«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (80), январь 2013
Есть проблема

Есть проблема 

Для нас тяжёлый труд — банальная обыденность

Максим МАЙОРОВ:

— Мне интересно, имеет ли наша федеральная власть представление о специфичных особенностях Дальнего Востока? Вот я не сомневаюсь в профессионализме строителей из европейской части страны. Но если говорить о строительстве объектов энергетической инфраструктуры на Севере, то именно местные компании обладают в этой связи уникальным опытом работы в более чем сложных климатических, географических и транспортных условиях.  Вряд ли специалисты из Саратова или Рязани смогли наработать такой же опыт. При этом такие фирмы зачастую выигрывают отраслевые конкурсы на Севере.  А как работать, если у них нет соответствующего опыта? Привлекать местные организации на копеечный субподряд? Но это не выход из ситуации. Поэтому, на мой взгляд, необходимо на законодательном уровне предусмотреть преимущества для дальневосточных компаний, желающих работать на Дальнем Востоке. 

Рассуждать о развитии Дальнего Востока можно до бесконечности. Но кто именно должен развивать этот регион? И каким образом нужно выстраивать эту работу? На вопросы нашей газеты ответил генеральный директор известной в Якутии производственной компании ООО «ДорСтройРесурс» Максим МАЙОРОВ.

Под другим углом

Досье БГ

МАЙОРОВ Максим Владимирович родился 15 мая 1982 года в поселке Эльдикан Усть-Майского района Якутской АССР. Высшее образование получил в 2004 году в Якутском государственном университете имени Аммосова. Специальность — инженер-электрик. Работать начал на одной из дизельных электростанций (ОАО АК «Якутскэнерго»). Прошел практику в Канаде. Впоследствии, работая в Якутских центральных электрических сетях, курировал строительство 167-километровой ВЛ 110 кВ Сулгаччы—Эльдикан. В 2008 году занял должность руководителя по строительству ВЛ 220 кВ Сунтар—Олёкминск дирекции капитального строительства ОАО АК «Якутскэнерго». В 2011 году был назначен директором ООО «ДорСтройРесурс».

— Максим Владимирович, насколько известно, ваша компания принимает участие в строительстве такого значимого для региона объекта, как ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС14. Понятно, что нефтеперекачивающая станция (НПС) — это звено в нефтепроводной системе ВСТО. И вот тут возникает резонный вопрос: а насколько выгодна работа компании «Транснефть» именно для северных территорий? Ведь от самого ВСТО, по большому счету, дальневосточникам ни жарко ни холодно. Это государственный проект. Государство и получит свою выгоду. А какие плюсы приобретают местные жители? По идее, если государство извлекает из своих мегапроектов конкретную пользу, то это должно столь же конкретно отражаться на благополучии наших земляков.

— Я понял ваш вопрос. И он, кстати, вполне резонный. Но давайте смотреть на ситуацию под другим углом. Местные жители — это не абстрактная субстанция, а вполне конкретные люди. И практически каждый из них (за исключением детей и пенсионеров) где-то работает. Работает в том числе и в конкретных производственных компаниях. Так вот, в Якутии в строительство ВСТО были вовлечены многие именно местные предприятия. Соответственно пользу (опять же вполне конкретную, в виде зарплат) получили и наши земляки, занятые в этих организациях. Плюс ко всему дополнительный импульс для системного развития приобрели и наши региональные бизнес-структуры. Ведь если у компании есть заказы, она может и технику обновлять, и запчасти покупать, и к новому производственному сезону готовиться. Да и вообще, у директоров появляется возможность для расширения своего бизнеса. Что, разумеется, позитивно сказывается и на экономике территорий. Теперь — о социальной сфере. Чем больше будет работы у дальневосточных промышленников, тем больше налогов получат дальневосточные же районы. Это аксиома, и с этим не поспоришь. Таким образом, можно констатировать — нефтепроводная система ВСТО, во-первых, действительно стала центром притяжения для местного бизнеса, а во-вторых, она уже повлияла на развитие местных муниципальных образований. И пользу получили как раз простые люди. Вот вам и ответ на ваш вопрос.

— Однако, по мнению многих экспертов, ситуация с «Транснефтью» на Дальнем Востоке неоднозначна. И я даже не имею в виду Алексея НАВАЛЬНОГО, который по отношению к этой компании занимает вполне определенную позицию. Просто бытует мнение, что субподряды на строительство ВСТО далеко не всегда отдавались местным производственным структурам. То есть речь шла о привлечении к этой работе пришлых организаций, из западных регионов России. При этом на долю дальневосточных предприятий отдавались вопросы «обеспечения проектов» канцелярскими товарами, питьевой водой, туалетной бумагой и так далее. Но это же, простите, несерьезно.

— А эта медаль имеет, на мой взгляд, две стороны. Я, конечно, не могу судить, что происходит в Амурской области, но вот в Якутии региональные власти с самого начала выстроили с топ-менеджерами «Транснефти» предельно прозрачные, деловые взаимоотношения. По принципу — вы работаете в нашей республике? Значит, должны вовлекать в реализацию своего проекта местные производственные силы. Но это, так сказать, верхушка айсберга. Сама схема развития экономики РС (Я) была подготовлена к такому сотрудничеству. Правительство территории вело и продолжает вести системную работу по эффективному использованию мега-проектов в интересах Якутии. В этом огромную роль сыграла позиция и Вячеслава ШТЫРОВА, и Егора БОРИСОВА. То есть именно региональная власть определила формат сотрудничества с крупнейшими игроками рынка. И если где-то эти схемы не работают, значит, вопросы нужно адресовать чиновникам. Управленцы компании «Транснефть», насколько я понимаю, к диалогу готовы. Вот вам очередная конкретика. Кто работает в якутском подразделении этого холдинга, то есть в ООО «Востокнефтепровод»? Отвечаю — местные жители. Кто обслуживает те же НПС? Опять же местные жители. Кто сотрудничает с «Транснефтью» на территории Якутии? Главным образом местные компании, в которых трудятся, естественно, местные жители. Польза для нас очевидна. Теперь — о второй стороне медали. Вот вы говорите, что «Транснефть» привлекает к сотрудничеству «не дальневосточные» компании. Наверное, в определенной степени так оно и есть. Но беда в том, что в нашем регионе, к величайшему сожалению, многих специалистов просто не хватает. Особенно, если речь идет о высококвалифицированных рабочих и ИТР. Я, как руководитель производственного предприятия, сам с этим сталкиваюсь регулярно. И ситуацию необходимо выравнивать на государственном уровне. Без позитивных сдвигов в кадровом вопросе говорить о каком-то системном развитии региона не приходится.

Знаковый год

 

— Насколько удачным был 2012 год для вашей компании?

— Я бы сказал, что этот год стал для нас знаковым. Без преувеличения знаковым, ведь именно в текущем году мы стали осваивать новые для себя производственные направления.

— Что вы имеете в виду?

— До недавнего времени компания ООО «ДорСтройРесурс» занималась грузоперевозками и предоставлением специальной техники для строительства ЛЭП. Однако ситуация на рынке постоянно меняется. И если ты хочешь остаться «на плаву», то без расширения производственной деятельности тебе не обойтись. Поэтому в 2012 году мы приступили к непосредственному строительству ЛЭП. Если же говорить конкретно, то теперь наш коллектив занят на монтаже фундаментов, на сборке и установке опор, на монтаже провода и грозозащитного троса.

— Но ведь этот сегмент рынка и так у вас развивается достаточно активно. Вам конкуренты, ну или потенциальные конкуренты помешать не пытались?

— Нет, не пытались. Тем более что со многими отраслевыми компаниями у нас развиты не сопернические, а партнерские взаимоотношения. Например, с ООО «Якутское». С этим предприятием мы работаем в рамках субподряда. И это не единичный пример. Также нельзя забывать, что в Якутии вообще чрезвычайно активно развивается строительство инфраструктурных объектов. А по мнению ветеранов нашей отрасли, такой динамики в создании современного сетевого хозяйства не было в регионе уже лет сорок. Может, только в 70-е годы здесь строилось столько линий электропередачи, как сейчас. Так что работы хватает на всех.  

— В этом тоже заслуга местных властей?

— Ну а как же? Если бы не местные власти, ни о каком инфраструктурном строительстве и речи бы не шло. Поймите, объекты энергетики появляются лишь тогда, когда идет развитие промышленного сектора. А коль скоро в Якутии рождаются новые и поддерживаются старые производственные мощности, то автоматически возрастает потребность и в инфраструктуре. Энергетической, транспортной, какой угодно. Это — нормальный экономический цикл, где всё взаимосвязано. И всё отражается на поддержке социальной сферы. Сейчас сетевое хозяйство пришло даже во многие отдаленные населенные пункты, где еще недавно кроме устаревших котельных ничего и не было. В итоге эти поселки приобрели постоянно действующее энергоснабжение. Они стали частью единой энергосистемы. Что, само собой разумеется, нашло позитивное отражение и в жизни простых людей, и в деятельности местных предприятий (прежде всего малого и среднего бизнеса), и в жизнеобеспечении объектов соцкультбыта. Особую роль в этой связи играет ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС14. И мы гордимся, что тоже принимали участие в реализации этого проекта.

— А с какими производственными показателями вы завершили 2012 год?

— Если говорить о строительстве ЛЭП, то наши специалисты протянули более 60 километров провода. Причем это показатели всего лишь нескольких месяцев, поскольку в данном направлении мы работаем с середины текущего года. Также могу отметить, что нами было уложено свыше 150 километров волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Эту сферу деятельности мы считаем для себя весьма перспективной. Чем динамичнее будет развиваться якутская промышленность, тем большей популярностью будет пользоваться ВОЛС.

Проблем хватает

 

— Складывается впечатление, что у вашей компании проблем практически нет. Работы у вас хватает, серьезных заказчиков — тоже.

— Ну, проблемы у нас, конечно же, есть. Куда от них денешься? Но все они имеют, скажем так, региональный характер. Но тут я хотел бы опять-таки начать с общих вопросов. Что нужно любой производственной компании? В первую очередь, заказы. Чем больше у нас работы, тем лучше. Пойдем дальше. Можно ли сравнивать портфели заказов у якутских или, к примеру, московских промышленных предприятий? Конечно же, нет. Динамика экономического развития на Дальнем Востоке в любом случае ниже, чем в европейской части страны. Несмотря на реализацию в нашем регионе крупных проектов, заказов у нас однозначно меньше. И если столичная фирма оказывается без работы, для нее это, собственно, не смертельно. Нет работы сегодня? Появится завтра. Только и всего. А вот коль скоро небольшое предприятие из какого-то отдаленного улуса Якутии проиграет в конкурсе, оно может потерять остатки своих производственных позиций. Но и это еще не всё. Высокие транспортные расходы, запредельная стоимость горючего, огромные цены буквально на все товары делают любой бизнес на Севере однозначно уязвимым. Более того, те же северные коэффициенты и надбавки платит людям не государство. Это — компетенция руководителей предприятий. Соответственно, все доплаты включаются в сметы. И получается показательная картина: с одной стороны, законодательство гарантирует всем участникам рынка равные условия (на тех же аукционах), с другой — ни о каком равенстве и речи не идет. Управленцы западных предприятий могут снижать цены на торгах, ведь им не нужно выплачивать северные надбавки и у них нет множества других расходов, характерных для нашей территории. Всё это создает серьезные проблемы для дальневосточного бизнеса. По крайней мере, многие мои коллеги регулярно сталкиваются с такими трудностями.

— Что делать?

— Будем надеяться, что государственные инициативы Владимира ПУТИНА и других высокопоставленных чиновников по приданию Дальнему Востоку особого статуса не повиснут в воздухе, а обретут форму закона. Вот только в поддержке нуждаются именно местные производственные силы. Тогда мы сможем эффективно конкурировать с другими игроками рынка. Тем более у нас есть серьезные отраслевые преимущества.

— Какие именно преимущества?

— Хочу сразу оговориться, что не сомневаюсь в компетенции своих коллег из европейской части страны. В своем большинстве это профессионалы высокого уровня. Но если продолжать разговор о строительстве объектов энергетической инфраструктуры на Севере, то именно местные компании обладают в этой связи уникальным опытом работы в более чем сложных климатических, географических и транспортных условиях. Мы трудимся и в 50-градусный мороз, и в 40-градусную жару. Мы можем строить ЛЭП в диких, заповедных местах, где никаких дорог никогда не существовало. Мы знаем, как требуется «перешагивать» через таежные заросли и огромные болота. Для нас это обыденность. Но вряд ли специалисты из Саратова или Рязани смогли наработать такой же опыт. У них просто не было соответствующей возможности. Но, к сожалению, такие предприятия зачастую выходят на региональные конкурсы и, пользуясь своими естественными преимуществами (о которых я говорил выше), одерживают победу. И вот тут у них начинаются проблемы. Конкурс-то они выиграли. А как работать, если нет соответствующего опыта? Привлекать местные организации на копеечный субподряд? Но это не выход из ситуации. В спешном порядке изучать специфику региона? Но это фантастика. Поэтому необходимо на законодательном уровне предусмотреть соответствующие преимущества для дальневосточных компаний, желающих работать на Дальнем Востоке. Я не знаю, можно ли привести этот нормативный акт в соответствие с действующими законами. Но, наверное, ничего невозможного тут нет. Власть уже признала: Дальневосточный федеральный округ — это уникальная территория. Значит, и развитие этой земли тоже должно быть уникальным. Еще один вопрос — кадровый. Как я уже и говорил, решение этой проблемы должно стать задачей государственного уровня. Причем задачей приоритетной.

Расширение географии

— Ваша компания планирует расширять производственную географию?

— А мы и так ее расширяем. Могу сказать, что в настоящее время коллектив ООО «ДорСтройРесурс» работает не только в Якутии, но и в Магаданской области, где мы обеспечиваем техникой строителей ЛЭП 220 кВ Центральная—Сокол—Палатка.

— Кстати, какая техника имеется в распоряжении ООО «ДорСтройРесурс»?

— У нас довольно широкий парк техники. Это и экскаваторы, и бульдозеры, и погрузчики, и самосвалы, и топливозаправщики, и снегоболотоходы, и полуприцепы, и спецтралы и многое другое. Марки у нас тоже разнообразные. Наибольшей популярностью у производственников пользуются Caterpillar, Doosan, Iveco, Shantui и КАМАЗ. Причем вся техника у нас практически новая, максимум 2010 года выпуска. Так что мы готовы сотрудничать с самыми взыскательными заказчиками. Своих деловых партнеров мы никогда не подводили. И не подведем.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru