Обзор подготовлен партнёром Юридической компании «Шаповалов Петров», экспертом Общества экспертов России по недропользованию Алексеем Вакуленко, к.ю.н.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа вынес постановление от 16.01.2023 по делу № А10-4380/2021. По результатам рассмотрения данного спора недропользователь возможно сможет взыскать убытки, в том числе упущенную выгоду, с государственных органов за выдачу лицензии, по которой он фактически не может добывать общераспространённые полезные ископаемые (далее — ОПИ).
В настоящее время данное дело направлено кассацией на повторное рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Суть спора: Минприроды Республики Бурятия выдало ООО «Востокспецстрой» лицензию на разведку и добычу ОПИ (щебня). После того, как компания начала заниматься оформлением договора аренды лесных земель, выяснилось, что на всей территории лицензионного участка находятся защитные леса (категория городские леса). Это сделало невозможным отработку всей лицензионной площади, и Общество обратилось с иском к Минприроды Республики Бурятия и администрации г. Улан-Удэ с иском о взыскании убытков (задаток, разовый и регулярные платежи, упущенная выгода).
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично. Взыскал за счет бюджета Республики Бурятия реальный ущерб. В иске к администрации г. Улан-Удэ отказал. Апелляция оставила без изменения решение Арбитражного суда Республики Бурятия. Кассация отменила акты судов первой и апелляционной инстанция и отправила дело на новое рассмотрение.
Выводы кассационной инстанции:
Комментарий эксперта:
Споры недропользователей о взыскании с Роснедр или Минприроды субъектов РФ прямых убытков (разовый платеж, сбор за участие в аукционе, регулярные платежи) в судебной практике не являются многочисленными, но они есть (дела № А50-12973/2011, А73-21559/2019, А46-14298/2010, А50-28051/2010).
Упущенную выгоду с государственных органов пока никому не удавалось взыскать. Это объясняется сложностью доказывания размера упущенной выгоды и причинно-следственной связи между действиями должностных лиц государственного органа и фактом причинения косвенных убытков в виде упущенной выгоды.
Общая стратегия взыскания прямых убытков по причине введения недропользователя в заблуждение в большинстве судебных споров исходит из того, что сначала заявителю необходимо признать результаты аукциона недействительными, а потом обращаться с самостоятельным иском о взыскании убытков.
При этом следует помнить, что закон устанавливает один год для обжалования результатов конкурса (аукциона) со дня его проведения (ч. 1 ст. 449 ГК РФ). Взыскать убытки можно с течение трёх лет с даты, когда истцу стало известно о его нарушенном праве (ст.ст. 195, 196, 200 ГК РФ).
В настоящем споре кассационная инстанция фактически указала, что:
То есть перед подачей исков к Роснедрам или Минприроды субъектов РФ о взыскании упущенной выгоды в связи с невозможностью отработки лицензионных площадей по их вине, желательно получить внесудебное заключение независимого эксперта о размере такой упущенной выгоды.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >