Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 02–03 (122), март 2017
Рассуждать о качественном изменении инвестиционного климата можно долго. Что, собственно, у нас в стране и происходит. Не случайно и Восточный экономический, и Байкальский экономический форумы позиционируются, как витрина для тех, кто готов вложить средства в российскую экономику. Вот только на практике всё вырисовывается по-другому. У нас даже желающие инвестировать свои же деньги в тот или иной проект сталкиваются с серьёзными трудностями. Каким образом? А об этом на конкретном примере нам рассказал генеральный директор ООО «Аквариус» (Камчатский край) Виктор ТАРАКАНОВ.
— Виктор Петрович, наша газета не раз рассказывала о ваших инвестиционных проектах. Тем более что они базируются на уникальных возможностях для развития оздоровительного туризма. Ведь именно ваша компания владеет лицензией на право пользования недрами Малкинского месторождения углекислых минеральных вод. Соответственно, создание рекреации нового поколения в этом районе обусловлено самой природой. Но понятно, что обойтись собственными средствами в этом случае довольно сложно. Проект дорогой. Так неужели нет инвестора, который пожелал бы им воспользоваться?
— В том-то и дело, что есть. И этот инвестор готов не просто вложить свои средства в конкретный рекреационный проект, но и работать здесь в течение долгих лет.
Однако давайте обо всём по порядку. Итак, наши региональные власти постоянно декларируют две позиции. Первое — туризм должен стать одной из основных составляющих в экономике Камчатки. И мы с этим полностью согласны. Места у нас, без преувеличения, уникальные, которые могут привлечь людей не только из самых разных городов России, но и из самых отдалённых стран мира, не говоря уж о Японии, Китае, Республике Корея и других государствах АТР. Нам есть что предложить нашим гостям.
Например, учёные доказали — при комплексном использовании Малкинских термальных вод с углекислыми водами (а мы владеем лицензиями на оба месторождения, которые находятся в непосредственной близости друг от друга) можно лечить целый ряд серьёзнейших заболеваний. Как уже и писала ваша газета, перечень тут большой. Это и гастрит, и колит, и язва желудка и двенадцатиперстной кишки, и панкреатит и многое другое. Вплоть до сердечнососудистых заболеваний. И всё это благодаря бальнеологическим свойствам термальных вод, которые содержат биологически активную метакремниевую кислоту, а также целый ряд следующих микрокомпонентов: фтор, литий, бор, алюминий, марганец, цинк, фосфор, медь, стронций. Ничего подобного нигде в мире просто не существует. Так что у нас есть все возможности для развития медицинского и оздоровительного туризма.
Второй бесспорный посыл нашей власти заключается в необходимости привлекать инвесторов. И тут мы также обеими руками «за». Не случайно мы оформили в собственность (на 49 лет) 25 гектаров земли, прилегающих к нашим месторождениям. Ведь если кто-то захочет вложить средства в строительство санаторно-курортной зоны (а для этого, как я уже и сказал, есть все предпосылки) или построить те же домики для желающих начать сплав по нашим рекам, то он должен получить гарантии спокойной, многолетней работы. Ведь лучшей гарантией является узаконенный земельный участок. И мы нашли такого инвестора. Он пришёл сюда всерьёз и надолго. Именно с целью развития туризма. Но вот теперь дело затормозилось.
— Почему? Лицензии на месторождения принадлежат вам, кадастровый паспорт — также у вас на руках. В чём проблема?
— Вы правы, всё так и есть. А проблема в административных барьерах, которые мы до сих пор не можем преодолеть. И это сводит на нет все инициативы региональных властей по развитию туризма на Камчатке. Подчеркну ещё раз, руководство региона, во главе с губернатором В.И. ИЛЮХИНЫМ, серьёзно работает в этом направлении. Но другие чиновники просто саботируют эту работу. В итоге ни о каком инвестиционном прорыве в туризме не стоит даже мечтать.
— Нет, здесь явно что-то не то. Какие барьеры, если у вас всё узаконено?
— Честно говоря, нам самим не верится, что так бывает. Вот смотрите, землю мы, действительно, узаконили. И межевание сделали, и договор проекта освоения лесов заключили, и другие требования выполнили, и, наконец, кадастровый паспорт получили. Хотя это было чрезвычайно непростым делом, на все процедуры ушло больше года. Далее, при переговорах с инвестором мы приняли решение передать ему в субаренду пять из двадцати пяти принадлежащих нам гектаров земли. Причём на этих гектарах он собирается заниматься именно профильной деятельностью, то есть назначение участка меняться не будет. Наш инвестор станет развивать туризм. Однако чиновники из управления лесного хозяйства Камчатского края до сих пор гоняют нас из кабинета в кабинет и не дают оформить субаренду на нашей же земле.
— А как они это мотивируют?
— Да, по сути, никак. Их требования постоянно меняются. Вначале они требовали от нас сделать ещё один проект освоения лесов. Помимо уже имеющегося. И нам стоило немалых трудов доказать — не надо этого делать. Проект один, он общий, назначение передаваемого в субаренду участка меняться не будет. Тогда от нас потребовали сделать корректировку имеющейся документации.
Потом ещё хлестче. Кто-то из чиновников посчитал, что раз на участке будут два пользователя (арендатор и субарендатор), то соответствующие отношения нужно оформить…в Росимуществе. Зачем, спрашиваем мы? При чём здесь Росимущество, если этот орган нам уже давно всё узаконил? Благо, удалось доказать свою правоту. Однако представители управления лесного хозяйства на этом не успокоились. И пытались заставить нас вновь отправиться «по большому кругу»?
— Это как?
— А это когда ты согласовываешь назначение своего участка со всеми, кто живёт или работает по соседству. То есть со всеми, чья земля граничит с твоим участком. Мы вновь стали доказывать: для чего это делать, если всё было согласовано ещё тогда, когда мы оформляли свои 25 гектаров? Назначение-то, повторюсь ещё раз, не меняется. И речь идёт всего-навсего о субаренде. Кое-как мы смогли избежать очередного забега по большому кругу. Но вопрос с субарендой так и висит в воздухе. Теперь, по причине приостановки работы электронного портала Росреестра, где регистрация документов, подаваемых от госзаявителя (Агентство лесного хозяйства и животного мира Камчатского края) осуществляется только в рамках электронного документооборота, действия по регистрации необходимого дополнительного соглашения приостановлены до мая 2017 года. При этом сроки регистрации пересматривались уже дважды!!!
— И вы до сих пор не решили свою проблему?
— Нет, вопрос так и висит в воздухе. Хотя инвестор готов начать строительство туристического комплекса хоть завтра. Но я не удивлюсь, если он, извините за выражение, плюнет, развернётся и уйдёт. Вот такая у нас инвестиционная политика. И самое печальное, что административные препоны создаются на пустом месте. А тут ещё власти собираются дальневосточные гектары раздавать. У нас все документы на участок давно оформлены, и мы не можем решить простейший вопрос с субарендой без смены назначения земли. Ну а уж если что-то оформлять «с ноля»… Я представляю, какие тут проблемы у людей возникнут.
— Вы пытались обратиться с этой проблемой к губернатору?
— Вот честно, не хотелось беспокоить Виктора Ивановича по такому поводу. Ведь проблема, по сути, выеденного яйца не стоит. Но, скорее всего, придётся просить помощи у главы региона. Поскольку чиновники откровенно топят все инициативы власти по развитию туризма. Иначе и не скажешь.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >