«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (110), декабрь 2015
Есть проблема

Есть проблема 

«Государство должно повернуться лицом к рыбакам»

Давыд ФУКС:

Вообще я считаю, что власть должна оказывать содействие рыбакам, хотя бы потому, что мы работаем на укрепление продовольственной безопасности страны. А то разговоров об импортозамещении, о том, что России нужна наша дальневосточная рыба, много, а делается для этого мизер. Взять хотя бы наши планы по строительству рыборазводного завода. Нам без него не обойтись, но мы до сих пор не получили отвод земли под его строительство.

Рыболовецкую артель (колхоз) имени 50-летия Октября прекрасно знают не только в родном Ванинском районе. По всему Хабаровскому краю и далеко за его пределами расходится продукция одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий региона. Да, артель эта — успешное и стабильное предприятие. Но это не значит, что здесь нет проблем, которые возникают и по вине природы, и по недосмотру чиновников. Об этом наш разговор с председателем правления артели заслуженным работником рыбного хозяйства РФ, получившим многие правительственные награды, почётным гражданином Ванинского района Давыдом ФУКСОМ.

Привет, иваси!

— Давыд Яковлевич, как выполняете план по добыче рыбы, как прошла лососёвая путина?

— Радоваться особо нечему. На вылов горбуши квот в этом году не было, поскольку браконьеры почти полностью истребили её в нерестовых речках. Вот краевая комиссия по анадромным видам рыб и приняла решение запретить все виды её лова. К слову, это надо было сделать давно, во всяком случае перестать выдавать лицензии на спортивно-любительскую рыбалку. Ведь не секрет, что именно такие «рыбаки-любители», получив разрешение на вылов 50 килограммов, вывозят красную рыбу из рек тоннами. Вот и дождались, пока вообще ничего не осталось.

— Но, сколько я знаю, на кету какие-то квоты были?

— Были, но кета к нам не подошла, чего и следовало ожидать — год был «нерыбный», красная рыба в хороших объёмах подходит по чётным годам. Надеялись приобрести кету и горбушу на Сахалине, но и эти надежды не оправдались. Месяц наш флагман, плавбаза «Тумнин», простоял у острова, а рыба не подошла. В общем, есть у нас сейчас по пять тонн кеты и горбуши на копчение, но это капля в море. Мы-то намеревались приобрести 2,5–3 тысячи тонн. Вдобавок, нет в этом году и сайры. На неё дали квоты 200 тысяч тонн, а получилось, что рыбаки всей страны поймали порядка 10 тысяч тонн. Ну и мы добыли 400 тонн, сейчас коптим и катаем консервы.

— Сайра-то куда делась?

— А её вытеснила иваси. В наших морях её лет 30 никто не ловил, не было её, а вот теперь зашло так много, что учёные предлагают квоты хоть на миллион тонн, но тут тоже есть проблема. Дело в том, что иваси — очень вкусная и нежная рыба, жирнее и дороже сельди, в нашей стране, да и в соседних государствах её очень любят. Но её достоинства — её же и недостатки. Иваси в свежем виде может храниться не более часа, а в замороженном не более месяца. Ну, выловим мы иваси, заморозит «Тумнин» сколько войдёт, а потом куда её девать? До берега ещё надо доставить, а времени мало. Но думаем, что делать, как-то будем решать эти проблемы, в числе которых и нехватка орудий лова. Иваси надо ловить «кошельком». Это судно, буквально напоминающее кошелёк, оно охватывает стадо, подтягивает к себе и берёт на борт. Стоит такой «кошелёк» порядка 20 миллионов рублей, и судов такого типа сейчас ни у кого нет — 30 лет не было добычи иваси. Но всё равно так или иначе добывать будем, из этой рыбы прекрасные консервы и пресервы, а у нас, вы знаете, завод консервный имеет мощность до 30 тысяч банок в день. Словом, хотя проблем с иваси много, но и прибыль она может дать хорошую.

К зиме готовы

— А что можете сказать про другие виды рыбы?

— До конца года нам надо поймать ещё 3,5 тысячи тонн сельди и 700 тонн минтая. Думаю, что с этим мы вполне справимся. Сейчас готовим корабли, чтобы они вышли на промысел этой рыбы. Хочу сказать, что, несмотря на провал лососёвой путины и «бегство» сайры, мы работаем стабильно. Зарплату выдаём вовремя, все люди на месте, никто предприятие не покинул, налоги платим. Кроме этого мы же градообразующее предприятие для села Датта. Мало того что большая часть местного населения работает у нас в артели, так мы ещё содержим всю коммуналку. И скажу вам, к зиме полностью готовы, завезли уголь, подвели к селу новую систему теплоснабжения, проложили новые трубы, так что никто не замёрзнет.

Ни отремонтировать, ни построить

— Давыд Яковлевич, решается ли как-то проблема обновления флота вашей артели?

— Да как же она может решиться? У нас пять судов — БАТМ «Тумнин», это плавбаза, наш флагман водоизмещением 4,5 тысячи тонн, судно водоизмещением до тысячи тонн «Иртыш» и три СТР. И всем им за 25 лет. При этом эксплуатируются наши суда весьма интенсивно. Понятно, что им требуется постоянный поддерживающий ремонт, а ремонтироваться практически негде. Если СТР мы ещё можем где-то пристроить на ремонт, то, к примеру, для «Тумнина» ремонтных мощностей почти нет. Это вообще беда всего российского флота. Судоремонт в стране убит — сделать капитальный ремонт, средний ремонт, переоборудовать судно у нас возможности минимальные.

За рубежом, конечно, сделают всё, но цены там такие, что приходится что-то делать своими силами а в остальном надеяться, что корабль нас не подведёт. За границей, разумеется, тоже не все суда новые, но там их вовремя ставят на техобслуживание, поддерживают в хорошем состоянии. А у нас в России не выпускается оборудование, которое можно было бы поставить на судно, переоснастить его, продлить его жизнь.

— Мы как-то обсуждали с вами возможность построить новое судно…

— Обсуждали и пришли к выводу, что это нереально. Судите сами, судно такой валовой вместимости, как «Тумнин», стоит порядка 100 миллионов долларов. Это и прежде было для нас запредельно, а сегодня, при нынешнем курсе рубля и вовсе уходит из области реального. А строить корабль надо за границей, поскольку в России не строят суда большой тоннажности. Но даже если бы и строили, кредиты, которые и получить-то непросто, банки выдают под такие проценты, что корабль будет как из чистого золота, построить суда смогут только миллиардеры-москвичи, а самостоятельные рыбохозяйственные предприятия Дальнего Востока останутся без флота.

Вопросы к власти

Я считаю, что поддержка рыбодобывающей отрасли — дело государства. Об этом много говорят, вроде бы даже разрабатывали госпрограмму судостроения, но практически ничего не делается. Если нам предлагают строить суда за свой счёт, значит, надо оговорить условия кредитования, дать какие-то льготы, только так можно не допустить полного развала рыболовного флота. А пока будем латать то, что есть, и надеяться, что наши суда сделаны на совесть и ещё послужат.

— Как я понимаю, к государству у вас есть и другие вопросы. Например, цены на добытую рыбу.

— Конечно! Пусть рынок хоть и дикий, но ведь возможно в пределах разумного регулировать цены. Мы продаём свой улов перекупщикам по очень низкой цене, затем они отдают его в магазины, накрутив, сколько заблагорассудится. Кто в выигрыше? Только так называемые «посредники». Разве это нормально?

Вообще я считаю, что власть должна оказывать содействие рыбакам, хотя бы потому, что мы работаем на укрепление продовольственной безопасности страны. А то разговоров об импортозамещении, о том, что России нужна наша дальневосточная рыба, много, а делается для этого мизер. Взять хотя бы наши планы по строительству рыборазводного завода. Нам без него не обойтись, но мы до сих пор не получили отвод земли под его строительство. Сегодня вопрос решается в правительстве края, надеемся в 2016 году получить положительный ответ.

— Давыд Яковлевич, вы в прошлом интервью говорили, что без этого завода вашему колхозу придётся трудно. Это так?

— Именно так. Как я уже говорил, нерестовые речки вычерпали практически полностью. Даже если теперь запрет на все виды лова красной рыбы в том же Тумнине продлится несколько лет, её численность восстановится нескоро. А нам нужна промысловая база, и мы её себе готовим. У нас есть экспериментальный цех, в нём мы можем выращивать до 3 миллионов 200 тысяч мальков в год, будем выпускать их в речку Дюанка, через четыре года часть из них к нам вернётся. Если считать, что каждая рыбина в среднем по 4 килограмма, то резон есть. Но это только цех, мы же, как вы знаете, хотим построить рыборазводный завод, довести его мощность до 50 миллионов мальков в год. Конечно, дело это затратное — проект стоит порядка 10 миллионов рублей, строительство ещё 200 миллионов. Но эти проблемы мы решим, главное — получить землю. Ждём.

— Возвращаясь к вашему консервному цеху, — его продукция пользуется повышенным спросом не только в Хабаровском крае. Вы планируете расширение производства?

— В принципе, пока нам мощностей цеха хватает. Мы делаем консервы и пресервы из горбуши, сайры, пеленгаса, консервируем молоки, морскую капусту. А вот если у нас будет завод, то мы откроем в Хабаровске коптильный цех и станем продавать в краевом центре копчёную рыбу, которую выпускаем и сейчас, но не в таких масштабах, как хотелось бы. Словом, завод — это наше будущее, и мы возлагаем на него большие надежды. И если государство заинтересовано в том, чтобы рыбодобывающая отрасль не бедствовала, а, напротив, активно развивалась, обеспечивая страну свежей, вкусной и полезной продукцией, оно должно повернуться лицом к рыбакам.

Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru