Игорь СИНИЦИНСКИЙ:
— Я считаю, что необходимо на уровне Государственной думы РФ принять два федеральных закона: «Об особом социальном, экономическом и культурном статусе Дальнего Востока» и «О северном оленеводстве в Российской Федерации». В первом нормативном акте требуется прописать комплекс налоговых и иных льгот для всех хозяйственных направлений региона. Во втором нужно создать нормативную основу для развития оленеводства — ключевой сферы жизнедеятельности представителей коренных малочисленных народов Севера. Иначе представители КМНС Дальнего Востока могут просто исчезнуть с лица земли.
Пенжинский район Камчатского края без преувеличения можно назвать многонациональным. Здесь проживает 2 771 человек. Из которых 1 608 человек (58 %) — это именно представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Такой вот получается интересный расклад. Впрочем, когда мы попросили главу района Игоря СИНИЦИНСКОГО рассказать о поддержке аборигенов, он ответил примерно следующее — лучше продемонстрировать конкретные факты. Что мы и делаем.
В последние годы на Дальнем Востоке появляются структуры, в задачу которых входит реализация программ по сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов Севера. К примеру, на территории Корякии эту работу ведут в том числе и специалисты Пенжинского районного этнического центра «Дорова». Основным видом деятельности центра является реализация муниципальной культурной политики, направленной на сохранение и развитие богатейшего наследия КМНС. Но это одна сторона медали. Есть и другая — к сожалению, во многих дальневосточных районах (и Пенжинский не исключение) просто не хватает специалистов, которые могли бы выстраивать поддержку КМНС на качественно новом уровне. Это вообще огромная, причем системная работа, а она должна подкрепляться и серьезным финансированием, и реальной нормативной базой. Однако, несмотря на все сложности, сотрудники центра «Дорова» начинают заниматься и конкретными делами. Например, здесь создали несколько студий, в которых идет работа по выделке шкур, пошиву национальной одежды, национальной вышивке и бисероплетению, изготовлению предметов домашнего обихода, а также изделий из кости, дерева и меха. Практикуется и другая схема вовлечения
представителей КМНС в процесс сохранения культурного наследия предков. Речь идет об оказании помощи в организации обрядово-ритуальных мероприятий. Этим как раз всегда и были интересны коренные малочисленные народы Севера. Занимаются представители МКУК ПРЭЦ «Дорова» и типично просветительской и краеведческой деятельностью. Но, естественно, с национальным уклоном.
Итак, можно констатировать — потребность в системной поддержке КМНС в Пенжинском районе оказалась достаточно высокой. Тут даже возникла необходимость в создании новой структуры уже не в райцентре, а в корякском селе Манилы. Такой организацией стал этнический центр «Эчгат». По сути, специалисты «Эчгат» занимаются тем же самым, что и их коллеги из центра «Дорова». Только в более узком, но не менее интересном формате работы с представителями одного народа — коряков. И это правильно. Пенжинский район находится именно на территории Корякии, а география обязывает соответствовать. Также этнографы из села Манилы уже сейчас начинают формировать коллекции произведений народного творчества коряков. По мере сил, конечно, ведь здесь также ощущается нехватка квалифицированных специалистов.
Но несмотря на все проблемы, именно в Пенжинском районе идет развитие собственной этнокультурной площадки. Пусть даже пока это лишь начальные шаги. Но конкретика, в любом случае, будет создаваться на подготовленной базе. Однако есть и другой нюанс. Чтобы те же коряки могли чувствовать себя уверенно, они должны иметь работу в соответствии с национальными традициями. Представители КМНС из поколения в поколение осваивают в первую очередь оленеводство, рыболовство, переработку рыбной продукции в кустарных условиях и охоту. В этой связи, районные власти оказывают им поддержку. В частности, представители КМНС заключают договоры на предоставление рыбопромысловых участков. А шесть общин регулярно получают квоты на вылов кеты. Хотя тут тоже не всё гладко, поскольку низкие доходы от реализации рыбы не позволяют получать более или менее приемлемый доход и обновлять собственную материально-техническую базу. А вот ремесленнические интересы КМНС (изготовление одежды, обуви, сувениров, украшений, утвари, скобяных изделий и т. п.) развиваются более динамично. Более того, постоянно растет и число мастеров декоративно-прикладного искусства.
Впрочем, нельзя забывать вот о чем. Камчатские коряки традиционно делятся на две большие группы. Первая всегда занималась главным образом рыболовством, вторая — оленеводством. Так вот, именно оленеводы в течение последних лет испытывают серьезные трудности. Достаточно сказать, что в советские годы общее поголовье оленей только в Пенжинском районе достигало 134 тысяч особей. Сейчас этот показатель едва превышает 12-тысячную планку. Увы, оленеводы не вписались в рыночные реалии. Да и не могут вписаться, поскольку это чрезвычайно специфичный сектор экономики. Он не может обойтись без государственной поддержки. Иначе поголовье оленей так и будет неуклонно снижаться. А для коряков такая картина — настоящая трагедия, поскольку вся их культура, весь их быт, да о чем говорить — вся их жизнь зависит от оленеводства. Есть олени — есть народ, нет оленей — народ исчезнет. Поэтому проблему оленеводов необходимо решать на государственном уровне. От этого зависит судьба целого этноса. Впрочем, в любом случае КМНС Пенжинского района получают поддержку от муниципальных и региональных властей. Стоит отметить, на Камчатке действует программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае на 2010–2012 годы». В рамках этого документа в прошлом году в Пенжинский район было перечислено 1 миллион 570 тысяч рублей. Из которых 1 миллион 328 тысяч выделил федеральный бюджет, а 242 тысячи — региональный. Ну и, конечно, не остались в стороне руководители муниципалитета, которые также разработали и приняли программу «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, проживающих на территории Пенжинского муниципального района». В формате софинансирования программы местные власти заложили в районный бюджет 130 миллионов рублей. Все эти деньги были направлены на поддержание КМНС. Причем в последние годы миллионные ассигнования на поддержку представителей коренных малочисленных народов Севера на Камчатке стали системой. По полтора, а то и по три миллиона выделялось на эти цели. Немного, конечно, но для дальневосточных КМНС и это благо. И еще. В 2010 году 82 жителя Пенжинского района из числа представителей коренных народов получили бесплатную для себя и в то же время дорогостоящую для бюджета услугу в виде зубопротезирования. Тоже неплохая помощь для КМНС. Но, как отмечают специалисты, оленеводам, охотникам и рыболовам нужна именно государственная помощь. Финансовая и законодательная. Лишь тогда можно будет говорить о качественной поддержке КМНС. И иного пути здесь просто не существует.
Андрей БАРСУКОВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >