«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (139), сентябрь 2018
Есть проблема

Есть проблема 

Евгений Мейер: «С Сахалина инвесторов выдавливают»

Генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений МЕЙЕР: Стратегическим инвестором нашей компании ООО «Углегорскуголь» является такой ключевой игрок мирового рынка, как Samsung. Кроме того, нашим основным деловым партнёром является японская корпорация JFE Shoji Trade. Думаю, все участники Восточного экономического форума понимают, какое значение для Сахалина имеют эти инвесторы. Но получается так, что у нашего холдинга истощается минерально-сырьевая база. При таком раскладе иностранные промышленные группы могут просто покинуть нашу территорию. Проигрыш тут очевиден для всех — и для бизнеса, и для территории. И это при том, что мы сотрудничаем с корпорациями тех стран, которые продолжают взаимодействовать с Россией, несмотря на непростую ситуацию в мире. Хочу, чтобы меня правильно поняли, нам не требуется ничего, кроме возможности работать и дальше улучшать инвестиционный климат на Дальнем Востоке. И губернатор Сахалинской области Олег Николаевич КОЖЕМЯКО делает для этого очень многое. Но странная позиция Роснедр сводит все усилия к нулю. Надеюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону. Иначе Сахалин не только потеряет крупных инвесторов. Конкретный район области может потерять градообразующее предприятие. А это чревато социальной катастрофой.

Мы уже столько раз рассказывали о ситуации вокруг сахалинской компании ООО «Углегорскуголь», что знаем всю эту историю чуть ли не наизусть. Тем не менее расскажем о проблеме ещё раз. В надежде, что руководители государства, которые будут присутствовать на Восточном экономическом форуме, увидят, из чего складывается сегодняшняя инвестиционная повестка в нашем регионе и как здесь чувствуют себя стратегически важные для нашей страны инвесторы.

Куда важнее

Итак, ещё в начале нулевых угледобывающая компания ООО «Углегорскуголь» приступила к расширению производственной деятельности. Но сделать это за собственные средства было невозможно. Поэтому предприятие начало поиск стратегического инвестора. И к 2010 году нашла его. Им оказался всемирно известный южнокорейский холдинг SAMSUNG. О таком деловом партнёре может только мечтать любая промышленная структура. Ведь речь идёт об одном из ключевых игроков международного рынка. Также это было весомым преимуществом для самой Сахалинской области, поскольку привлечение такого инвестора стало бы большим плюсом для региона.

Словом, совместная работа стала набирать обороты. Компания «Углегорскуголь» не только нарастила отраслевые объёмы, но и пошла ещё дальше. В частности, выкупила морально устаревший порт Углегорский и вложила громадные средства в его развитие. Например, здесь была произведена масштабная реконструкция причалов, модернизированы погрузочный комплекс, гидротехника, флот, была перестроена портовая инфраструктура. Теперь это современный порт, отвечающий всем технологическим требованиям.

Если же говорить о добычных участках, то и здесь всё развивалось динамично. Это касалось и технической составляющей, и организации труда, и привлечения специалистов из числа местных жителей, да и вообще развития угледобывающего бизнеса. Всё это уже даёт результаты. Средняя зарплата в структурах «Углегорскугля» превышает 60 тысяч рублей. Для Сахалина — весьма неплохой показатель.

Нельзя не отметить и социальные аспекты в деятельности ООО «Углегорскуголь». Теперь это — градообразующее предприятие всего Углегорского района, где трудятся более 400 человек, которое вносит значительный вклад в развитие территории. И не только в своём районе. Это организация (единственная, кстати, среди угледобывающих структур), которая в течение нескольких лет официально признавалась лучшим налогоплательщиком региона. А это говорит о многом. В том числе о честности руководства холдинга, которое свято чтит законы. И прекрасно понимает, какое значение для территории, да и для страны имеет пополнение бюджетов всех уровней.

Словом, повторимся ещё раз, сотрудничество сахалинских угольщиков с крупнейшим игроком мировых рынков дало прекрасные результаты. Как для самой компании, так и для региона. Более того, постепенно инвестор стал присматриваться к другим направлениям в сахалинской экономике.

Такие проблемы

Да, можно констатировать, SAMSUNG реально продемонстрировал, что пришёл на Сахалин всерьёз и надолго. Ведь во многом благодаря этому инвестору структуры ООО «Углегорскуголь» развивались крайне динамично. На благо всей территории.

Но несколько лет назад у предприятия возникли серьёзные проблемы. Нет, они не были связаны с отсутствием оборотных средств, с какими-то техническими сбоями… Со всем этим в компании был порядок. Беда была из другой плоскости — холдинг «Углегорскуголь» столкнулся с истощением минерально-сырьевой базы. Поначалу руководители предприятия на это особого внимания не обратили. Потому что это обычные рабочие моменты. И приобретение лицензий является стандартной процедурой в любой сырьевой организации.

Однако вскоре выяснилось — «стандартные процедуры» в случае с «Углегорскуглем» были, мягко говоря, не совсем стандартными. Практически все участки, с интересной закономерностью, доставались ещё одному участнику рынка — группе ВГК бизнесмена Олега МИСЕВРЫ. А структуры «Углегорскугля» так и оставались без запасов. Хотя все требования лицензионных соглашений эта компания традиционно выполняла безукоризненно. Но факт остаётся фактом — минерально-сырьевая база «Углегорскугля» истощалась.

Впрочем, везение ВГК и невезение «Углегорскугля» по-прежнему являются двумя сторонами одной медали. Ещё пример. Когда у компании ООО «Бошняковский угольный разрез» (также входит в структуру ВГК) стали заканчиваться лицензионные запасы, то, по сообщениям региональных СМИ, губернатор Олег КОЖЕМЯКО встретился с руководителем Роснедр Евгением КИСЕЛЕВЫМ и предложил передать предприятию участок «Оннайский-Южный» по упрощённой схеме. Причём абсолютно законной. Так и было сделано. Однако все попытки управленцев ООО «Углегорскуголь» пойти по аналогичному пути успехом не увенчались. Сам Евгений Мейер говорит об этом так:

«Могу сказать одно — губернатор Сахалинской области Олег Николаевич Кожемяко в случае с „Оннайским-Южным“ поступил абсолютно правильно. Дело в том, что у „Бошняковского угольного разреза“ истощились запасы на участке „Оннайский“, который и граничил с „Оннайским-Южным“. Соответственно, у предприятия там уже была сосредоточена вся производственная инфраструктура. Это был вполне оправданный шаг. И было бы логичным, если бы такие же действия были сделаны в отношении нашей компании. Например, участок „Юбилейный“ Константиновского месторождения граничит с участком „Крутояровский“, где давно работает наше предприятие. Но „Юбилейный“ до сих пор даже не выставлен на конкурс. Как и участок „Центральный-1“. Между тем руководители Роснедр занимают какую-то странную позицию. По сути, лишая нас даже возможности приобретать новые лицензии».

Понятно, что Евгений Мейер имел в виду, когда говорил об отсутствии возможности приобретать новые лицензии. Ещё 27 января 2016 года «Эс Ай Трейдинг» (дочерняя структура «Углегорскугля») выиграла соответствующий конкурс именно на участок «Юбилейный». И успела даже получить лицензию. Причём вот что интересно. На сам конкурс почему-то приехал из Москвы представитель Роснедр Сергей НИКИТИН, хотя торговые процедуры не предполагали присутствия столичного гостя, ведь «Юбилейный» не обладал статусом федерального объекта. Однако г-н Никитин не только поучаствовал в конкурсной процедуре, но и предложил признать лучшим технико-экономическое предложение другой компании — ООО «Солнцевский угольный разрез». Как нетрудно догадаться, эта организация также входила в состав группы ВГК. Но — не случилось. Члены конкурсной комиссии признали ТЭПы участников равноценными. И выиграла ООО «Эс Ай Трейдинг», поскольку предложила в качестве стартового платежа 41 миллион рублей. В два раза больше конкурентов.

Но уже в апреле грянул гром. Лицензия «Эс Ай Трейдинг» была аннулирована приказом начальника Дальнедр, который вообще не имел на это полномочий. Более того, даже если при оформлении лицензии и были допущены какие-то ошибки, это не является поводом для аннулирования лицензионного документа, в него просто вносятся необходимые изменения и всё. Тогда Евгений Мейер так прокомментировал ситуацию: «По моему мнению, это было сделано по прямому указанию руководства Роснедр».

Похоже, так оно и есть. Мы были на заседании арбитражных судов нескольких инстанций, которые разбирались в этом вопросе. И везде официальный представитель Дальнедр (почему-то опять же приезжавший из Москвы) фактически признавал ошибку конкурсной комиссии… самих Дальнедр. В итоге участок «Юбилейный» вновь вернулся в нераспределённый фонд. Для компании ООО «Углегорскугль», у которой истощались запасы, это было весьма критичным фактором. А вот для ВГК, как нам кажется, нет, поскольку у этой группы запасов и так хватает на десятилетия вперед. Такая вот странная история.

Всё возможно

Об этой позиции Роснедр мы также писали не раз. Хотя даже губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко осознаёт глубину проблемы. Вот что он ещё в мае этого года заявил в интервью нашей газете:

«Что же касается ООО „Углегорскуголь“, то по выданным компании лицензиям запасы твёрдого топлива действительно выработаны. Это предприятие обращалось в правительство Сахалинской области за содействием, чтобы ему были предоставлены в пользование участки недр „Юбилейный“ Константиновского буроугольного месторождения и „Центральный-1“ Солнцевского месторождения. Так как этот вопрос относится к сфере полномочий федерального органа — Роснедра, мы направили в эту структуру соответствующее ходатайство и получили ответ, что материалы для включения „Юбилейного“ в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, подготавливаются для проведения конкурса, который планируется в 2018 году. В отношении участка недр „Центральный-1“ агентство Роснедра сообщило, что заявок на его включение в перечень для передачи в пользование не поступало. Правительством Сахалинской области было направлено повторное обращение в Роснедра с тем, чтобы они рассмотрели вопрос о предоставлении в пользование этого участка, причём уже в этом году».

Остаётся только добавить, что губернатор сделал всё для отстаивания интересов сахалинских производственников. А вот Роснедра заняли не просто странную, а откровенно лукавую позицию. Причём почему-то именно в отношении ООО «Углегорскуголь».

Сдать и не давать

И лукавство здесь проявляется не впервые. Например, когда Евгений Мейер писал письма во все инстанции и добивался, чтобы участок «Центральный-1» был как можно быстрее выставлен на торги, ему ответила и. о. министра ЖКХ области Н. МОШЕНЦЕВА, которая констатировала:

«Роснедра готово приступить к подготовке к лицензированию участка недр „Центральный-1“ Солнцевского угольного месторождения в случае отказа ООО „Углегорскуголь“ от права пользования участком недр „Центральный“ данного месторождения».

О как! И при чём же здесь два разных участка? Да и вообще, с какой стати предприятие должно сдавать один, пока ещё работающий актив, чтобы получить призрачную надежду на получение другого? И вот что важно: это было не предложение г-жи Мошенцевой, а озвученная ею позиция Роснедр.

Но в дальнейшем ситуация стала ещё циничнее. Уже после того, как правительство Сахалинской области, как и рассказывал нам губернатор Олег Кожемяко, предложило федеральным чиновникам от недропользования выставить участки на торги, они же, то есть Роснедра, вообще превзошли самих себя. И официально заявили примерно следующее: планы по добыче угля в Углегорском районе уже сегодня превышены на 30 процентов и составляют пять миллионов тонн. И эти показатели будут расти. И к 2020 году они достигнут девяти миллионов тонн. А инфраструктура, в первую очередь дороги, с этим объёмом может не справиться. Да и с экологией возникнут проблемы.

Всё это отражено в письме министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Александра РОМАНОВА, который также ссылается на позицию Роснедр. И опять же возникает вопрос: а что это агентство имело в виду? Надо вообще прекратить выдавать лицензии на добычу угля в Углегорском районе? Тогда тут вообще прослеживается странная история, похожая на откровенный лоббизм. К примеру, Роснедра озвучили цифру — на территории района добывается пять миллионов тонн сырья. И это правда. Вот только львиную долю от этого объёма (4 миллиона 300 тысяч тонн) добывают опять же структуры ВГК. А на долю «Углегорскугля» приходится всего 10 процентов от общего показателя. Что же касается увеличивающегося грузопотока, который «может привести к разрушению дорог», то это вообще тема отдельного разговора. Ведь именно компания «Углегорскуголь» построила за свои средства технологическую дорогу от собственного месторождения к своему же порту. А на трассы общего пользования грузовики предприятия вообще не выезжают. Соответственно, ничего не разрушают. Ссылки на экологию — это вообще смешно. При чём тут Роснедра? В России в целом и на Сахалине в частности есть несколько природоохранных структур, которые ведут профильный контроль. Им и решать, что и где загрязняется.

И самое главное, ООО «Углегорскуголь» — это градообразующее предприятие для Углегорска. Страшно даже представить последствия, если его придётся закрыть.

«С учётом вышеизложенного…»

Но всё-таки есть надежда, что в этой истории возобладает здравый смысл. На днях генеральный директор ООО «Углегорскуголь» Евгений Мейер получил письмо от заместителя руководителя Роснедр С. АКСЁНОВА. Процитируем этот документ полностью, он того стоит:

«Уважаемый Евгений Валерьевич! Федеральное агентство по недропользованию рассмотрело ваше обращение от 23.04.2018 № 77 по вопросу включения участка „Цетральный-1“ Солнцевского угольного месторождения, расположенного в Сахалинской области, в перечень участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование на 2018 год. И сообщает следующее. В соответствии с письмом губернатора Сахалинской области О. Н. Кожемяко от 21.06.2018 № П-1/82 руководством Сахалинской области принято решение о формировании рабочей группы совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Сахалинской области, управлением Ростехнадзора по Сахалинской области, управлением Росприроднадзора по Сахалинской области, руководителями угледобывающих и транспортных предприятий. Рабочая группа создаётся с целью решения проблем, связанных с обеспечением безопасности при производстве и доставке (отгрузке) угля потребителям, а также для обеспечения экологической безопасности в регионе. Кроме того, на указанную рабочую группу возложена обязанность рассматривать инвестиционные проекты угледобывающих предприятий, в том числе предложения по вовлечению в разработку новых угольных месторождений. С учётом вышеизложенного, решение о целесообразности лицензирования участка будет принято по результатам рассмотрения данного вопроса рабочей группой».

Остаётся только ждать

Письмо действительно интересное. Оказывается, Роснедра могут системно сотрудничать с региональными органами власти. И никаких помех тут для важной федеральной структуры нет. Второй показательный момент касается «инвестиционных проектов», о которых также упомянул г-н Аксёнов. Тем более что деятельность ООО «Углегорскуголь» в чистом виде инвестиционная. Ведь помимо такого гиганта, как Samsung, партнёром компании является крупная японская корпорация JFE Shoji Trade.

Это и есть, в прямом смысле, сбалансированная инвестиционная политика на примере региона и отдельно взятого предприятия. Причём речь идёт именно о производственных аспектах международного уровня. Поскольку энергетические угли марки «ДВ», добываемые на Солнцевском месторождении, и угли марки «Б» с Крутояровского месторождения — это высококалорийное сырьё, пользующееся большим спросом на рынках стран АТР. Не случайно 80 процентов «чёрного золота», добываемого ООО «Углегорскуголь», экспортируется в Республику Корея, Японию, Китай и Вьетнам. А оставшийся объём реализуется на внутреннем рынке, в первую очередь на Сахалине и Чукотке.

Плюс ко всему не стоит забывать — участки «Центральный-1» и «Юбилейный» находятся всего в 135 километрах от строящейся на Сахалине ГРЭС-2, которая должна быть введена в эксплуатацию уже в следующем году. И существующие запасы угля могут быть востребованы региональной энергетикой в течение десятилетий.

Поэтому Евгений Мейер не теряет надежды на изменение ситуации к лучшему: «Посмотрим, как пройдёт заседание рабочей группы. Ведь я сам также являюсь её участником. Надеюсь, что здравый смысл на основе инвестиционного интереса нашей страны всё-таки возобладает. И мы получим возможность работать. А Углегорский район не лишится своего градообразующего предприятия. Думаю, для нашей территории это самое важное».

Между тем компания ООО «Углегорскуголь» полностью завершила очередной этап модернизации порта Углегорский. И теперь этот объект не уступает лучшим зарубежным аналогам. Такая вот инвестиционная политика.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru