Андрей ЗАЛПИН:
«Можно сколько угодно говорить об особом статусе Дальнего Востока, но давайте определимся — а что это такое? Если речь идет о каких-то дополнительных льготах для крупных федеральных или зарубежных участников рынка, то лично у меня возникают сомнения в целесообразности внедрения таких схем. Я не понимаю, почему нужно помогать каким-то мегакомпаниям? Они в состоянии и сами для себя обеспечить комфортную промышленную и финансовую среду. Не говоря уж о том, что у них и так льгот хватает. Нет, на мой взгляд, в государственной поддержке нуждаются именно дальневосточные производственные структуры. И в первую очередь эти предприятия должны иметь приоритетное право на реализацию всех значимых проектов в нашем регионе в качестве генподрядных и подрядных организаций. Ведь это они создают здесь рабочие места, ведь это они платят налоги в бюджеты всех уровней (включая региональный и муниципальный) и ведь это они создают предпосылки для развития нашей территории. Поэтому и поддержка должна оказываться именно местным производителям. Но всё это требуется закрепить на уровне федерального закона. Тогда стратегия опережающего экономического роста на Дальнем Востоке примет конкретные очертания».
В последние месяцы представители федеральной власти не раз озвучивали идею — Восточная Россия должна развиваться по схеме опережающего экономического роста. Звучит красиво. Но какие-то конкретные позитивные сдвиги в этой связи пока наблюдаются лишь в регионах. Хотя бы потому, что именно представители «регионалов» четко знают, что нужно территориям для нормальной жизни. И каким образом следует не на словах, а на деле развивать Дальний Восток. Сегодня мы публикуем интервью с депутатом Сахалинской областной думы, председателем совета директоров ООО СКФ «Сфера» Андреем ЗАЛПИНЫМ.
— Андрей Ремуальдович, вы в течение многих лет успешно занимались бизнесом. Ваша компания «Сфера» известна далеко за пределами региона. Строительство, коммунальный сектор, газификация — всё это своего рода визитная карточка вашей производственной структуры. Более того, по мнению многих участников рынка именно СКФ «Сфера» является одним из самых успешных, современных и динамично развивающихся предприятий территории. Так почему вы решили полностью сосредоточиться на парламентской деятельности в Сахалинской областной думе? Зачем вам это нужно?
— Начнем с того, что в парламентской работе я человек не новый. Как вы, наверное, знаете, в свое время я уже был депутатом Сахалинской областной думы. Так что тут в моей жизни принципиальных изменений не произошло. Просто теперь законотворчество в регионе вышло на качественно новый уровень, при котором политического популизма стало меньше, а реальных дел — значительно больше. Это и стало главным побудительным мотивом для моего участия в избирательной компании 2012 года. Второй момент — возможность для улучшения инвестиционного климата в строительстве, коммунальной сфере и других отраслях экономики. У депутата есть необходимые рычаги для того, чтобы этот процесс принял современные, цивилизованные и выгодные для нашей области формы. Тем более, если депутат обладает еще и серьезным отраслевым опытом. Поймите меня правильно, я производственник и привык заниматься не созданием каких-то красивых (но при этом абсолютно пустых) концепций, а результативной работой. По принципу — вначале мы создаем проект и тщательно просчитываем все возможности для его реализации. Затем претворяем идею в жизнь. А после этого смотрим, что из этого получилось, и корректируем какие-то отдельные моменты. Так происходит в любом нормальном бизнесе. И теперь у меня появилась возможность перенести свой управленческий и отраслевой опыт на региональный законотворческий уровень.
— О чем именно идет речь?
— Чем должен руководствоваться депутат любого уровня, от муниципального до федерального? Ответ, на мой взгляд, очевиден — интересами своих избирателей. Это — самое главное. Я вам больше скажу — вся государственная политика должна быть подчинена не каким-то абстрактным критериям, а именно интересам простых людей. А вот теперь давайте определимся — что волнует наших граждан в первую очередь? И опять же тут всё предельно просто. Любой человек заинтересован в повышении качества своей жизни. Здесь имеется в виду и достойная работа с не менее достойной зарплатой, и современное жилье, и перспективы для детей, и обеспеченная старость, и вопросы безопасности. Это, так сказать, наша фундаментальная основа. Но всё это, я повторюсь еще раз, должно стать не информационным поводом для очередных политических лозунгов, а реальными проектами. Лично мне, как строителю с большим опытом, проще обозначить свою позицию на реальных примерах. В свое время в российских городах (и на Дальнем Востоке в том числе) стала проявляться показательная тенденция, связанная с перенасыщением крупных населенных пунктов. Проще говоря, жить стало тесно. Понимаете? Многоэтажные дома до сих пор строятся буквально один на другом. В результате жизненное пространство в муниципалитетах сузилось до критичного уровня. А это ведь крайне неудобно для любого человека. Что хорошего, когда с балкона своей квартиры ты видишь лишь окна другого дома? И кому понравится, когда вместо детской площадки во дворе кто-то начинает строительство еще одной жилой многоэтажки? И, наверное, всем стало понятно, что проблему требуется решать в спешном порядке. Иначе в недалеком будущем нас ждет натуральный коллапс. Но как выравнивать ситуацию? А выход на самом деле один. Причем тут не нужно изобретать велосипед. Всё уже придумано до нас, и весь цивилизованный мир давно живет, что называется, за пределами городской черты. В городах люди работают, а дома имеют в зеленых зонах. И мы, в компании «Сфера» решили перенести этот опыт на нашу почву. Так появились наши малоэтажные поселки «Грушевые сады» и «Земляничные холмы» в Южно-Сахалинске. Но! Построить сам поселок — это даже не половина, а лишь четверть дела. Главное — обеспечить его всей современной инфраструктурой. Я имею в виду и инженерные коммуникации, и газификацию, и внедрение энергосберегающих технологий, и зеленые насаждения, и дороги, и объекты соцкультбыта, и сферу обслуживания, и многое другое. Это целый комплекс вопросов, которые необходимо решать изначально, еще на этапе строительства. И я могу с гордостью констатировать — у нас получилось создать поселки нового поколения, где людям живется удобно и комфортно. По большому счету, всё это — гармония в чистом виде. Но ведь человек и должен жить в гармонии с внешним миром. В том числе и на бытовом уровне. И вот теперь, если вернуться к началу нашего разговора, у меня появилась возможность уже на парламентском уровне создавать предпосылки для изменения самой структуры наших городов. А как следствие, для повышения качества жизни жителей Сахалина. Но такая деятельность должна быть в обязательном порядке подкреплена законодательно.
— Насколько я знаю, в свое время теперь уже бывший министр регионального развития РФ Виктор БАСАРГИН побывал в ваших поселках и публично признал — мол, люди у вас живут не хуже, чем в США. Вам было приятно услышать эту фразу?
— А вы знаете, не совсем. В качестве оценки — да, посыл приятный. А вот по существу тут прослеживается одна показательная проблема. Вот скажите мне, а почему наши люди должны жить хуже или «не хуже», чем в Америке, в Англии, в Японии или в других цивилизованных странах? Почему у нас вообще есть тенденция что-то с чем-то сравнивать и создавать для себя некие, почти недосягаемые критерии? На мой взгляд, мы должны жить не просто «не хуже», а лучше, чем за рубежом. Лучше! Не «как в Америке», а просто по определению лучше, чем в Америке. Хотя бы потому, что климатические условия у нас более жесткие, нежели в подавляющем большинстве штатов США. Поэтому, в качестве естественной компенсации, бытовая среда в России должна выходить на качественно новый уровень.
— Это возможно?
— А почему нет? Когда мы строили свои поселки «Грушевые сады» и «Земляничные холмы», у нас не было задачи, «догнать и перегнать Америку» или «утереть нос Японии». Мы просто работали так, как положено. Мы просто создавали достойную среду для своих людей. Мы просто следовали понятным и прозрачным правилам. И, в конечном итоге, мы просто добились главной цели — сейчас жители Южно-Сахалинска получили возможность жить в цивилизованных, современных условиях. Могу вам сказать совершенно ответственно — у нас в поселках вся работа коммунальных служб подчинена простым схемам. К примеру, температура в домах должна соответствовать строго определенным параметрам. Причем эти параметры отражены в соответствующих нормативных документах. Но, к сожалению, такие правила в российских городах соблюдаются далеко не всегда. Увы, представители муниципальных коммунальных служб могут сколько угодно рассуждать о необходимости менять устаревшие инженерные коммуникации, о необходимости модернизировать отраслевое оборудование, о каких-то других «объективных» трудностях. Но для нас этих трудностей не существует по определению. Для нас в наших поселках очевидно другое — человек обязан получать определенный набор коммунальных услуг. И он их, в любом случае, получит. А какие-то наши сложности — это всего лишь наши сложности. Жильцов они касаться не должны.
— Ну, наверное, вам легко об этом говорить. Вы сами строили свои поселки и теперь сами же их обслуживаете. МиниТЭЦ у вас новые, инженерные коммуникации — тоже, всё профильное оборудование соответствует самым современным энергосберегающим стандартам. При таких условиях довольно легко соблюдать правила игры на коммунальном рынке.
— Что значит легко? Нам ведь всё это не просто так досталось. Мы изначально, еще на этапе строительства, просчитали все нюансы, связанные с эффективным обслуживанием наших поселков. И теперь работаем в соответствии с требованиями времени. А если кто-то не может вести коммунальный бизнес в условиях нормальной конкурентной среды — пусть просто уходит с этого рынка.
— Андрей Ремуальдович, с какими вопросами к вам чаще всего обращаются ваши избиратели?
— Мои избиратели прекрасно знают, что я являюсь представителем строительного бизнеса. Поэтому меня нередко просят разобраться с нарушениями на аукционах. К сожалению, в сегодняшнем формате ФЗ-94 позволяет выходить на этот рынок фирмам-однодневкам, которые просто не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. Впрочем, тут есть много нюансов. И любой строитель прекрасно знает, о чем идет речь. Второй момент — услуги ЖКХ. Увы, на сегодняшний день в этой связи существует столько недоработок, а порой и откровенных нарушений со стороны тех же управляющих и ресурсоснабжающих организаций, что люди вполне справедливо выражают свое возмущение. В том числе и в своих обращениях к депутатам. Наконец, третий момент — дети-сироты и дети-инвалиды. Тут для парламентариев работы тоже хватает, ведь эти ребята нуждаются в особом внимании всех ветвей власти. Я имею в виду и квартирные вопросы, и лечение, и другие проблемы.
— Но если все-таки вернуться к строительной теме, то какие конкретные шаги вы предпринимаете для улучшения ситуации на этом рынке?
— А таких шагов у нас делается довольно много. Ну вот я могу привести свежие примеры. К сожалению, в последнее время нередко выявляются случаи, когда строительные организации «выходят на объекты», не обладая при этом необходимыми документами. В итоге это приводит к созданию аварийных ситуаций. Соответственно, риски должны быть минимизированы. И мы, с моими коллегами-депутатами Сахалинской областной думы, еще на февральском пленарном заседании предложили внести изменения в статью 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство», которые касаются именно таких случаев. Для нас совершенно очевидно — вопросы безопасности в строительстве должны стать приоритетными. От этого зависит жизнь и здоровье наших соотечественников. И ответственность застройщиков должна быть четко прописана не в каких-то отраслевых актах, а непосредственно в законе. Надеемся, что наши коллеги из Совета Федерации РФ и Государственной думы РФ нас в этом начинании поддержат. Помимо этого, мы предложили внести дополнения в ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях». Мы считаем, что СРО должны быть наделены правом системного контроля за деятельностью участников рынка. Ведь, по большому счету, сам институт саморегулирования — это основа для формирования нормального гражданского общества. Однако без контролирующих функций, четко прописанных и закрепленных в федеральном законе, СРО не смогут выполнять свои задачи на современном уровне. Пока это остается большой проблемой. Но проблему-то нужно решать. Мы, представители НП «Сахалинстрой», уже третий год бьем во все колокола и требуем нормализовать ситуацию на рынке. Тут ведь опять же всё просто. Какая структура выдает допуски? СРО! Какая структура формирует строительное сообщество в том или ином регионе? СРО! Какая структура, средствами своих компенсационных фондов, отвечает за отраслевую безопасность? СРО! При этом функции контроля у саморегулируемых организаций четкого закрепления в законодательстве не имеют. Поэтому ситуацию требуется выравнивать в самое ближайшее время.
— Выборы депутатов Сахалинской областной думы были довольно жесткими. И, разумеется, в парламент вошли представители оппозиционных партий. Вам, как представителю «Единой России», удается находить общий язык с оппозицией?
— Я вообще считаю, что конкуренция — это едва ли не главный фактор успеха в любом нормальном обществе. В том числе и конкуренция политическая. И стоит отдать должное нашей оппозиции — в этом составе областной думы она занимается нормальной конструктивной работой. Конечно, у нас разные взгляды на многие процессы. Это естественно, и так, собственно говоря, и должно быть. Когда-то в стране уже была одна партия, и ничего хорошего из этого «блока коммунистов и беспартийных» не вышло. Сегодня оппозиция реально отстаивает взгляды своих избирателей. На что имеет полное право. Да, с какими-то взглядами оппонентов я не согласен. Но мы с ними едины в том, что вся наша законотворческая деятельность должна идти во благо региона. Тут у нас нет поводов для разногласий.
— Сейчас на федеральном уровне много говорится о необходимости принимать закон об особом статусе Дальнего Востока. Вы согласны с такой постановкой вопроса?
— Конечно, согласен. Но давайте определимся — а что такое особый статус? Если речь идет о каких-то дополнительных льготах для крупных федеральных (а то и вообще зарубежных, зарегистрированных в офшорах) игроков рынка, то лично у меня возникают сомнения в целесообразности внедрения таких схем. Я не понимаю, почему нужно помогать каким-то госмонополиям или мегакомпаниям? Они в состоянии и сами для себя обеспечить комфортную промышленную и финансовую среду. Не говоря уж о том, что у них и так льгот хватает. Нет, на мой взгляд, в государственной поддержке нуждаются именно дальневосточные производственные структуры. И, в первую очередь, эти предприятия должны иметь приоритетное право на реализацию всех значимых проектов в нашем регионе в качестве генподрядных или подрядных организаций. Так, кстати, происходит во всем цивилизованном мире. Пусть попробует какой-нибудь российский строительный холдинг получить генеральный подряд, предположим, на Хоккайдо. Уверяю вас, ничего из этого не выйдет. Аукцион обязательно выиграет местная японская фирма, а иностранцам достанется в лучшем случае субподряд. И это правильно! Аналогичный подход необходимо внедрять и на Дальнем Востоке России. Вначале нужно учитывать интересы местных производственников. Ведь это они создают здесь рабочие места, ведь это они платят налоги в бюджеты всех уровней (включая региональный и муниципальный) и ведь это они создают предпосылки для развития нашей территории. Вот что главное. Поэтому и поддержка должна оказываться непосредственно местным производителям. Но всё это требуется закрепить на уровне федерального закона. Тогда стратегия опережающего экономического роста на Дальнем Востоке примет конкретные очертания. В этом и заключается моя позиция.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >