Сергей ТОЛОЧКО:
— Сейчас готовится пакет предложений по системному развитию Дальнего Востока, так почему бы федеральной власти не услышать и мнение дальневосточных производственников? На наш взгляд, при существующем кадровом голоде невозможно развивать экономику территории исключительно местными силами. Поэтому мы и привлекаем мигрантов из республик бывшего СССР, в первую очередь из Украины. И в этой связи было бы целесообразно либерализовать миграционное законодательство. Чтобы оформление квот продвигалось быстрее и проще, нежели сейчас. Второй момент — мы считаем, что на территории Российской Федерации должна действовать единая трудовая квота. Зачем оформлять соответствующие документы в каждом субъекте, если это можно сделать единовременно? Это будет и логично, и справедливо, и гораздо более эффективно для нашего производственного сектора.
Дальний Восток — это не только самая крупная территория страны, занимающая 38 % всей российской земли. Это еще и самый малонаселенный регион, где живет, по официальным данным, всего шесть миллионов человек. Половина населения Москвы, короче говоря. И, разумеется, такой дисбаланс сказывается на кадровом потенциале местных производственных компаний. Между тем миграционная политика государства, которая могла бы выправить этот перекос, остается весьма проблемной. Что делать? Об этих и других особенностях работы в суровых условиях нашего федерального округа — в интервью с председателем некоммерческой организации «Энергоремонтная ассоциация Дальнего Востока» Сергеем ТОЛОЧКО.
— Сергей Михайлович, насколько известно, 2012 год был достаточно непростым для многих производственных предприятий территории. А каким он стал для вас?
Если говорить о финансировании отраслевых проектов, то этот год был для нас довольно удачным. Государство стало вкладывать серьезные деньги в энергостроительство и создание отраслевой инфраструктуры. И сейчас выделяемые средства не задерживаются, а в полном объеме доходят до тех структур, которые реально участвуют в развитии энергокомплекса Дальнего Востока. Так что здесь наблюдается довольно позитивная тенденция.
— Но ведь поздние сроки проведения аукционов по-прежнему вызывают серьезные вопросы со стороны участников рынка?
— Вызывают, конечно. Но эта проблема имеет многогранный характер, поскольку речь идет о вопросах, связанных с тарифами. С тарифами, в которые заложены и ремонтные работы, и прочие отраслевые составляющие. Так вот, распределение средств, заложенных в тариф, и отражается на сроках проведения аукционов.
— Вы не раз говорили, что одна из основных проблем, связанных с развитием энергокомплекса территории, — это кадровый голод. Наблюдаются ли здесь изменения в лучшую сторону?
— А с чего бы ситуация стала меняться? Я вам больше скажу — мы долго беседовали с учащимися в одном из средних профессиональных учебных заведений Хабаровского края. Надеялись, что, получив диплом, ребята придут на работу в одну из компаний, входящих в «Энергоремонтную ассоциацию Дальнего Востока». Увы, наши надежды не сбылись.
— Может, мало платите своим сотрудникам?
— А давайте я вам конкретные цифры назову. В наших предприятиях даже начинающие специалисты получают на руки не менее 30 тысяч рублей в месяц. Это те, кто еще толком ничего не умеет, кого еще учить, и учить нужно. А если такой сотрудник выезжает в командировку, его зарплата автоматически дорастает до 40 тысяч рублей и выше. Ну и, разумеется, с повышением квалификации у ребят возрастает и доход. Так что в наше время если человек хочет нормально зарабатывать, препятствий у него не будет. Однако, увы. Интерес к получению среднего специального образования у молодежи потерян. Хотя тут еще и сыграл свою роль отток населения в западные регионы страны.
— Но ведь сейчас государство декларирует интерес к тому, чтобы обеспечить приток населения в Дальневосточный федеральный округ.
— А где конкретика? Пока мы видим лишь намерения. Да, хорошие намерения, но ведь нужны реальные действия.
— Какие, например?
— Например, многие дальневосточные предприятия приглашают на работу специалистов из бывших советских республик. Для нас в этой связи оптимальным вариантом является приглашение сотрудников из Республики Украина. Во-первых, нет языковых барьеров. Во-вторых, у нас, по большому счету, общая культура. Ну а, в-третьих, нас вообще устраивает уровень квалификации и ответственности украинских рабочих. Но полноценному использованию таких миграционных схем мешают правовые и административные барьеры. Начнем с того, что сами квоты на привлечение иностранных специалистов оформляются довольно долго. Заявку нужно подавать минимум за год до того, как эти люди к нам приедут. Однако и это еще не всё. Вопрос с квотами решается отдельно в каждом из субъектов Федерации. И вот тут-то возникают проблемы. Приглашаем мы, например, украинского специалиста в Хабаровский край. Оформляем соответствующую квоту. Всё вроде бы нормально. Но наша работа связана с командировками. И, допустим, через месяц, нам нужно направить этого сотрудника на Сахалин. А для этого требуется оформить квоту на этого же человека еще и на территории Сахалинской области. Ладно, сдали мы сахалинский объект и перебазируемся в Приморье. И что? В этом случае квоту всё на того же специалиста требуется оформить еще и в Приморском крае. Вот вам и нормативные барьеры. Я вам, кстати, сейчас привел не абстрактные, а вполне реальные примеры. И кому выгодна такая административная чехарда? С одной стороны, все признают — на Дальнем Востоке нет достаточного числа специалистов и нужно привлекать сотрудников из стран ближнего зарубежья. С другой — при существующем законодательном формате делать это крайне проблематично. А почему бы государству не услышать предложения производственников? Те предложения, которые касаются развития реального сектора экономики? На наш взгляд, было бы целесообразно либерализировать миграционное законодательство. Чтобы оформление квот продвигалось гораздо быстрее и проще, нежели сейчас. Второй момент — мы считаем, что на территории Дальнего Востока должна действовать единая трудовая квота. Зачем оформлять соответствующие документы в каждом субъекте, если это можно сделать единовременно? Это будет и логично, и справедливо, и гораздо более эффективно для развития нашего производственного сектора. Хотелось бы надеяться, что федеральная власть услышит наши предложения.
— Давайте перейдем непосредственно к работе предприятий, входящих в «Энергоремонтную ассоциацию Дальнего Востока». Кстати, в это объединение по-прежнему входит 10 малых и средних предприятий из Хабаровского края и ЕАО?
— Да, в этом плане ничего не изменилось. Среди наших основных участников — ЗАО «Энергоремонт», ЗАО «Комсомольскэнергоремонт»,ЗАО «Спецстроймонтаж», ООО «Амурэнергоремонт», ООО «Тепломонтажэнерго», ООО «Энергоремстройуправление» и другие.
— На каких объектах велась работа в 2012 году?
— Работы у нас хватало. В частности, был сдан пятый энергоблок (газотурбинная установка) Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. К реализации этого проекта было приковано самое пристальное внимание федеральных и региональных властей, а также руководства «РАО ЭС Востока». Также мы перевели на газ два угольных котла, что существенно улучшило экологическую обстановку в столице Сахалина. А еще в Сахалинской области в городе Оха силами наших предприятий был произведен монтаж паровой турбины. Помимо этого, наши специалисты работали в рамках подготовки к саммиту АТЭС на острове Русский во Владивостоке. Имеются в виду вопросы газификации, а точнее, профильные работы на местной ТЭЦ. Вели мы работы и на Камчатке, где перевели на газ два угольных котла. Так что 2012 год, с производственной точки зрения, был для нас достаточно продуктивным.
— Где планируете работать в 2013 году?
— Всё будет зависеть от результатов аукционов. Но в наших планах — работа по монтажу от трех до пяти ГТУ во Владивостоке. Также мы намерены принять участие в монтаже энергоблока на Благовещенской ТЭЦ. В перспективе — и другие интересные производственные задачи, в решении которых мы намерены принять участие (строительство Совгаванской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2).
Беседовал Андрей БАРСУКОВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >