«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10–11 (179), декабрь 2022
Свежий номер

Открытое письмо Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края депутатам Государственной Думы ФС РФ

Уважаемые депутаты!

К вам обращается Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК). Поводом для нашего обращения стала крайне острая ситуация, возникшая вокруг принятия поправок в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а проще говоря, о втором этапе инвестиционных квот. Этот нормативный акт в текущей редакции противоречит интересам и рыбаков, и жителей тех регионов России, которые в своём социально-экономическом положении зависят от успешной работы рыбопромышленного сектора. Более того, принятие поправок «здесь и сейчас» может нанести жестокий удар по экономике страны в целом.

Но начать хотелось бы с того, что для принятия второго этапа инвестиционных квот необходимо проанализировать результаты первого этапа. Это вполне логичный шаг.

Однако даже беглого взгляда хватает, чтобы сделать вывод: результаты здесь плачевные. Из 105 судов, которые должны были построить в рамках первого этапа инвестквот, построено всего… десять. А за период осуществления первого этапа инвестиционных квот кредиторская задолженность рыбохозяйственных организаций увеличилась в три раза и составила 112,2 миллиарда рублей. Это что, впечатляющие результаты? Однако нам опять предлагают «инвестиционный эксперимент» с той же мотивацией — развитие судостроения и глубокой переработки продукции. Несмотря на то, что Минпромторг и ОСК заявляют о готовности к новым проектам, мы видим реально низкие темпы судостроения и неоспоримые факты. Это и заявление генерального директора Выборгского судостроительного завода о полной загруженности мощностей предприятия и слабой готовности ко второму этапу, и банкротство крупного дальневосточного судостроителя — компании «Восточная верфь». Поэтому можно констатировать: российские верфи загружены до предела, и возможности строить новые суда минимальные. Кроме того, многие суда требуют перепроектировки, особенно в период санкций, при дефиците комплектующих и удорожании проектов в 1,5—2 раза. Да и увеличение сроков строительства из-за производства отечественных аналогов комплектующих неизбежно. Получается, что потенциальным инвесторам предлагаются заведомо невыполнимые условия.

Второй и самый важный момент: подавляющее большинство рыбопромышленных компаний, работающих в Хабаровском крае, относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, они ограничены в своих финансовых возможностях и по определению не смогут участвовать в распределении квот по инвестиционной схеме. А лишившись даже части квот, такие организации столкнутся с прямой угрозой банкротства. Но многие из этих предприятий являются посёлкообразующими. Они работают в удалённых местностях, где иной возможности для трудоустройства у местного населения просто нет. Это — Дальний Восток, с его огромными расстояниями и низкой плотностью населения, со своей спецификой. И что будут делать люди, оставшиеся без работы, без средств к существованию? Как жить им и их семьям? Более того, в рыбацких посёлках отраслевые компании, как правило, берут на себя заботу о коммунальной, дорожной и прочих инфраструктурных направлениях. Нетрудно догадаться: если предприятия будут выдавлены с рынка, то многие населённые пункты лишатся крайне значимой для них поддержки. Отток населения с Дальнего Востока — проблема острая и давняя, а при таком развитии событий у многих людей не останется иного выхода, кроме как уехать в европейскую часть России.

Кто-то может возразить: дескать, мы сгущаем краски — в распределении квот по инвестиционному принципу смогут участвовать все компании. Но на прошедших 19 февраля текущего года парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ сенатор Совета Федерации РФ Валерий Пономарёв озвучил показательные данные: при втором этапе инвестиционных квот без ресурса на Дальнем Востоке могут остаться 116 предприятий, из которых 74 — субъекты малого и среднего предпринимательства, а ещё 17 — градообразующие и посёлкообразующие. Это — страшные цифры, ведь речь идёт о судьбах тысяч людей.

Также на парламентских слушаниях совершенно правильно выступила председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова. Как учёный-экономист, она вспомнила первый этап инвестиционных квот, в ходе которого многие отраслевые предприятия не смогли даже выдвинуться для участия в торгах — не было у них столь серьёзных финансовых ресурсов. Аналогичная история наверняка сложится при втором этапе. Ну какое малое или среднее предприятие сможет построить промысловое судно? Это для субъектов МСП просто нереально, не говоря уж о том, что строить такие суда негде.

Так к чему мы придём? На этот вопрос в ходе парламентских слушаний ответила Ирина Зикунова: к неплатёжеспособности, банкротству и ликвидации предприятий. Для Дальнего Востока это станет настоящей катастрофой: и социальной, и экономической, ведь при банкротстве рыбопромышленных компаний бюджеты всех уровней лишатся стабильных и значительных финансовых поступлений.

Но есть и не менее важные риски. Мы все понимаем, в какой непростой ситуации оказалась наша Россия. Сейчас продовольственная безопасность страны выходит на одно из первых мест в экономике. А рыбаки как раз и обеспечивают такую безопасность. Поэтому, на наш взгляд, сейчас не время для каких-то инвестиционных экспериментов. Тем более, подчеркнём ещё раз, результаты первого этапа инвестквот оказались плачевными. Так зачем второй раз, как говорится, наступать на одни и те же грабли?

Помимо перечисленных доводов, можно привести ещё один, столь же значимый. Понятно, что при распределении квот в рамках второго этапа победителями окажутся наиболее крупные игроки рынка. По сути, речь идёт о формировании новых монополий. Да, монополизм плох сам по себе, тем более когда он поглощает субъекты малого и среднего предпринимательства. Но даже если в данной ситуации присутствует логика — заработать здесь и сейчас, то она так же не выдерживает критики. Россия живёт в период жесточайшего санкционного давления. И предположим, что большая часть водных биологических ресурсов окажется в руках двух, трёх, четырёх или пяти ведущих квотодержателей. Что помешает Западу ввести санкции в отношении этих игроков рынка, как это уже было сделано в отношении ряда крупныхотечественных бизнесменов? Скорее всего, так и произойдёт. Таким образом, мы сами подставим под удар свой же рынок ВБР.

Что показательно: как правило, Счётная палата России крайне осторожно относится к формулировкам и тщательно просчитывает положения того или иного нормативного акта. При этом на указанных парламентских слушаниях аудитор Счётной палаты РФ Сергей Мамедов прямо, без ненужной в данном случае дипломатии заявил: «Тот законопроект, о котором мы сегодня говорим, Счётной палатой не поддерживается».

Не преувеличу, если скажу: в изначальном виде законопроект не поддержали и в рыбацких регионах, в частности в Хабаровском крае. А депутаты краевой Законодательной думы, изучив позицию, в том числе и нашей ассоциации, сформировали свои тщательно проработанные предложения по поправкам, которые были направлены в Государственную Думу РФ. Насколько известно, аналогичная работа была проведена и в других регионах.

Уважаемые депутаты Государственной Думы Российской Федерации! Хотелось бы поблагодарить вас за ту, без преувеличения, колоссальную работу, которую вы провели над поправками в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Мы очень надеемся, что накануне принятия указанного законопроекта во втором чтении вы учтёте позицию регионов, для которых рыбопромышленный сектор является важнейшей экономической составляющей.

НАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛЕДУЮЩИЕ:

  1. Защитить субъекты малого и среднего предпринимательства, а также градо- и посёлкообразующие предприятия и исключить их из положений законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
  2. Исключить из положений указанного законопроекта закрепление квот добычи (вылова) моллюсков и водных беспозвоночных.
  3. Не вводить в указанный законопроект схему «имущественного комплекса», предусматривающую строительство одновременно МРС и рыбоперерабатывающего завода, предоставив субъекту предпринимательства право выбора — ввод рыбоперерабатывающего завода или строительство МРС.
  4. Проработать в рамках указанного законопроекта механизм «инвестиционного нормирования» для обеспечения экономически обоснованных капиталовложений в модернизацию предприятий, добывающих и перерабатывающих ВБР.
  5. Перенести вступление в силу указанного законопроекта в части распределения квот на вылов ВБР в инвестиционных целях на 1 января 2026 года, а в части распределения квот на вылов краба в инвестиционных целях — на 1 января 2034 года.
  6. Отказаться от донаделения четырёхпроцентным объёмом участников первого этапа программы инвестквот.

С уважением, С.М. РЯБЧЕНКО, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края (АПРО ХК)

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров