Редакция бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток»:
- Почему формат торгов выстроен таким образом, что победа достается промышленным гигантам из Москвы или Иркутска? Неужели нашу власть не волнует, что экономика территории может развиваться лишь в одном случае — если дальневосточные производственники будут обеспечены нормальными объемами?
В прошлом номере наша газета писала о том, что на Дальнем Востоке были отменены либо приостановлены итоги аукционов по масштабной реконструкции автодорог М-56 и М-60. Это произошло из-за нарушений, выявленных Федеральной антимонопольной службой при проведении торгов. Но дело было даже не в этом. Просто по какому-то странному совпадению (назовем это так) среди основных победителей аукционов фигурировали не дальневосточные компании, а крупные игроки федерального рынка. Такие, как «Стройгазконсалтинг» и «Труд». А вот местные предприятия работы не получили. И теперь эта история получила продолжение. Мы попытались на основе документов разобраться в том, что происходит в дорожной отрасли нашего региона.
Но для начала – коротко о сути проблемы.
В этом году на реконструкцию автодорог «Лена», «Уссури» и «Колыма» из федерального бюджета было выделено почти 37 с половиной миллиардов рублей. Сумма для нашей территории просто колоссальная. Это — без вариантов. Но деньги, какими бы они большими не были, это всего лишь деньги. То есть ничего не значащая финансовая масса. Ровно до тех пор, пока они не начинают реально работать на экономику конкретного региона. Того региона, куда их, собственно говоря, и закачали.
Теперь — другой момент.
Эксперты нашей газеты (и мы не раз публиковали их мнения) буквально в один голос говорят следующее: все программы поддержки жителей Дальнего Востока не имеют под собой никакой основы. Поскольку словосочетание «жители Дальнего Востока» — это абстракция. Поддерживать нужно не мифических «жителей», а именно местные предприятия. Ведь дальневосточники в своем большинстве где-то работают. Где-то получают зарплаты, где-то платят налоги, где-то тратят заработанное. И от того, насколько их производство будет загружено заказами, зависит буквально всё. И жизнь наших семей, и местный социальный сектор. Но! Так уж получается, что самые крупные заказы на Дальнем Востоке достаются не региональным компаниям, а мощным промышленным группам из других регионов России. И что в итоге? А в итоге на реконструкции тех же автодорог работают предприятия, зарегистрированные, например, в Москве или Иркутске. Налоги они платят, разумеется, по месту регистрации. Всю социальную поддержку оказывают также своим субъектам Федерации. Да и зарплату их сотрудники тратят не на Дальнем Востоке, а на своей малой родине. Что, конечно же, абсолютно логично. Вот только нашему региону от этого ни жарко ни холодно. Особенно на фоне того, что работы у дальневосточных предприятий становится все меньше и меньше. Автор этих строк буквально исколесил в командировках Якутию, Сахалин, Камчатку, Колыму и другие территории ДФО. Я постоянно общаюсь именно с руководителями местных производственных компаний. И все они, независимо от величины своего бизнеса, говорят одно и то же: наша главная проблема заключается в отсутствии объемов. И это уже критично. Например, управленцы строительных организаций Камчатки с цифрами и фактами утверждают, что их отрасль уже натурально убита. В первую очередь как раз по причине отсутствия заказов. И это практически общая картина для всего производственного сектора (в первую очередь строительного и дорожно-строительного) Дальнего Востока.
Вот как, к примеру, обозначил суть проблемы генеральный директор одной из самых крупных строительных компаний Якутии — «Строймонтаж-2002» Роман ПРИХОДЬКО:
— К сожалению, производственные объемы в нашем регионе постоянно сокращаются. И мы, строители, ощущаем это, наверное, более остро, чем другие участники рынка. У нас ведь всё просто: есть заказы — экономика предприятия работает нормально, нет заказов — экономические показатели сжимаются. А мы, как крупное предприятие, зависим именно от крупных производственных объемов. В лучшие времена наши финансовые показатели по итогам года зашкаливали за миллиард рублей.Сейчас эти параметры значительно ниже. И я могу откровенно сказать — если, в нашем случае, планка опустится до 500 миллионов, то нам придется… Как это теперь называется, оптимизироваться. А если говорить проще, то сокращать предприятие. Сами понимаете, мы бизнесмены, не бедные люди. И уж точно можем позволить себе уехать куда-нибудь в другой регион страны. Причем лично мне при сложившейся ситуации это хочется сделать уже давно. Но за мной стоят люди, мой коллектив. Да если я их брошу, то мне потом глаза каждого из моих работников по ночам сниться будут. Вот так-то.
Добавим от себя — с такой гражданской (именно гражданской) позицией мы сталкиваемся при общении с дальневосточными производственниками постоянно. И безусловно одно — только благодаря таким вот патриотам своей малой родины наш Дальний Восток еще продолжает жить. И будет жить до тех пор, пока весь местный производственный сектор не отойдет «под крыло» пришлых компаний, ничем не связанных с нашей территорией. А такая опасность есть. И это безусловный факт, подтвержденный летними аукционами.
Итак, на состоявшихся в начале июня аукционах произошла показательная картина.
Игры сразу на несколько лотах велись без конкуренции. Например, на участок дороги М-60 (км 12 — км 28 + 750), с общим финансовым объемом в размере 7 млрд 370 млн 731 тысячи рублей заявку изначально подали 5 компаний. Но до торгов дошла лишь одна. Именно «Стройгазконсалтинг». И так получилось сразу с несколькими объектами, на которые претендовал этот крупнейший участник рынка. Общий финансовый объем «Стройгазконсалтинга» только на этих торгах значительно превысил 17 с половиной миллиардов рублей. А снижение цены, по всем лотам, в этом случае было смехотворным – 0,07 процента. Тому, кто хотя бы в общих чертах знаком со всеми «прелестями» демпинга в рамках ФЗ-94, остается лишь удивленно пожать плечами. Местные предприятия оказались не у дел. Аналогичная история возникла и с ОАО «Труд». Только по одному (бесконкурентному, опять-таки) лоту (дорога М-56 км 1035 — км 1055) выигрыш компании составил 4 млрд 430 млн 718 тысяч рублей. А общий, скажем так, гешефт «Труда» на этих аукционах приблизился к планке в 12 млрд рублей. При суммированном снижении ценника на 0,18 процента. Итак, подведем итог. Две компании, не имеющие к Дальнему Востоку никакого прямого отношения (то есть не зарегистрированные в местных налоговых органах), сумели забрать на аукционах в общей сложности более 29 млрд рублей. Из выделенных бюджетом 37 млрд. Показательно, не правда ли? И, рискну предположить, довольно подозрительно. Когда речь идет о таких деньгах, любой формат аукциона без конкуренции вызывает, как минимум, подозрение. Как минимум! Очевидно, подозрение это возникло не только у нас, и вскоре в ФАС стали поступать жалобы от тех, кто по тем или иным причинам не смог участвовать в аукционах. Об этих причинах мы поговорим чуть позже, а пока о том, как развивались события дальше. Итак, итоги аукционов были либо приостановлены, либо отменены. О чем специалисты и уведомили заказчика, а именно ФКУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФКУ ДСД). Но это было только начало. ФКУ ДСД провело новый аукцион, на котором победу вновь одержали ООО «Стройгазконсалтинг», ОАО «Труд» и также не местная компания (то есть не дальневосточная) — «Стройсервис». И опять ряд лотов участники рынка опротестовали через ФАС. Именно по ряду, поскольку несколько объектов тот же «Стройгазконсалтинг» опять-таки выиграл. Не на 17 млрд, а «всего лишь» на девять, но факт остается фактом. А вот ОАО «Труд» вновь «не повезло». По поводу победы этой компании в ФАС снова полетели протесты. Причем протесты весьма серьезные. Участники рынка пытались на уровне конкретных цифр и фактов доказать одну вещь — наши права и законные интересы были нарушены заказчиком. По сути, мы не могли полноценно участвовать в торгах «благодаря» искусственно созданным препонам. Просим разобраться в ситуации и устранить допущенные нарушения.
Наверное, руководитель любой производственной компании, кто хоть раз участвовал в аукционах, прекрасно знает — при желании заказчик может создать такие условия, при которых победу в торгах одержит строго определенная компания. Я сейчас не имею в виду позицию ФКУ ДСД. Нет, конечно. Чтобы делать такие заявления, необходимо иметь документально оформленную доказательную базу, ведь речь идет об уголовно наказуемых делах. А у меня такой базы нет. Но зато есть жалобы (и не одна) ООО «СтройПроектСервис» на действия именно ФКУ ДСД, которая была подана в Федеральную антимонопольную службу. Чтобы было понятно, с чем оказался не согласен заявитель, придется слегка затронуть некие технические тонкости. А в качестве примера мы пока возьмем один лот, на котором разыгрывалось право выполнять работы по реконструкции участков автомобильной дороги М-56 «Лена» от Невера до Якутска.
Итак, цитата из официального решения Федеральной антимонопольной службы:
«В ФАС поступила жалоба заявителя (ООО «СтройПроектСервис».— Ред.) на действия заказчика (ФКУ ДСД.— Ред.) при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные действия нарушены следующими действиями заказчика:
1. В разделах «Мелкозернистая плотная асфальтобетонная смесь типа Б марки II», «Крупнозернистая плотная асфальтобетонная смесь марки II» приложения № 5 «Требований к качеству используемых товаров, строительных материалов и конструкций» ЗАКАЗЧИКОМ УСТАНОВЛЕНЫ ИЗЛИШНИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРАМ (выделено нами .— Ред.);
2. В разделе «Бетонная смесь. В 15, В 25 документации об аукционе установлена ссылка на «Приложение В», ПРИ ЭТОМ ТАКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ В СОСТАВЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ (выделено нами.— Ред.);
3. В разделе «Ограждения дорожные металлические барьерного типа» приложения № 5 документации об аукционе заказчиком НЕ УСТАНОВЛЕНЫ (выделено нами.— Ред.) минимальные и максимальные значения цветовых областей, что НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СФОРМИРОВАТЬ ЗАЯВКУ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ (выделено нами.— Ред.);
4. В разделе «Ограждения дорожные металлические барьерного типа» приложения № 5 заказчиком СОДЕРЖИТСЯ УКАЗАНИЕ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК БЕЗ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЛОВАМИ «ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ» (выделено нами.— Ред.);
5. В разделе гофрированные металлические элементы (структуры) искусственных сооружений приложения № 5 установлено следующее требование: «Болты должны изготавливаться из сталей марок 35Х или 35ХА по ГОСТ 4543-71», при этом в соответствии с ГОСТ 4543-71 марки стали 35ХА НЕ СУЩЕСТВУЕТ (выделено нами.— Ред.)».
И вновь редакционная ремарка.
Если перевести документ с официального языка на общечеловеческий, то получается следующая картина. По мнению представителей ООО «СтройПроектСервис», документация об аукционе была подготовлена в непрозрачном формате. Вольно или невольно — это уже другой вопрос. Но, как и было впоследствии сказано в решении ФАС, заявитель официально высказал мнение — излишние требования к товарам ограничивают численность участников торгов. Что, кстати говоря, и произошло еще в начале июня, когда на аукционах оставалось по одному участнику. Повторю еще раз — о наличии злого умысла в действиях ФКУ ДСД при подготовке к торгам мы судить не вправе. Это прерогатива других органов. И даже не ФАС, чья компетенция строго ограничена действующими правовыми нормами. Между тем если говорить именно о вышеизложенной жалобе, то Федеральная антимонопольная служба пусть и частично, но всё-таки признала правоту ООО «СтройПроектСервис».
И вынесла следующее определение:
— Признать жалобу ООО «СтройПроектСервис» обоснованной в части неустановления заказчиком (ФКУ ДСД.— Ред.) максимальных и минимальных значений показателей для определения соответствия товара, используемого при выполнении работ, потребностям заказчика;
— Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 3 статьи 41,6, пункта 1 части 4 статьи 41.6, пункта 8 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов;
— Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов;
— Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Стоит отметить, это была не единственная жалоба, поданная в ФАС летом этого года. Причем речь шла именно о тех самых, мягко говоря, неоднозначных аукционах. Например, почти та же история случилась и с аукционом, на котором разыгрывалось право работать на дороге М-56 (участок км 0 — км 11, Джалинда). Местное предприятие в конечном итоге оказалось не у дел. По той же самой причине, связанной с излишними требованиями к участникам. По крайней мере, именно так говорилось в поданной на ФКУ ДСД жалобе.
Самое интересное, что те руководители дальневосточных строительных компаний, к которым мы обратились за комментариями, не захотели высказывать свое мнение по поводу возникшей ситуации. И не потому, что они чего-то или кого-то боятся. Мотивация у наших собеседников была другой — теперь торги назначены на начало сентября. Вот посмотрим, что произойдет с этими аукционами, и тогда выскажем свое мнение. Людям свойственно надеяться на лучшее. Вот что сказал нам генеральный директор одного из предприятий, просивший не называть его имени:
— Поймите меня правильно, у нас, производственников, нет задачи кого-то уличить в неблаговидных вещах. Мы просто хотим нормально работать. За нами стоят наши коллективы. И каждый из наших специалистов вполне обоснованно рассчитывает на стабильную работу и достойный заработок. Но без объемов об этом и мечтать не приходится. Сегодня же мы видим, как в аукционах стабильно участвуют крупные игроки федерального рынка. Им и достаются сливки. А мы оказываемся не у дел. Спрашивается, почему? Почему формат торгов выстроен таким образом, что победа достается промышленным гигантам из Москвы или Иркутска? Неужели нашу власть не волнует, что экономика территории может развиваться лишь в одном случае — если дальневосточные производственники будут обеспечены нормальными объемами? Мне хотелось бы надеяться, что в сентябре ситуация разрешится в позитивном для нас ключе.
Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя руководителя ФКУ ДСД Сергея ПЕТРАЕВА.
И вот какой короткий, но интересный диалог у нас получился.
— Сергей Викторович, по какой причине ФАС опротестовал итоги аукционов сразу по нескольким дорожным объектам?
— ФАС ничего не опротестовывает. Опротестовывают отдельные участники.
— Хорошо, я поставлю вопрос иначе. Какие нарушения выявила комиссия ФАС при проведении этих аукционов?
— Всю информацию вы можете взять на сайте госзакупок. Там есть и жалобы, и решения.
— Информацию-то мы уже взяли. Но вам не кажется странным, что при проведении аукционов побеждают одни и те же, крупные компании федерального уровня? А местные остаются не у дел?
— Мы никого от аукционов не отстраняем. У нас и нет такой возможности, поскольку электронная площадка — это не компании, а прежде всего номера участников. И кто из них московский, а кто, например, хабаровский, мы знать не можем.
— Но при подготовке документов можно ведь так выстроить условия, что победят те, кто надо?
— Наша задача заключается в строгом исполнении закона о размещении заказов. И мы свою работу выполняем так, как и предписано законодательством. Для нас все участники абсолютно равны. Что же касается каких-то особых условий, то не хочу даже комментировать такое утверждение. Оно голословное. Да и вообще, такие вещи по телефону не обсуждаются.
— Хорошо, давайте я к вам подъеду.
— Давайте. Но не сегодня. И не завтра. Давайте созваниваться.
Вот такой разговор у нас состоялся. К сожалению, редакция не может задерживать сдачу номера газеты до тех пор, пока представителям ФКУ ДСД будет удобно с нами встретиться. Но встретиться мы обязательно постараемся. Тем более что к теме очередного этапа аукционов, которые будут проходить, напомним еще раз, в сентябре мы обязательно вернемся. И в этой связи услышать позицию руководителей ФКУ ДСД было бы очень желательно. Но для нас очевидно одно — государственные структуры на Дальнем Востоке просто обязаны отстаивать права своих, именно своих производственников. Практика показывает — там, где власть понимает значение местного бизнеса для местной же экономики, она без проблем и без нарушений закона это делает. Тем более на этапе формирования конкурсных условий. Позиция, может быть, и не бесспорная, но зато она четко отражает суть вещей. Особенно у нас в регионе, где реально работающих компаний и так можно подсчитать по пальцам одной руки. Так что в любом случае ситуация с торгами на реконструкцию дорог (напомним, в отдельных случаях, в бесконкурентном формате и с минимальным понижением стартовой цены) уже вышла в публичную плоскость. По нашим данным, этими фактами заинтересовались и на федеральном уровне. Так что следите за нашей газетой. Будет интересно.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >