«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (80), январь 2013
Есть проблема

Есть проблема 

Для хорошего управленца неважно, есть ли у него партбилет ЕР

Николай ОЖАРОВСКИЙ:

— Насколько я понимаю, сейчас федеральная власть хочет услышать предложения муниципальных руководителей о путях развития Дальнего Востока. Так вот, на мой взгляд, наиболее эффективный в этой связи способ — пересмотр бюджетной политики нашего государства. Весомая доля налоговых платежей должна оставаться в муниципальной казне. В частности, налог на имущество юридических лиц (в 50-процентном объеме). А для портовых районов было бы актуальным хотя бы частичные (в размере 10–15 процентов) отчисления от таможенных сборов на экспортные операции, а также отчисления с каждого судозахода. Это позволило бы нам полноценно поддерживать свою социальную сферу и эффективно развивать собственный экономический потенциал.

В конце прошлого года компания «Мечел-Транс» приобрела контрольный пакет государственных акций ОАО «Ванинский морской торговый порт». И эта событие стало одной из самых обсуждаемых деловых сделок Дальнего Востока. А за два месяца до этого в Ванинском районе состоялись выборы, которые журналисты и политологи уже назвали едва ли не самыми «грязными» за всю историю Хабаровского края. О деловом климате на востоке страны, о социальной ответственности бизнеса, о политических интригах и о формировании гражданского общества — в интервью с главой Ванинского района Николаем ОЖАРОВСКИМ.

Это — рынок

Досье БГ

ОЖАРОВСКИЙ Николай Сергеевич родился 7 августа 1955 года в поселке Ванино Хабаровского края. После окончания общеобразовательной школы работал в порту Ванино учеником слесаря механических мастерских. В 1977 году окончил Хабаровский государственный педагогический институт. В 1977–1980 годах трудился во Дворце спорта Ванинского района. В 1981– 1984 годах занимал руководящие должности в Ванинском РК ВЛКСМ. В 1984–2005 годах занимал должность заместителя начальника производственно-перегрузочного комплекса. В 1999 и в 2005 годах избирался депутатом Совета депутатов Ванинского района. В 2005 году был избран председателем этого представительного органа. В 2008 году выиграл выборы главы Ванинского района. В 2012 году избиратели вновь доверили ему пост главы муниципального образования.

— Николай Сергеевич, как вы относитесь к тому, что компания «Мечел-Транс» приобрела контрольный пакет ОАО ВМТП?

— Я считаю это позитивным фактором и для государства, и для нашего района. Начнем с того, что «Мечел-Транс» предложил за госпакет лучшую цену — 15,5 миллиардов рублей, при его стартовой стоимости в 1,5 миллиарда. То есть структура Игоря ЗЮЗИНА заплатила за актив в десять с лишним раз больше начальной стоимости. Для сравнения — компания «ЭН + Порт» (принадлежит, как вы знаете, En + Олега ДЕРИПАСКИ) владеющая 28,12 процентами ОАО ВМТП, готова была выложить за госпакет 10,5 миллиардов. Также на контрольную долю Ванинского порта претендовали СУЭК, UCL, ОАО «Междуречье» и «Сибирский антрацит». Но победил все-таки «Мечел-Транс». Всё нормально, это рынок.

— С государственной пользой всё понятно. Всё-таки 15,5 миллиардов — деньги немалые. А какая выгода от этой сделки для вашего района? Насколько я понимаю, от продажи госпакета муниципальный бюджет не получит ни копейки?

— Да, при существующем бюджетном формате муниципальная казна от продажи государственных активов порта (в живых деньгах) не приобретает ровным счетом ничего. К величайшему сожалению, кстати говоря. На мой взгляд, уже давно назрела необходимость пересматривать налоговую политику в пользу районов. А то получается, что никаких реальных рычагов управления у глав муниципалитетов нет. Ведь без стабильной финансовой подпитки о реализации серьезных проектов в наших районах мы можем только мечтать. По сути, мы получаем лишь часть НДФЛ (30 процентов) и парочку других, не слишком значительных сборов. Все остальные поступления уходят либо в региональный, либо в федеральный бюджет. Я уже как-то рассказывал вашей газете, что в Ванинском районе в виде таможенных отчислений на экспортно-импортные операции ежегодно взимается до 15 миллиардов рублей. И все эти средства проходят, что называется, мимо нас.

   Та же история и с портовыми сборами, взимаемыми с судов, заходящих в наши порты, как говорится, «под иностранным флагом». От этой деятельности нашему бюджету также ни жарко ни холодно. Даже если бы 10 процентов от всех этих отчислений оставалось в местной казне, район получил бы серьезный импульс для системного развития. Впрочем, это один момент. Есть и другой — с приходом такого крупного игрока, как «Мечел», муниципалитет в любом случае выиграет.

   Буквально в конце декабря я встречался с руководителями компании «Мечел-Транс», и они меня твердо заверили — никаких шагов по сокращению численности работников ОАО ВМТП делаться не будет. Задача холдинга — сохранить имеющийся персонал. Более того, со временем штатное расписание порта наверняка увеличится. Как известно, эта группа («Мечел». — Ред.) давно взяла в аренду землю и планирует начать строительство терминала на территории нашего района. Соответственно, в разы увеличится и грузопоток. И, как следствие, появятся новые рабочие места для жителей нашего района. А вместе с ними и дополнительные отчисления в муниципальный бюджет. Я уж не говорю о том, что реализация любого крупного промышленного проекта подразумевает и развитие малого и среднего бизнеса. Что называется, одно притягивает другое. Магазины, гостиницы, кафе, парикмахерские, автосервисы, АЗС — всё это появляется там, где внедряются серьезные производственные мощности. В этот же список могу внести рынок строительных материалов, транспортно-логистические операции, туристическую деятельность, услуги по агентированию и так далее. А всё это — также новые рабочие места и налоговые поступления в местную казну. Ну и, конечно же, дополнительные преимущества приобретает и социальная сфера. Грубо говоря, если у человека имеется стабильный доход, значит, он тратит деньги по месту жительства. В том числе на отдых, на дополнительное образование для своих детей, на какие-то культурные потребности. В экономике всё взаимосвязано. Так что мы рассчитываем на развитие нашего транспортного узла.

— Вы поддерживаете проект расширения границ ПОЭЗ?

— В принципе, да. Но есть ряд организационных вопросов, на которые хотелось бы получить внятные ответы. Начало реализации этого проекта не должно негативно сказываться на доходной части нашего бюджета. Для нас это принципиально важно. Хотя расширение границ ПОЭЗ — это реальная необходимость, поскольку при сегодняшних транспортных схемах и отраслевых возможностях портовой особой экономической зоны большая часть грузопотока до Советской Гавани не доходит. Грузы «перехватываются» в Ванино. Так что расширение границ ПОЭЗ — крайне актуальный проект. И для государства, и для участников рынка.

— Какой объем грузов в принципе может переваливать Ванинский порт?

— Потенциальные возможности порта — это ежегодная перевалка 60 миллионов тонн груза. Но пока об этом даже рассуждать не приходится. Пропускная способность железнодорожной магистрали не позволяет наращивать эти объемы. Вот смотрите, на сегодняшний день компания «Трансбункер» перевозит в порт порядка 3,5 миллионов тонн грузов в год. Однако она готова увеличить эти параметры до 5 миллионов тонн. Еще одно предприятие — «Дальтрансуголь» («дочка» СУЭК) обеспечивает грузопоток в размере 12 миллионов тонн. В год, разумеется. А согласно проекту этой группы, уже через три года соответствующий объем должен составить 24 миллиона тонн.

   Плюс ко всему ВМТП также готов работать на перспективу и наращивать производственные обороты. Особенно с появлением нового собственника. А ведь есть еще «Саха-Якутия транспортная компания», со своими перспективными планами. Да и «Мечел», с острой потребностью в перевозке коксующихся углей с Эльгинского месторождения, тоже крайне заинтересован в увеличении пропускной способности магистрали. Благо в этом отношении появились позитивные изменения. Я имею в виду сдачу в эксплуатацию Кузнецовского тоннеля, что приведет почти к двукратному увеличению грузопотока. Это долгожданное событие для всех заинтересованных сторон. Так что теперь всё зависит от того, как станет развиваться сотрудничество государства и ОАО РЖД и на-

сколько динамично будет вестись модернизация железной дороги.

Это — развитие

— Какие еще перспективные проекты будут развиваться в вашем районе?

— А почему мы говорим только в будущем времени? Эти проекты у нас уже находятся в стадии активной реализации. Причем у нас происходят весьма интересные, я бы сказал, показательные процессы, когда развитие экономики реально, а не на бумаге, стимулирует социальную сферу. Возьмем в качестве примера компанию «Аркаим», зарегистрированную в нашем районе. Три года назад среднесписочная численность коллектива этого предприятия едва доходила до 600 человек. Сейчас в «Аркаиме» трудится свыше 3 тысяч специалистов, подавляющее большинство из которых — местные жители.

Я уж не говорю о техническом перевооружении этой производственной структуры. Когда к нам приезжают гости из той же Москвы, то они впадают в состояние шока. Мол, мы думали, у вас до сих пор топорами лес рубят. А тут такие мощности по глубокой переработке древесины, которых нет и у многих зарубежных отраслевых холдингов.

   Возьмем другой пример — не так давно «Мечел» построил многоквартирный дом для своих сотрудников. Но кто они, эти сотрудники? Марсиане, что ли? Нет, это опять же местное население. Можно назвать это социальным вкладом промышленников в развитие района? Думаю, вне всякого сомнения. А ведь у нас еще и «Аркаим» строит целый жилмассив. И «Дальтрансуголь» готовится возводить жилье для своего коллектива. Для местного населения, повторюсь еще раз. Пойдем дальше — сейчас много говорится о необходимости развивать отечественный спорт.

   Правильная постановка вопроса? Безусловно. Вот только серьезные спортивные площадки строятся, как правило, в краевых и областных центрах. Конечно, в крупных городах финансовых возможностей больше. Однако у нас живут такие же россияне, как и в Москве, как и в Санкт-Петербурге, как и в Хабаровске, в конце концов. Чем наши люди хуже? Чем наши дети отличаются от своих столичных сверстников, которые имеют возможность гонять шайбу на современных аренах? И вот теперь ситуация меняется в лучшую для нас сторону. Компания «Трансбункер» ведет в Ванино строительство крытой ледовой арены. Цена вопроса в этом случае составила полмиллиарда рублей. Что это, как не социальная ответственность бизнеса? И я ведь сейчас озвучил далеко не полный перечень социальных инициатив управленцев тех компаний, которые работают на территории Ванинского района. Не скажу, что всё у нас гладко. Проблем в районе хватает, и мы их пытаемся решать. Что-то получается сделать уже сегодня, что-то переносится на перспективу. Но в любом случае благодаря развитию промышленности решаются и социальные задачи.

И это главное

— А для кого решаются эти задачи? Мы ведь видим, как с Дальнего Востока продолжают уезжать люди. Народ бежит на запад страны, где жить и дешевле, и вообще проще. Вы ощущаете влияние этих процессов?

— Ощущаем, разумеется. В свое время с территории Хабаровского края и, в частности, из нашего района, действительно уехали многие. В том числе и высококвалифицированные специалисты, которых сейчас так не хватает нашим производственным структурам. Но ситуация и тут постепенно выравнивается. Ведь что нужно человеку для нормальной жизни? Прежде всего работа с достойной оплатой труда, ну а во-вторых, современная социальная инфраструктура. При таком раскладе куда-то бежать смысла нет. И в связи с развитием производственного сектора района мы наблюдаем положительную динамику. Более того, мы рассчитываем не только остановить отток населения, но и обеспечить приток.

— Даже так?

— Именно так. В районе появляется много возможностей для трудоустройства. Сама структура нашей территории выстроена таким образом, что работать тут исключительно вахтовым методом невозможно. Это же не безлюдная тайга. Портовая деятельность подразумевает привлечение как раз местных специалистов. Их проще и дешевле нанять и обучить здесь, чем привозить откуда-то с запада. Ну и, конечно же, реализация сопутствующих инфраструктурных проектов будет также способствовать притоку населения.

— Сколько человек может переехать в ваш район в течение ближайших трех лет?

— Если производственные компании будут работать в соответствии с теми планами, которые у них имеются на сегодняшний день (я имею в виду увеличение промышленных объемов и, как следствие, расширение штатов), то в этом случае мы рассчитываем привлечь на территорию района не менее 10 тысяч человек. Я имею в виду и новых специалистов, и членов их семей.

— А в таком случае, на сколько в процентном соотношении увеличится численность населения Ванинского района?

— Приблизительно на 25 процентов.

Это — гражданское общество

— В октябре у вас состоялись выборы главы района. И эту избирательную компанию уже называют чуть ли не самой «грязной» в истории Хабаровского края. Всё у вас было — и море компромата, и акции силовиков в отношении представителей вашего штаба, и прочие «прелести». Но вы тем не менее победили. Причем победили с убедительным результатом в 50,22 процента. Однако шум не утих. Недавно ваши оппоненты написали открытое письмо, адресованное и Владимиру ПУТИНУ, и Дмитрию МЕДВЕДЕВУ, и другим высокопоставленным руководителям, в котором обвинили спикера Хабаровской краевой думы Сергея ХОХЛОВА в том, что он фактически «слил» выборы в вашу пользу. Скажите, а причем здесь Хохлов?

— А это вы спросите у авторов письма. Я не знаю, причем здесь спикер краевой думы. Он — высокопоставленный представитель «Единой России». Как, собственно, и мой конкурент. Я — беспартийный самовыдвиженец. О какой работе «на меня» тут вообще идет речь? Что же касается самих выборов, то имеющийся результат — вполне закономерная реакция людей на несколько факторов.

Первое — мои земляки увидели, что в руководстве районом партийная принадлежность никакой роли не играет. Если ты эффективный управленец, то совсем неважно, есть у тебя партбилет ЕР или нет. Мой конкурент ошибся, подумав, что близость к власти сама по себе является индульгенцией и значимой мотивацией для нашего народа. Для каждого избирателя имеют значение деловые и, что немаловажно, человеческие качества кандидата. Да, и человеческие тоже, я это особо хочу подчеркнуть. Я ни на кого сейчас не намекаю, но могу сказать — если какой-то большой начальник позволяет себе оскорблять своих подчиненных только потому, что он большой начальник, это означает лишь одно — перед нами хам. А хамство можно простить кому угодно, но только не руководителю. Второй момент — та грязь, которая лилась в районе во время избирательной компании, ко мне не прилипла. У нас живут умные люди. Я бы сказал, особые люди, каждый из которых достоин большого уважения. И они разобрались, что к чему. Вот вам и результат выборов.

— Как теперь складываются ваши отношения с руководством Хабаровского края?

— Нормально складываются. И губернатор края Вячеслав ШПОРТ, и подавляющее большинство краевых чиновников — это высокопрофессиональные, порядочные и адекватные люди. У нас выработан хороший деловой контакт. Мы же все работаем на общее благо. И цель у нас тоже общая — развитие и процветание как всей нашей территории, так и каждого человека в отдельности. Кстати, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить представителей региональных органов власти за ту огромную поддержку, которую они оказывают нашему району.

— Вы готовы работать с теми, кто не являлся вашим сторонником на выборах?

— А почему нет? Если человек профессионален и порядочен, то мне всё равно, какие у него политические или личностные предпочтения. Я даже горжусь тем, что у нас в районе сложилась довольно сильная оппозиция действующему главе. То есть мне.

   Это ведь и есть нормальное формирование гражданского общества. Вот смотрите, в большинстве районов выходит максимум две газеты, одна из которых, в обязательном порядке, является органом администрации. Максимум две, но чаще — вообще одна «районка». А у нас есть несколько самых разных изданий, не говоря уж об интернет-ресурсах. И что я там только о себе не читаю! Порой за голову хватаюсь и думаю: это же надо, как у людей фантазия работает. Но мне ведь даже на ум не приходит кого-то преследовать или требовать от редакторов какой-то лояльности.

   Критиковать власть — неотъемлемое право (а порой и обязанность) и общества, и прессы. Это — основа цивилизованной страны. К примеру, у нас в районе живет и работает известный журналист Татьяна СЕДЫХ, которая не относится к числу моих сторонников. Ее имя известно далеко за пределами Хабаровского края. Всё-таки премии Андрея САХАРОВА и Артема БОРОВИКА кому попало не вручаются. Так вот я с глубочайшим уважением отношусь к г-же Седых. Несмотря на критический тон ее публикаций. Я даже благодарен ей за эту критику. На мой взгляд, самое страшное для власти — опасность «забронзоветь». Когда власть начинает чувствовать себя единственно правой и непогрешимой — всё, ничего хорошего от такого руководства ждать не приходится. И все мы, от президента до главы любого района, должны слушать голос своего народа. Даже если этот голос нам не всегда нравится. Но это — наш народ. А значит, в том числе и наш работодатель.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru