в этой сфере экономики. То создавали управление при министерстве, то госкомитет, то федеральное агентство, то еще что-то. А в итоге никаких позитивных сдвигов, по большому счету, не было. В лучшем случае, мы наблюдали полумеры. Давайте вспомним времена отраслевых аукционов. Это вообще был кошмар, когда государство в одночасье либо разорило рыбаков, либо превратило их в браконьеров. Я тогда буквально обивал пороги в разных федеральных ведомствах. Помню, пришел к Герману ГРЕФУ, принес документы, «от и до» обосновал свою позицию по поводу грабительских аукционов. А он мне отвечает: аукционы на то и созданы, чтобы извлекать максимальную прибыль. Представляете? Извлекать прибыль из ничего, ведь квоты того времени представляли собой дорогостоящую пустышку. Люди покупали право на вылов синего краба по цене, в два раза превышающей стоимость этого краба на рынках. Та же история была и с другими биоресурсами. И всё это делалось чиновниками, которые просто обязаны поддерживать своего производителя. Вот почему рыбопромышленники в развитых странах добывают биоресурсы в чужих водах? А ответ очевиден — это часть их государственной политики. Мол, зачем грабить себя, если можно спокойно обогащаться в других водных бассейнах? И в Норвегии, и в Японии, и в Республике Корея, и в других странах рыбодобывающая отрасль является ДОТАЦИОННОЙ. Понимаете? Их рыбаки получают от своих государств не новые налоги и бюрократические обременения, а бонусы, поскольку обеспечивают продовольственную безопасность своих стран. То есть зарубежные государства делают всё возможное, чтобы, с одной стороны, реально поддержать своих рыбаков, а с другой — сохранить собственные природные богатства. Конечно же, такое отношение способствует развитию рыбопромышленных секторов во всем мире. Но у нас, увы, всё происходит по-другому. У нас же государство просто «через колено» ломает всю отрасль. Оно постоянно меняет правила игры. Но тогда и у меня есть предложения — вот давайте примем закон, согласно которому 31 декабря каждого года мы будем отправлять в отставку всех до одного федеральных, региональных и муниципальных чиновников. Всех до одного, начиная от Москвы и заканчивая Сусуманским районом Магаданской области. А 10 января, после новогодних праздников, станем проводить конкурс и самых достойных опять принимать на работу.
— Хм, интересная идея.
— Нет, вы уж честно говорите — странная. Поскольку нельзя раз за разом менять правила игры. А почему тогда эти правила с завидной регулярностью меняются в рыбопромышленном комплексе? Лично мне это непонятно. Точнее, понятно, но это уже тема отдельного разговора, на тему — кому и почему это выгодно.
— Но ведь государство ушло от схемы ежегодных аукционов и теперь квоты распределяются на долгосрочный период?
— А вы бы знали чего нам, рыбопромышленникам, это стоило. Но по большому счету вы правы — да, теперь квоты выдаются на 10 лет. Это действительно стало хорошим стимулом для отрасли. По сути, мы получили возможность не только вылавливать рыбу, но и вкладывать средства в переработку, хотя тут тоже не всё однозначно, и об этом я еще скажу. Однако посмотрите на события буквально последних дней. Только-только мы привыкли к новым правилам игры, только-только смогли хотя бы слегка вздохнуть после постоянной лихорадки с аукционами, и вот — новый «подарок». На совещании у вице-премьера правительства России Аркадия ДВОРКОВИЧА представители ФАС рассказали множество страшилок о ситуации в рыбопромышленном комплексе. Даже какую-то компьютерную презентацию сделали. Дескать, в этой сфере экономики развивается монополизм, и новые игроки не имеют возможность выходить на рынок. Какая чушь! К примеру, топ-менеджеры компании «Русское море» купили активы нескольких отраслевых компаний со всеми квотами. Кто и кому мешает приобретать уже готовые бизнесы? Но я знаю, к чему приведет такая позиция ФАС. Теперь чиновники будут на полном серьезе обсуждать возможность вернуться к системе ежегодных аукционов. И если, не дай Бог, это произойдет, то наша отрасль снова окажется отброшенной на годы назад. Мы потеряем даже те крохи рентабельности, которые позволяют нам держаться «на плаву».
— В этой связи у меня к вам сразу два вопроса. Первое — в чем был основной минус ежегодных аукционов? Второе — почему вы говорите о «крохах рентабельности»? Неужели рыбная отрасль по-прежнему остается убыточной?
— Что касается основного минуса аукционного формата, то он на поверхности. Когда ты получаешь квоту на год, то можешь работать только на самую ближайшую перспективу. Грубо говоря — ты покупаешь самые необходимые запчасти для судна, заправляешь его топливом, выходишь в море, ловишь рыбу, продаешь улов, платишь людям зарплату, и всё. Что-либо планировать на несколько лет вперед (например, покупку нового судна или рыбоперерабатывающего завода) ты уже не в состоянии. А смысл? Вот не получишь ты через год квоты в нужном объеме, и что тебе делать с этим судном или этим заводом? Поэтому для успешной работы нашей отрасли нужны ТОЛЬКО ДОЛГОСРОЧНЫЕ КВОТЫ. В идеале даже не на 10, а на 50 лет вперед. Рыбопромышленному комплексу нужна СТАБИЛЬНОСТЬ, давайте уж большими буквами писать это слово. Если у меня есть долгосрочные квоты, то я могу спокойно создавать новые производственные мощности и рабочие места, вкладывать средства в отраслевую и социальную инфраструктуру и так далее. Но эта самая СТАБИЛЬНОСТЬ должна быть настоящей. По сути, от государства требуется самое главное — озвучить эту позицию четко и однозначно. По принципу — господа рыбопромышленники, если вы работаете по закону, платите налоги и обеспечиваете продовольственную безопасность страны, то НИКТО И НИКОГДА не пересмотрит имеющиеся правила игры. НИКТО И НИКОГДА, я это подчеркиваю. Вот тогда мы и будем развивать свой бизнес с перспективой на многие десятилетия вперед. А для северных территорий, где отток населения продолжается, это звучит особенно актуально. Ведь если у людей есть стабильная работа и нормальные доходы, никто отсюда не уедет. Теперь о нашей рентабельности. Я ведь не случайно сказал, что во всем цивилизованном мире рыбопромышленный комплекс является дотационной. Это не нефть, не газ, не алмазы и не золото. Это — продовольствие. И оно не может продаваться по запредельной стоимости. А вот теперь давайте возьмем непосредственно нашу ситуацию. Уровень рентабельности в рыбной отрасли России, в лучшем случае, не превышает 10 процентов. И это — при самом хорошем раскладе. По некоторым видам биоресурсов рентабельность едва превышает ноль процентов. А как иначе, если 35 процентов от нашей прибыли «съедает» топливо. Только наша компания ежегодно платит за горючее не менее миллиарда рублей. Еще 35 процентов от наших доходов — зарплата, которую мы, кстати говоря, постоянно повышаем. Тем более что по закону мы обязаны платить своим специалистам северные надбавки и коэффициенты, оплачивать проезд в отпуск и так далее. Ну и, как вы понимаете, у нас есть еще и множество других расходов. Связанных, например, с ремонтом и содержанием судов, с реконструкцией производственных мощностей, с другими составляющими любого бизнеса. Вот вам и картина, насколько «золотым» может быть рыбопромышленный комплекс.
— Еще один пример странного отношения государства к рыбной отрасли — те штрафы, которые выписываются пограничниками капитанам судов, осуществляющих рыболовство в прибрежной зоне, за выход в открытое море для сброса отходов. Что вы можете сказать по этому поводу?
— На мой взгляд, это просто вопиющее безобразие. С одной стороны, по закону сброс отходов в территориальном море строго воспрещен. За это статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрен солидный штраф. С другой — когда капитаны для сброса отходов выводят суда в открытое море, пограничники штрафуют их опять же на основании всё того же КоАП, но уже на основании части 1 статьи 18.1. Мол, вы обязаны заранее получить разрешение на пересечение пограничной линии. Но это же в условиях такой огромной территории, как Магаданская область, и уровня нашей бюрократии просто нереально. На получение такой бумаги у капитанов уйдет минимум полторы-две недели. И вместо того, чтобы ловить рыбу, они будут постоянно заниматься урегулированием вопросов с нашей погранслужбой. Получается замкнутый круг — в территориальных водах сбрасывать отходы нельзя, иначе тебя оштрафуют. И в открытое море лишний раз выйти для этой же цели тоже нельзя, иначе тебя опять оштрафуют. Я, кстати, написал об этом президенту РФ Владимиру ПУТИНУ и председателю правительства РФ Дмитрию МЕДВЕДЕВУ. Надеюсь, что первые лица государства нам помогут.
— Сколько всего штрафов заплатили ваши капитаны только за это «нарушение»?
— В общей сложности семь штрафов на общую же сумму в 2 миллиона 610 тысяч рублей. Сумма для тех, кто осуществляет прибрежный лов, просто громадная. Но, с другой стороны, это лишь мелкий штрих в общем объеме наших проблем. Были случаи, когда погрануправление допускало переход судов через границу до 12 и более раз, а потом налагало за это многомиллионные штрафы. Вот я вам другой пример приведу. Любое государство должно быть заинтересовано в том, чтобы улов доставлялся на собственный берег. Но что происходит на практике? Когда ты заходишь с рыбой в японский или корейский порт, к тебе приходит один чиновник, улыбается и говорит: спасибо, что выбрали нас. А что происходит в российских портах? Да один судовой досмотр длится у нас часами, не говоря уж о том количестве надзорных ведомств, которые крутятся вокруг рыбопромышленников. Ну и как в этом случае заинтересовать рыбаков? Да никак. При такой бюрократии наш берег никогда не будет привлекательным, и в первую очередь для своих же рыбопромышленников. Показательная ситуация и с судоремонтом. Как в свое время поступили власти Республики Корея? Они изучили ситуацию на рынке и сделали всё возможное, чтобы судоремонт в их портах стал приоритетом. А какая картина проявляется у нас? Те же приморские судоверфи не имеют ни современных мощностей, ни доков с нормальной вместимостью, ни квалифицированных специалистов. Зато расценки у нас в два раза выше, чем у судоремонтников государств АТР. И всё, что я вам перечислил ранее, однозначно делает наш бизнес убыточным и неконкурентным. Мы живем не благодаря, а вопреки всему. И пока наша федеральная власть не поймет, что относиться к нашей отрасли необходимо именно с позиции обеспечения продовольственной безопасности, ни о каком развитии не может быть и речи. Еще раз повторюсь — нам нужна стабильность и прозрачные правила игры. Вот тогда рыбопромышленный комплекс станет одной из основ развития России. И Дальнего Востока в первую очередь.
— А почему в таких условиях вы не откажетесь от такой мощной социальной нагрузки, которую постоянно несет ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания»? Ведь насколько я знаю, вы ежегодно отчисляете на различные социальные проекты порядка 40 миллионов рублей. Даже рыбу бесплатно раздаете ветеранам войны и труда, просто пожилым людям, инвалидам и другим категориям малоимущих во всех районах области? И это — лишь маленький штрих, поскольку социальных проектов у вас великое множество. Не случайно региональная власть официально признавала ваше предприятие «Меценатом года». Плюс ко всему вы содержите современный горнолыжный комплекс «Снегорка», где могут не только отдыхать взрослые, но и совершенно бесплатно занимаются дети из местной ДЮСШ. И это обходится вам минимум в 150 миллионов рублей в год. А ведь от содержания таких объектов уже отказываются даже госмонополии типа РЖД. Так почему вы продолжаете нести такие затраты на социальную сферу?
— А мы считаем это не меценатством, а своим долгом перед нашей территорией и нашими людьми. Именно так — своим долгом. Это моя позиция и как депутата Магаданской областной думы, и как руководителя предприятия, и просто как гражданина нашей страны. Да, пока мы, рыбопромышленники, не ощущаем системной поддержки от государства. И мы открыто высказываемся по этому поводу. Не случайно многие считают меня «неудобным» депутатом, регулярно поднимающим «неудобные» вопросы. Но федеральной власти, и я в этом убежден, нужны не лубочные картинки, а реальная информация о состоянии в отрасли. Только тогда возможны позитивные изменения. Но несмотря на все сегодняшние минусы, наша обязанность — делать всё возможное, чтобы качество жизни людей в Магаданской области постоянно повышалось. Чтобы люди продолжали жить на нашей удивительно прекрасной земле.
Будет ли меняться ситуация в рыболовецкой отрасли региона? С таким вопросом мы обратились к губернатору Магаданской области Владимиру Печеному. Ответ был таким:
— Рыбодобывающая отрасль была и остается одной из ключевых для нашей территории. И я, как губернатор и как руководитель, давно работающий в нашем регионе, знаю все отраслевые проблемы. Как нормативного, так и административного характера. Я вам больше скажу — мы находимся в постоянном контакте с руководителями наших рыбодобывающих предприятий. В частности, с Михаилом Котовым. И мы совместными усилиями будем делать всё возможное для нормализации ситуации. Причем на уровне конкретных шагов.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >