«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (119), октябрь 2016
Территория

Территория 

«Науке нужны длинные деньги»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 10 (119), октябрь 2016

Наша газета не раз публиковала материалы о деятельности Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения РАН. Можно отметить — это одно из уникальных научных учреждений нашего региона. Оно было создано на Сахалине без малого четыре десятилетия назад. Коллектив СКБ САМИ на протяжении всего времени своего существования выполнял и продолжает выполнять комплекс сложнейших работ, связанных с разработкой и созданием уникального оборудования для проведения фундаментальных и прикладных исследований в области океанологии и гидрофизики. Кроме того, ведутся самостоятельные научные исследования, направленные на изучение особо опасных морских явлений и оценку степени их воздействия на морскую инфраструктуру, что особенно актуально для функционирования нефтегазовой отрасли Сахалинского региона. Недавно в СКБ САМИ произошла смена руководителя. Прежний директор, кандидат технических наук Анатолий МАЛАШЕНКО, в связи с достижением предельного возраста передал полномочия кандидату технических наук Дмитрию МИНАЕВУ. И сегодня мы публикуем интервью с новым руководителем СКБ САМИ в ознакомительном формате.

Досье БГ

МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич родился 4 февраля 1969 года в Петропавловске-Камчатском. В 1991 году окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С. О. МАКАРОВА, проходил службу на ТОФ, после чего работал в должности представителя генерального конструктора по морским испытаниям гидроакустического оборудования ОАО «КАМОВ». Впоследствии работал в должности ведущего специалиста в ЗАО «Российская морская навигационно-геодезическая компания «РОМОНА». Параллельно с этим, в период с 2007 по 2014 год занимался научно-инновационной деятельностью в ДВГТУ и далее в ДВФУ. С 2016 года — в СКБ САМИ ДВО РАН.

Он остаётся

— Дмитрий Дмитриевич, вы приняли дела у своего предшественника?

— В нашем случае приём дел был плавным и безболезненным для коллектива. Этому способствовало прежде всего то, что Анатолий Емельянович МАЛАШЕНКО никуда из нашей организации не ушёл, за что я и наш коллектив ему признательны. В настоящее время он работает на ключевой должности заместителя директора — главного конструктора СКБ.

Для коллектива СКБ это серьёзное подспорье — нам удалось сохранить преемственность в управлении СКБ, что позволяет обеспечить доведение до стадии практической реализации серии ранее задуманных проектов. Вместе с тем мне очень помогло то, что по роду своей прежней деятельности я постоянно взаимодействовал с СКБ, так что специфика работ мне во многом понятна.

— Да, насколько я знаю, вы проходили службу в ВМФ и впоследствии работали в различных структурах, так или иначе связанных с морскими исследованиями. Вы пришли в СКБ со своим видением будущей работы?

— Хочу, чтобы меня правильно поняли: СКБ САМИ в настоящее время — это структура, обладающая уникальными возможностями. Уникальность заключается в объединении под одной крышей научной, конструкторской, производственно-технологической и испытательной составляющих. Всё это даёт возможность СКБ САМИ вести самостоятельные научные исследования, разрабатывать и изготавливать на собственной производственной базе необходимые для ведения фундаментальных и прикладных научных исследований оборудование и проводить полный цикл его испытаний в самых экстремальных натурных условиях. Таким образом, в СКБ САМИ реализован полный цикл производства наукоёмкой и высокотехнологичной продукции, весьма востребованной в современных условиях.

Важную роль также играет и собственно расположение СКБ САМИ. Сахалин сегодня является одним из динамично развивающихся регионов России, и освоение запасов углеводородов на его континентальном шельфе определяет интерес к нашим разработкам.

Вместе с тем это не снимает необходимости вести постоянный поиск потенциальных заказчиков и инвесторов для обеспечения финансирования нашей деятельности. Особый интерес для нас, конечно же, представляют долгосрочные и наукоёмкие контракты, позволяющие вести системное финансирование научно-производственной и технологической инфраструктуры. Проще говоря — длинные деньги под долгосрочные проекты, позволяющие сохранить существующий коллектив и обеспечить развитие научно-технического и технологического потенциала нашего конструкторского бюро в долгосрочной перспективе. В этом я и вижу одну из ключевых задач руководителя на современном этапе.

Всё реально

— Вы уже ознакомились с ключевыми проектами, разрабатывавшимися и разрабатывающимися в СКБ?

— Конечно, ознакомился. Остановлюсь на некоторых из них. Например, одним из перспективных проектов СКБ САМИ является разработка позиционной автоматической гидрофизической измерительной станции (ПАГИС), предназначенной для контроля гидрофизических параметров морской среды. Не стану углубляться в её технологические и конструктивные особенности, поскольку это тема для отдельной большой статьи. Но в двух словах можно сказать, что ПАГИС может стать значимым элементом системы экологического, гидрохимического, геологического и ледового мониторинга.

Ещё одна крайне интересная разработка СКБ САМИ — сверхмалый автономный телеуправляемый корабль повышенной мореходности. Это также весьма перспективный проект, реализация которого обеспечит повышение эффективности инженерных изысканий и экологического мониторинга морских и речных акваторий. Сами понимаете, в реализуемых проектах СКБ САМИ сконцентрирована и отражена промышленная специфика Сахалина — единственной островной области России

Следующий проект — разработка программного обеспечения для численного моделирования длинных волн, который выполняется совместно с зарубежными коллегами из Японии и Турции. И уже рекомендован ЮНЕСКО для моделирования цунами.

Впрочем, возможности нашего конструкторского бюро, без преувеличения, уникальны, а научно-технологический потенциал и практический опыт сегодня позволяют нашим специалистам создавать образцы глубоководной морской техники, способной работать на глубинах до шести тысяч метров, то есть в любых районах Мирового океана. Разрабатываемая морская техника вполне соответствует уровню мировых и национальных стандартов. Не многие научные и конструкторские организации нашей страны имеют опыт и достижения в этой области. Так что работа на перспективу в СКБ САМИ всегда шла и продолжает идти полным ходом.

Системный подход

— Как вы считаете, у государства есть понимание, что от разработок ведущих российских КБ, в том числе и вашего, зависит будущее страны?

— Сказано, может быть, несколько громко, но по сути так оно и есть. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире лидирует тот, у кого есть передовые технологии. Это главное. А в будущем всё это проявится ещё ярче.

Что же касается вашего вопроса, то я убеждён — соответствующее понимание у государства есть. По крайней мере, оно более активно проявляется в последнее время. И это подтверждается реальными долгосрочными проектами, в которые государство вкладывает деньги.

Тут ведь как получается? Бизнес не будет вкладывать в науку длинные деньги. Поскольку бизнесу нужна отдача в виде реальных товаров и услуг, которые они могут реализовать, по крайней мере, в ближайшей перспективе. У нас пока ещё есть, что предложить бизнесу, однако это так называемый задел прошлых лет.

Для того, чтобы двигаться вперёд и развиваться, отечественным КБ в настоящее время требуется целевая поддержка государства, необходимая для постоянного и существенного обновления научно-технологической и производственной инфраструктуры. Это позволит в значительной степени обеспечить нашу конкурентную способность и возможность создавать существенный задел на будущее. Пока такие возможности существуют только в сфере целевых государственных заказов, но и там такие вложения не носят системного характера, ограничены по времени и направлены на решение узких специфических задач.

— А как же фундаментальные исследования?

— С этим всё сложнее. Пока тут многое зависит от системы распределения грантов. Но грантовый формат, при всех своих плюсах, не может обеспечить развитие научно-производственной и технологической инфраструктуры КБ, позволяющей создавать уникальное оборудование для обеспечения фундаментальных исследований. А без передовых приборов мирового уровня невозможно получить значимый и весомый научный результат. И главное, что всё это является почвой для подготовки высококвалифицированных кадров, прежде всего конструкторов морской техники и научных работников, приобретающих в этих работах профессиональное чутьё и практический опыт. Ведь не секрет, чтобы пришедший из института молодой специалист конструкторского бюро стал профессионалом, требуется не менее 10 лет реальной практической работы, в том числе и морской практики.

Второй вопрос — даже если у государства возникает потребность в каких-то разработках, то объявляются конкурсы, на которых, как правило, побеждают организации, что называется, с регалиями. Это нормальное явление. Для разработки и внедрения тех или иных технологий нужен опыт, а он есть только у давно и эффективно работающих научных учреждений.

Но здесь опять мы сталкиваемся с тем, что научные учреждения в основном реализуют свой уже имеющийся задел. При этом мощного развития научно-производственной и технологической инфраструктуры, а также формирования целенаправленной кадровой политики не происходит. Решаются в основном задачи краткосрочной перспективы. А хотелось бы видеть долгосрочный, целенаправленный и адресный государственный заказ.

К слову сказать, порой обидно смотреть на некоторые современные образцы серийно выпускаемой зарубежной техники, потому что именно такие приборы были в своё время включены в государственный заказ в восьмидесятые годы прошлого столетия, и мы были готовы их разработать и предложить потребителю уже в то время.

— Как, по вашему мнению, это можно сделать?

— Например, если государство понимает свои перспективные потребности в научно-технической и высокотехнологичной продукции, то оно ставит задачу осуществить системный научный «прорыв» в какой либо области. В первую очередь, государством должна быть поставлена чёткая задача — нам нужно сделать то-то и в такие-то сроки. Таких примеров в нашей современной истории достаточно. Через такие решения получили бурное развитие авиа- и ракетостроение, гидроакустика и ряд других областей науки и техники, и результатами этих работ мы пользуемся по сей день.

В процесс научно-технологического «прорыва» должны вовлекаться самые разные структуры, от крупных НИИ и КБ до маленьких коллективов.

И вот тут наступает момент истины. Причём идеальным форматом, на мой взгляд, должно быть грамотное и опять-таки системное разделение уровней профильных работ. Что-то будут выполнять ведущие научные учреждения, а что-то достанется тем самым небольшим коллективам. Главное, увязать всё это в единый концепт. С чётким контролем и не менее чёткой координацией самого процесса. Но и польза будет очевидна.

Во-первых, коммерция перестанет быть определяющим фактором на начальном научном этапе. Она подключится уже потом, когда появится некий высокотехнологичный и востребованный продукт. Во-вторых, мы расширим свой научный потенциал за счёт грамотного планирования на государственном уровне и чёткого разделения интересов, а также ответственности участников процесса. Проще говоря, главным станет сам проект.

А экономический эффект будет всего лишь естественным результатом. Как это и было раньше, как это и прослеживается в технически развитых странах в наше время. Разумеется, я имею в виду те разработки, которые имеют перспективное государственное значение. Ведь те же исследования в области океанологии — это как раз такой случай.

— Получается, если говорить непосредственно об океанологии, то преимущества получит опять-таки Дальний Восток?

— Будем надеяться. Ведь даже само географическое положение нашего региона создаёт условия для реализации таких проектов именно здесь. Такие работы могут стать драйвером роста многих отраслей и позволят создать высококвалифицированные рабочие места, а также, что важно на современном этапе, обеспечить импортозамещение.

Главное, чтобы всё делалось комплексно и системно. Повторюсь, на государственном уровне. Ведь не случайно в СССР Госплан играл важнейшую роль. Комплексное планирование было основой основ, где увязывались и научные, и промышленные, и социальные интересы. Пришло время вернуться к этой схеме на новом качественном уровне. И я думаю, наша страна к ней вернётся. Ведь всё новое, как известно, это хорошо забытое старое, но на новом витке технического прогресса.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru