«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (112), март 2016
Есть проблема

Есть проблема 

«Правовые барьеры — беда для большинства недропользователей»

Генеральный директор ЗАО «Артель старателей «Прибрежная» Пётр КРИВОНОС:

— На мой взгляд, вместо многочисленных и никому не нужных нормативных документов в недропользовании, необходимо принимать Горный кодекс Российской Федерации. Где все отраслевые условия будут расписаны раз и навсегда. Это принесёт огромную пользу и рынку, и государству.

О проблемах горной отрасли наша газета рассказывала не раз. И это традиционно вызывает живой интерес всех участников рынка. Что, собственно, не удивительно, ведь для Дальнего Востока недропользование является одним из базисов региональной экономики. Регион у нас исключительно богат своими природными ресурсами. Но и подводных камней здесь хватает. Это и стало одной из тем нашего разговора с генеральным директором ЗАО «Артель старателей «Прибрежная» (Хабаровский край) Петром КРИВОНОСОМ.

Работы хватает

— Пётр Власович, на каких участках работает артель старателей «Прибрежная»?

— Начну с того, что на сегодняшний день наше предприятие располагает пятью лицензиями. Речь идёт о следующих участках — «Октябрьский», «Петровский», «Сунгучан», «Болотный» и «Оемку». Три первых находятся в районе имени Полины Осипенко, два последних — в Ванинском районе.

— Какие из этих участков являются для вас основной рабочей площадкой?

— В этом году мы планируем добыть последние 20 килограммов золота на участке «Сунгучан». После этого — всё, запасы здесь будут исчерпаны. Также мы будем сдавать в Дальнедра лицензию на участок «Болотный». Согласно утверждённым запасам, там должно было находиться не менее 200 килограммов золота. Однако на практике всё получилось иначе — в этом месте мы не добыли и 100 килограммов. Это, кстати, стандартная для недропользователей ситуация — ты покупаешь лицензию, в которой фигурирует одна цифра, а на деле всё выглядит иначе. Гораздо скромнее, я бы сказал. В итоге основные работы в этом сезоне мы будем вести на участке «Октябрьский», где сконцентрировано более 200 килограммов золота. Сейчас как раз там ведутся подготовительные работы.

Помимо этого, наше отдельное звено будет добывать металл на участке «Оемку». Запасы там относительно небольшие — около 40 килограммов. Но для артели это, в любом случае, подспорье. Что же касается участка «Петровский», то здесь мы хотим вести геологоразведочную деятельность. Этот вопрос как раз сейчас находится в стадии согласования.

Кадровый вопрос

— У вас есть собственная геологическая служба?

— Да, есть, хоть и относительно небольшая. У нас работает 3 геолога и 15 буровиков. Но для нашей артели этого, в принципе, достаточно.

— А какова общая численность работников артели старателей «Прибрежная»?

— В течение прошлогоднего сезона у нас работало 45 человек. А в этом году планируем привлечь около 80 работников.

— Получается, почти в два раза больше?

— Это оптимальная для нас численность коллектива. Лишних людей у нас не может быть в принципе. Скажу больше, до недавнего времени, по ряду причин, артель переживала непростые времена. Не стану останавливаться на причинах, но факт остаётся фактом — некоторые люди ушли с предприятия. Но сейчас мы смогли продемонстрировать — ситуация нормализовалась. Более того, появились перспективы для серьёзного развития. И наиболее квалифицированные сотрудники, которыми мы дорожим, к нам вернулись. Среди них — главный механик, начальник участка, электрик, сварщики и многие другие. Это замечательные работники, и я искренне рад, что они вновь трудятся в нашей компании. Хотя кадровая проблема, конечно же, есть.

То есть внешне её вроде бы не существует — телефон у нас уже разрывается. Звонят желающие поработать в артели. Зарплаты у нас достойные, условия труда также привлекательные. Но вот само, как теперь говорят, «качество претендентов» зачастую хромает. Кто-то любит в бутылку заглянуть, кто-то даже не представляет, насколько тяжёлый труд старателя. А у нас работать нужно. Не рассуждать о высоких заработках, а именно работать до седьмого пота. Тогда и результат будет. В первую очередь, финансовый.

Я, кстати, нередко говорю своим подчинённым: мужики, если увижу реальную отдачу, то сделаю всё возможное, чтобы вы получили даже больше денег, чем те, на которые рассчитываете. И люди, составляющие костяк нашего предприятия, это понимают. Тут ведь ещё какая ситуация возникает. Сегодня старатель — это не просто человек с лотком. Нам требуются и те, кто умеет работать на тяжёлой, читай, сложной технике. А таких на рынке труда становится всё меньше.

— Кстати, Пётр Власович, каким парком техники располагает ваша артель?

— Парк техники у нас достаточно серьёзный. В основном KOMATSU. Это, в частности, три экскаватора. Также наш парк состоит из большого количества бульдозерной техники — трёх D-65, четырёх D-85 и одного D-155. Все бульдозеры, кроме последнего, являются болотоходами. Как и два отечественных ТМ-25. Но иначе нельзя, болота в районе наших участков — это объективная реальность.

— Какие промприборы вы используете?

— В первую очередь ПБШ-60 Магаданского механического завода. Также у нас есть собственный землесос.

Кот в мешке

— Вы сказали, что, покупая лицензии, недропользователи здорово рискуют. Поскольку утверждённые запасы далеко не всегда соответствуют реальности. Такое же мнение не раз озвучивали в нашей газете многие участники рынка. А с чем связан этот момент?

— Вы знаете, я много лет работаю в горной отрасли. И большую часть своей производственной жизни трудился в Магаданской области, то есть именно на «золотой Колыме». Поэтому могу однозначно сказать — все результаты геологических исследований после 1985 года можно подвергать сомнению. К этому времени качество геологоразведки, а также процедура защиты запасов уже имели серьёзные минусы. Как говорится, посмотри в лицензию и смело дели утверждённые запасы минимум на два.

— Почему так получилось?

— На мой взгляд, к тому времени контроль со стороны государства за теми же геологоразведочными предприятиями был существенно ослаблен. Вот и результат. Поэтому сейчас я могу доверять только результатам разведочной деятельности, которую проводят сами компании. В этом случае лукавить никому не выгодно. Впрочем, озвученная проблема — далеко не единственная и не самая главная в недропользовании. Основной минус заключается в отраслевой чехарде, когда с приходом в Роснедра новых чиновников меняются и нередко нормативные правила игры. А это плохо, революции никогда не приводили ни к чему хорошему. В том числе и революции нормативные.

Казалось бы, в чём проблема? Мы купили лицензию по рыночной стоимости. Для чего нужно постоянно менять и без того тяжеловесный документооборот? И я уж не говорю о том, что на каждую отраслевую компанию приходятся десятки проверяющих организаций. Вот мы в советские годы ругали бюрократию. Да та бюрократия, по сравнению с нынешней, была детским садом. Сейчас всё гораздо сложнее.

— И как можно поменять ситуацию?

— На мой взгляд, вместо многочисленных и никому не нужных документов в сфере недропользования, необходимо принимать Горный кодекс Российской Федерации. Где все отраслевые условия будут расписаны раз и навсегда. Это принесёт огромную пользу и рынку, и государству.

— Но, несмотря на все сложности, артель «Прибрежная» работает эффективно. Как вам это удаётся?

— А всё дело в грамотной организации труда. Этому уделялось большое внимание ещё в советские годы. И ничего лучшего придумать нельзя. Не надо всеми силами гнаться за планом. Порой лучше закончить добычной сезон пораньше и сэкономить на расходах, чем бездумно выполнять лишнюю работу и терять живые деньги. Ну и, конечно же, большую роль играет ответственность каждого работника за своё дело. Без этого никуда.

— Сколько золота вы планируете добыть в 2016 году?

— По плану — 110 килограммов металла. И, думаю, со своими задачами мы справимся. У нас есть все возможности для качественной работы. Так что план мы должны выполнить.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru