Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 11 (130), ноябрь 2017
Каким образом развивается горнопромышленный комплекс в Амурской области? Какие перспективы его ждут? И какие проблемы он испытывает? На эти вопросы нашей газете ответил директор ООО «Александровская 1» (Зейский район) Валерьян Элдарович ЛУРСМАНАШВИЛИ.
— Валерьян Элдарович, ваша компания работает в течение нескольких лет. Вы с самого начала занимались золотодобычей?
— Да, с самого начала, то есть с момента основания. Другое дело, что самостоятельно мы ведём золотодобычу четыре года. А до этого работали по договорам подрядов.
— И сколько золота добыли в этом году?
— Порядка 100 килограммов. Для нашего района весьма приличный показатель. Тем более, если говорить об относительно молодой компании.
— Сколько у вашей компании лицензий?
— На сегодняшний день мы располагаем тремя лицензиями. Ну и, конечно же, при первой возможности будем их докупать.
— Добычу ведёте промприборами?
— Да, у нас два промприбора ГГМ-3 производства одного из профильных предприятий в Чебоксарах.
— А как обстоит дело с остальной техникой?
— Скажу без преувеличения, парк у нас, действительно, большой. Есть буквально всё — бульдозеры, экскаваторы, самосвалы, погрузчики, бензовозы, краны… Плюс разнообразная автомобильная техника. Не говоря о том, что наша производственная база оснащена всем необходимым, включая современную ремонтную базу, где обслуживаются специальные машины из других компаний.
Кроме этого мы уделяем серьёзное внимание и бытовым условиям. Например, на участках все наши люди живут в исключительно удобных и тёплых помещениях. Также на каждом участке есть и бани, и прачечные, и вообще всё, что необходимо для нормального отдыха после тяжёлого трудового дня. Имеются у нас и свинарник, и курятник, и крольчатник, и теплицы и многое другое. А на следующий год планируем ещё и картофель в открытом грунте выращивать. Так что все наши работники обеспечены качественными, экологически чистыми продуктами.
— Сколько человек у вас работает?
— Наш штат составляет порядка 60 сотрудников. На сегодняшний день для нашего предприятия это оптимальная численность.
— Но ведь и проблем у вас хватает?
— Основная проблема, наверное, для всех местных отраслевых предприятий — китайские «бизнесмены». Причём слово «бизнесмены» нужно брать в кавычки, поскольку речь идёт о тех, кто подрывает сами основы бизнеса. Они просто наживаются за счёт российских природных ресурсов. Ничего не отдавая взамен. Более того, такие деятели откровенно губят нашу уникальную приамурскую природу.
— Это чисто китайские компании?
— Есть и чисто китайские. Но их можно назвать не компаниями, а бригадами «чёрных копателей», которые по договору с некоторыми российскими бизнесменами работают на их лицензионных участках. А есть якобы наши, отечественные предприятия, которыми номинально руководят граждане РФ, но на самом деле там всё функционирует исключительно за счёт китайских денег.
— Давайте по порядку. У вас в Зейском районе «чёрные копатели» работают?
— Да, и довольно активно. Думаю, их в нашей тайге уже даже не сотни, а тысячи. И это уже не те дикие золотодобытчики, которые занимались своим промыслом несколько лет назад. У тех были лишь лотки и лопаты. А нынешние «чёрные копатели» оснащены по последнему слову техники. Есть у них и современные бульдозеры, и экскаваторы нового поколения. А у некоторых даже небольшие драги имеются.
И после себя они оставляют просто уничтоженную природу. Реки губят, леса губят, землю губят… Сами понимаете, никакие экологические стандарты на них не распространяются. И наши законы они просто игнорируют.
— А как же надзорные органы?
— Это — тема отдельного разговора. Во-первых, поймать нелегала в тайге очень сложно. У них ведь юридических адресов нет. Это к нам можно прийти с проверкой в любое время. А «чёрным копателям» офисы не нужны.
Кроме того, у них чётко работает система оповещения. Даже если в тайгу приезжают проверки, китайцы просто разбегаются и отсиживаются до тех пор, пока представители надзорных органов оттуда не уедут.
— Что можно сказать о тех китайцах, которые скупают российские компании с готовыми лицензиями?
— Тут также проблем более чем достаточно. Ведь к нашей природе многие из них относятся ничуть не лучше, чем нелегальные золотодобытчики. Также моют непосредственно «на прямотоках». Тем самым уничтожая реликтовые реки. Но помимо этого, как я уже и сказал, они подрывают основы цивилизованного бизнеса.
— Каким образом?
— Как правило, это происходит на аукционах. Увы, в последние годы свободных лицензий становится всё меньше. Соответственно, торги проводятся довольно редко.
Но когда на продажу выставляются более или менее «насыщенные» лицензии, начинается ажиотаж. Вот тут-то китайцы и активизируются. Да ещё как! У нас ведь торги проводятся на повышение цены. Вот они и взвинчивают их стоимость буквально до заоблачных высот. Да и отечественные компании порой вынуждены делать то же самое. По принципу — чтобы китайцам не досталось.
И своих соотечественников я понимаю. Мы ведь работаем на этой земле. И планируем работать в течение многих лет. Для нас это дело всей жизни. А для китайцев просто средство наживы.
— До каких пределов поднимаются цены на лицензии?
— Вот вам пример. Не так давно продавалась лицензия на участок с запасами о Р1 в полторы тонны, а с запасами С1 в 200 килограммов. Начальная стоимость была определена в 13 миллионов рублей. Но в итоге игры ценник подняли до 398 миллионов.
— Но ведь при этом был потерян залоговый платёж?
— Да, и довольно большой. Но ситуация накалилась настолько, что все готовы терять деньги. Это ненормально, конечно. Но и сама история с китайской экспансией ненормальна.
— Насколько известно, добытое китайскими компаниями золото уходит в КНР. Это так?
— По крайней мере, у нас также есть такая информация. И это уже — подрыв национальной безопасности России. Думаю, в решение этого вопроса должны вмешаться сотрудники силовых структур.
— Чем ещё чревата китайская экспансия?
— В первую очередь тем, что наших детей лишают будущего. Во всём цивилизованном мире принято беречь свои природные ресурсы. А мы их разбазариваем. Тем самым грабим будущие поколения. Это касается и «уплывающего» за рубеж золота, и нашей природы, которая, повторюсь, планомерно уничтожается.
Плюс к этому нельзя забывать — для Амурской области золотодобыча всегда, испокон веков, была одним из основных видов хозяйственной деятельности. Здесь драгоценные металлы добываются в течение вот уже полутора веков. Понятное дело, что ресурсы истощаются. Но даже последние крохи теперь достаются китайцам.
Вместо того чтобы развивать геологоразведку и приращивать запасы, мы позволяем обогащаться иностранцам. И теперь можно констатировать — российское золото постепенно становится китайским. Иначе и не скажешь.
Хотя каждому очевидно — при истощении наших природных ресурсов такая ситуация приведёт к тому, что наше население останется без работы. На мой взгляд, власти должны поддерживать в первую очередь местных производителей. Понимаете, насколько это важно в то время, когда и так сокращаются рабочие места, когда людям в своём районе крайне сложно устроиться на работу? К примеру, у нас на предприятии трудятся только жители Приамурья. Из них 80 процентов — это те, кто живёт непосредственно в Зейском районе, а остальные 20 процентов — в других населённых пунктах области. Так что мы, помимо прочего, решаем задачу государственной значимости. И нам не безразлично, что будет с нашей территорией и через год, и через несколько десятилетий.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >