Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 11 (130), ноябрь 2017
В последние годы руководители большинства дорожных организаций всё чаще обозначают общую проблему — объектов не хватает. С одной стороны, это и понятно. Кризис бьёт по всем промышленным направлениям. С другой стороны, не стоит забывать — на Дальнем Востоке сфера транспортного строительства всегда была и остаётся ключевой. При наших расстояниях и нашем бездорожье без этого не может и быть речи о развитии социально-экономических программ. Тем более, когда на всё это наслаиваются ещё и сугубо нормативные беды. О ситуации в транспортном строительстве Амурской области — в интервью с руководителем одной из самых известных отраслевых компаний Приамурья — АО «Дорожно-эксплуатационное предприятие № 197» Людмилой ЯКУНИНОЙ.
— Людмила Антоновна, как вы оцениваете итоги этого строительного сезона?
— Ну, во-первых, сезон ещё не закончен. Поэтому говорить о каких-то итогах рано. Во-вторых, если брать именно наше предприятие, то отвечу дипломатично: всё могло быть и лучше.
— Что вы имеете в виду?
— Да объёмы, конечно же, что тут ещё иметь в виду. Объёмов, к сожалению, не хватает.
— С чем это связано?
— По крайней мере, для нашего предприятия — с небольшим пакетом государственных заказов, который мы выиграли на торгах. Поймите правильно — все компании дорожной отрасли «завязаны» главным образом на госзаказ. А всё остальное — вторично.
— Тем не менее, где вы работали в этом году?
— В частности, мы вели ремонт подъездной дороги к Благовещенску. Отремонтировали пятикилометровый участок. Помимо этого, работали на трассе Ивановка — Варваровка. Там сдали в общей сложности семь с половиной километров. И это — всё. Правда, если говорить именно о своих контрактах.
— То есть вы работаете ещё и на субподряде?
— Совершенно верно, мы ведём работы на подходах к мостовому переходу в Китай через Амур.
— Работаете с АО «Асфальт»?
— Да, эта компания — наш давний деловой партнёр. В частности, на субподряде у этого предприятия мы вели укладку асфальта от федеральной автодороги Р-297 до строящегося Амурского газоперерабатывающего завода, работали на федеральной трассе в районе Новобурейска.
— А в прошлом году объёмов у вас было больше?
— Больше, и причём значительно. В прошлом году мы отремонтировали 20 километров на автодороге «Подъезд к г. Благовещенску».
— Многие ваши коллеги из других регионов жалуются, что торги проводятся поздно, и нет времени подготовиться к началу нового сезона. Вы с этой проблемой сталкиваетесь?
— Знаете, нет. Надо отдать должное заказчикам из ФКУ ДСД «Дальний Восток» и ГКУ «Амурупрдор» — торги у нас проводятся, как правило, весной. И это даёт возможность без спешки «войти» в новый производственный сезон. Хотя я слышала, что в других регионах с этим всё обстоит не так благополучно.
— На какие торги рассчитываете в следующем году?
— А здесь интересная ситуация складывается. На федеральной трассе осталось не отремонтировано всего четыре километра, на участке км 75 — км 79. Думаю, мы будем участвовать в торгах на этот участок.
Но дело в том, что первые километры этой дороги были сданы в эксплуатацию (после ремонта, я имею в виду) в 2012 году. А по существующим отраслевым регламентам ремонт должен производиться раз в пять лет. То есть в следующем году у дорожников Амурской области могут появиться «новые старые» объекты.
— От чего это зависит?
— От финансирования, разумеется. Я вспоминаю начало двухтысячных годов. Тогда межремонтные сроки были весьма большими. И рассчитывать на новые объекты не приходилось.
Но затем ситуация изменилась в лучшую сторону. И начиная с 2012 года стало выделяться финансирование на дорожные ремонты. В первую очередь на федеральные трассы. Хотя и на региональные тоже, правда, в меньших объёмах. Поэтому практически все отраслевые компании получили возможность для нормального развития. Надеюсь, всё повторится.
— Но ведь ваше предприятие занимается ещё и содержание дорог?
— Да, эта наша традиционная профильная деятельность. Мы обслуживаем автотрассы в течение вот уже многих лет.
— А федеральные дороги вы содержите?
— Содержим, причём на довольно большом участке. От нулевого до 124-го километра автомобильной трассы Р-297.
— Получается, от самого Благовещенска?
— Именно так.
— Финансирования вам хватает?
— В отличие от региональных, а уж тем более муниципальных дорог, федеральные трассы финансируются нормально. Что называется, почти сто процентов от норматива.
— Когда у вас заканчивается контракт на содержание?
— Вот во втором квартале следующего года и заканчивается. Конечно, мы будем участвовать в торгах. Этот объект нам знаком от и до. И ни у заказчиков, ни у контролирующих органов серьёзных претензий к нам по обслуживанию нашего участка федеральной дороги никогда не было.
Так что, надеюсь, мы продолжим заниматься содержанием.
— А если говорить об обслуживании региональных и муниципальных трасс, то здесь проблемы с финансированием остаются?
— Остаются, к сожалению. И такие проблемы нужно решать. Ведь речь идёт также о социально значимых проектах. О каком качестве жизни в тех же сельских поселениях можно рассуждать, если там нет нормальных дорог? Поэтому содержание, в этой связи, нужно увеличивать. Хотя понятно, что не всё зависит от региональных и муниципальных властей. Денег-то не хватает. Надеюсь, со временем ситуация изменится в лучшую сторону.
— Людмила Антоновна, а что можно сказать о вашем парке техники?
— Для решения самых серьёзных отраслевых задач техники у нас хватает. Так что это не мешает нам работать.
— И каков ваш парк?
— Только дорожной техники у нас порядка 45 единиц.
— Асфальтобетонный завод у вас есть?
— Есть, хотя его мощностей нам уже не хватает. Поэтому планируем приобрести ещё один АБЗ.
— Техника у вас в основном зарубежная?
— И зарубежная, и отечественная. Мы используем всё, что помогает в работе.
— Но ведь говорят — мало иметь хорошие специализированные машины, важно ещё, кто на них работает. Вы с этим согласны?
— Целиком и полностью. У нас на предприятии есть костяк хороших специалистов. Люди работают у нас в течение многих лет. И мы дорожим каждым из них. Это действительно профессионалы. Причём среди них есть и молодые ребята.
— Даже так?
— Да, не так давно к нам устроились четыре парня. Причём именно на дорожную технику. И у каждого из них всё в порядке и с руками, и с головой.
— Так что кадровых проблем у вас нет?
— Я бы так не сказала. Толковые специалисты нужны всем. И нашему предприятию в том числе.
— А какая основная ваша проблема?
— Думаю, как и у всех строителей, она связана с ФЗ-44. Увы, ситуация здесь в лучшую сторону не меняется. И если давно работающие производственные компании на торгах ведут себя адекватно, то небольшие фирмы продолжают сбивать цены.
— Насколько сбивают?
— И на 30, и на 40 процентов. И даже больше. Сами понимаете, какое тут может быть качество.
— И какой выход?
— А выход один — закреплять в ФЗ-44 такое понятие, как предквалификация. Чтобы в торгах участвовали лишь реально работающие предприятия. С серьёзным опытом, нормальной техникой, квалифицированными специалистами. И с хорошей репутацией. Это также очень важный момент. Выиграют от этого все. И дорожники, и заказчики, и простые жители.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >