Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 01(132), январь 2018
Когда главы регионов говорят о социально-экономическом развитии, возникает двоякое чувство. С одной стороны, в этих случаях вроде бы озвучивают цифры, вызывающие доверие. Ну не из головы же их взяли? С другой — чиновники предпочитают рассказывать о перспективах. А с учётом того, что такие грандиозные планы в информационном поле возникают регулярно, после чего столь же регулярно исчезают из медийного пространства, недоверие населения к очередным прожектам региональных властей — вполне объяснимый факт. Но на Камчатке ситуация принципиально иная. Здесь о перспективах рассказывают только как о продолжении уже проделанной работы. И это однозначный плюс. Об этом — в интервью губернатора Камчатского края Владимира ИЛЮХИНА.
— Владимир Иванович, на что вы делаете ставку в развитии агропромышленного комплекса?
— В первую очередь, на самообеспечение. Люди у нас должны покупать продукты питания от местных производителей. Это гарантия и качества, и свежести. И многое нам уже удалось решить.
На сегодняшний день порядка 80 процентов свинины, потребляемой на Камчатке, производится здесь же. Это стало возможным благодаря развитию наших свинокомплексов. Та же история и с птицефабриками. Мы также на 80 процентов обеспечены местным яйцом. Ситуация с молоком и молочными продуктами чуть похуже. Я имею в виду, что доля завозной продукции тут остаётся пока ещё довольно высокой. Но в регионе действует несколько современных животноводческих комплексов, имеющих собственное молочное производство. Так что уже в ближайшем будущем соответствующей продукции на прилавках от наших компаний станет значительно больше. Они уже довольно эффективно работают.
Это и МУП ПМП ОПХ «Заречное», и «Молокозавод Петропавловский», и другие предприятия. А вот овощи, выращенные в открытом грунте, на Камчатке в основном свои. Как и картофель. И теперь один из основных наших приоритетов — строительство теплиц.
— В любом случае, если судить по отраслевой динамике, агропромышленный комплекс Камчатки демонстрирует серьёзные результаты. Какую роль в этом процессе играет производство собственных комбикормов? Ведь во многих других дальневосточных регионах это направление — лишь вопрос перспективы.
— Не хочу говорить банальности, но ведь от комбикормов зависит развитие большинства направлений в АПК. Это касается и животноводства, и птицеводства, и свиноводства. Поэтому ещё в 2012 году на базе нашего комбикормового завода было создано на сто процентов государственное акционерное общество «Камчатская мельница». Это позволило нам не просто сохранить своё комбикормовое производство, но и значительно его модернизировать. Не за государственные средства, хочу подчеркнуть, а за заёмные.
Да, речь идёт о льготных кредитах под минимальный процент. Но живые деньги из бюджета не выделялись. При этом край, как единственный акционер компании, влияет на развитие рынка. Плюс ко всему уже в недалёком будущем АО «Камчатская мельница» станет производить муку. Соответственно, отрасль получит дополнительный стимул, связанный с обеспечением потребителей хлебобулочными изделиями.
— Нам не раз говорили те же участники рынка, что на Камчатке действует льготный энерготариф для сельхозпроизводителей. Как вам удалось договориться с энергетиками? Ведь даже в тех субъектах, где действует по две-три ГЭС, это сделать непросто?
— И нам было непросто. Но сельскохозяйственный и пищевой рынки энергозатратны по определению. Поэтому мы сразу поставили задачу — снизить эту нагрузку максимально. Да, переговоры с энергетиками были непростыми. Но и они поняли, что такая мера повлияет на развитие всей экономики территории. В итоге сейчас энерготариф для сельскохозяйственных предприятий составляет менее рубля за кВт/ч.
— Как обстоит дело с вашим рыбопромышленным комплексом?
— Камчатка является лидером по объёмам вылова рыбы в России. Порядка 23 процентов общего улова в стране — это результат работы отраслевых предприятий в нашем регионе. У нас соответствующие показатели традиционно превышают 1 миллион тонн рыбы в год. Помимо этого, мы лидируем и по уровню инвестиций в отрасль. Они уже составляют 23 миллиарда рублей. Благодаря чему у нас в крае работают 18 новых крупных рыбоперерабатывающих заводов.
— Но ведь в Камчатском крае колхоз имени В.И. ЛЕНИНА ещё и новые суда строит?
— Конечно! Надеемся, что к этому процессу подключатся и другие предприятия. Главное, чтобы государство не меняло установленные правила игры. В первую очередь схему распределения квот «под киль». Разговоры о возможных переменах, к сожалению, идут. Но ведь и Президент РФ Владимир ПУТИН чётко обозначил своё отношение к инвестиционным квотам, заявив, что этот принцип нельзя резко менять. Надеюсь, что и все инициативы некоторых лоббистов, касающиеся крабовых аукционов, также не будут иметь перспективы.
— Теперь хотелось бы поговорить о золотодобыче. Что тут происходит?
— И здесь всё развивается нормально. Как вы знаете, основной метод золотодобычи в нашем регионе — рудный. Кстати, в советские годы рудное золото у нас никогда не добывали, это вопрос последних лет. И сегодня у нас добывается свыше 6 тонн металла. Это — результат деятельности нескольких крупных отраслевых компаний. А основные месторождения в регионе — это Аметистовое, Агинское, Кумроч, Асачинское и некоторые другие. Думаю, со временем ежегодная золотодобыча приблизится к отметке в 15 тонн.
— Этот объём может быть увеличен?
— Может, балансовых запасов у нас хватает. Да и перспективные площади также имеются. Но есть ли смысл пытаться всеми силами конкурировать с Магаданской областью в плане золотодобычи? Никоим образом не хочу умалить значение этой отрасли для России, однако федеральные власти не зря ставят системную задачу по уходу от сырьевого характера экономики. Поэтому мы и вкладываем все возможные средства и силы в развитие туризма.
Камчатка — уникальный регион с уникальными же рекреационными возможностями. Поэтому для нас принципиально важно, по возможности, сохранить первозданную природу. И тут наши планы являются в хорошем смысле амбициозными. Мы намерены увеличить туристический поток до 600 тысяч человек в год.
— Вам это удаётся?
— Да, динамика тут хорошая. Ещё совсем недавно к нам ежегодно приезжали около 50 тысяч туристов. А по итогам 2017 года мы насчитали не менее 200 тысяч гостей Камчатки. В основном из российских регионов, хотя есть немало и зарубежных туристов.
— Какой туризм вы намерены развивать в первую очередь?
— Мы планируем развивать все без исключения виды туризма. Оздоровительный, экологический, рыболовный, охотничий, горнолыжный… Сама природа даёт нам огромные возможности.
— Что тут является основной проблемой?
— Их на самом деле две. Первая — отсутствие необходимого количества комфортных гостиниц. Но здесь мы работаем весьма активно. И, думаю, уже в недалёком будущем у нас появится множество современных отелей. Вторая проблема — дороговизна авиабилетов. Надеюсь, и эту ситуацию мы сможем выправить.
— Думаете, получится?
— Это не простой вопрос, он имеет разные варианты решения. Но знаете, когда мы говорили о льготном энерготарифе для сельхозпроизводителей, тоже не все верили, что тут появится конкретика. Но ведь всё получилось. Надеюсь, получится и здесь. Тем более что сейчас идёт реконструкция аэродромного комплекса, будет реконструироваться и сам аэровокзал.
— А реконструкция морвокзала уже завершена?
— Да, завершена. Это ещё одна «золотая монета», вброшенная в развитие туризма. Поймите меня правильно, мы используем все имеющиеся возможности. Вплоть до преимуществ ТОР «Камчатка», куда включаются, в качестве резидентов, наши рекреационные компании. А ведь есть ещё и формат свободного порта Владивосток.
— У вас же и автомобильные дороги строятся весьма активно?
— Ещё несколько лет назад мной была поставлена задача работать в формате «Три Д» — дети, дома, дороги. Начнём с дорог. У нас, хотелось бы заметить, один из самых лучших дорожных фондов в России. Поэтому мы имеем возможность ежегодно строить и реконструировать десятки километров автотрасс. Только в 2017 году в дорожную сеть территории было вложено свыше 6 миллиардов рублей.
И речь идёт не только о трассе Петропавловск-Камчатский — Мильково, которую строит компания «Устой-М», но и о других аналогичных объектах, особенно на севере. Мы строим новые мосты, дорожные развязки в краевой столице, автозимник, который должен связать север Камчатки с опорной сетью автодорог на юге, асфальтируем дороги в районных центрах.
Теперь о жилищном строительстве. Конечно, тут всё выглядит скромнее. Рынок жилья в России в принципе переживает не лучшие времена. Но, несмотря на это, мы продолжаем строить, и довольно активно. Например, в Петропавловске-Камчатском сдали целый микрорайон, квартиры в котором получили более 3 тысяч семей.
Что же касается детей, то тут вообще делается всё, что только возможно. Например, единственная детская библиотека, построенная в последние годы в России, была сдана именно на Камчатке. Строится у нас и театр кукол. Помимо этого был реконструирован Дом молодёжи. О школах и детских садах и говорить не приходится, — у нас работает большая программа по реконструкции, ремонту и новому строительству. Но иначе нельзя. Ведь ради кого мы развиваем туризм, рыбопромышленную отрасль, сельское хозяйство, золотодобычу? Кто станет этим пользоваться через годы? Только они, дети.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >