Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 07 (137), июль 2018
Уже в мае следующего года на Чукотке должно произойти весьма значимое событие. Причём значимое не только для самого округа, но и для всего российского Севера. А дело в том, что в ЧАО доставят плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС), получившую собственное имя «Академик Ломоносов». И этот объект должен обеспечить электрической и тепловой энергией как крупные месторождения полезных ископаемых, так и население региона. Правда, для этого требуется, чтобы ПАТЭС была обеспечена ещё и инфраструктурой, в первую очередь высоковольтными линиями 110 кВ Певек — Билибино. И вот тут, как уже и писала наша газета, могут возникнуть проблемы, которые, если говорить откровенно, на Дальнем Востоке не раз возникали. Особенно при реализации крупных промышленных проектов.
Но для начала — о самой атомной теплоэлектростанции. На сегодняшний день ПАТЭС является, пожалуй, наиболее эффективным и безопасным энергообъектом для транспортно изолированных от материка территорий. А это, как правило, либо островные, либо полуостровные регионы. И этим всё сказано, ведь станция не зря называется плавучей. По сути, это большой корабль с энергоблоками. Он пришвартовывается к берегу. И является мощным энергетическим центром, от которого по заранее построенным (это, кстати, важный момент!) линиям электропередачи энергия направляется напрямую потребителям — как промышленным, так и частным. Что же касается непосредственно «Академика Ломоносова», то он представляет собой действительно громадный корабль высотой с 12-этажный дом. А длина этого объекта составляет ни много ни мало 144 метра. Помимо энергоблоков ПАТЭС оснащена всей необходимой технической «начинкой». А вся деятельность ведётся из центрального поста.
Теперь — о технологических особенностях «Академика Ломоносова». Эта станция, как уже и отмечалось, будет обеспечивать потребителей и электрической, и тепловой энергией. Что позволит заменить «выпавшие» мощности и Билибинской АЭС, и Чаунской ТЭЦ. А ещё ПАТЭС в состоянии опреснять морскую воду в объёме до 240 кубометров в сутки. Это вообще интересный момент, ведь многие аналитики не зря предупреждают — через пару десятков лет одним из самых востребованных богатств планеты станет именно пресная вода. Так что разработчики ПАТЭС, по сути, сыграли на опережение.
Ну и наконец последние информационные детали. Экипаж «Академика Ломоносова» будет состоять из 96 человек. А работу здесь планируется вести вахтовым методом. Для сотрудников также предусмотрено всё необходимое — комфортабельные каюты, кабинеты для управленцев, удобная столовая, тренажёрный зал, сауна, прачечная, библиотека и даже пресс-рум для общения с корреспондентами СМИ. Последнее — явно не случайно, ведь к работе ПАТЭС наверняка будет приковано пристальное внимание прессы.
Что же касается экономических показателей, то стоит отметить — стоимость первого блока ПАТЭС составила шестнадцать с половиной миллиардов рублей. В эту сумму обошлось и создание самой станции, и формирование береговой инфраструктуры. В частности, гидротехнических сооружений и объектов для швартовки.
Кстати, изготавливали ПАТЭС на одном из крупнейших в России судостроительных предприятий — ОАО «Балтийский завод». Проектировщиком же выступил институт «Атомэнерго». Ну а заказчиком — знаменитая корпорация «Росатом». Соответственно, здесь были соблюдены все параметры — и сугубо производственные, и экологические. А если вести речь непосредственно об экологии, то нелишне заметить — как раз плавучие атомные станции являются наиболее безопасными для окружающей среды. Об этом, между прочим, свидетельствует мировой опыт. Что объяснимо, ведь гораздо безопаснее установить энергоблоки в изолированных условиях судна, чем строить их на земле, в зоне вечной мерзлоты.
Также показательно, что уровень обогащения топлива на «Академике Ломоносове» строго соответствует параметрам МАГАТЭ. Более того, согласно передовым технологическим разработкам, сама ПАТЭС может выдержать любые внешние нагрузки — штормы, цунами, взрывы. Так что станция для населения совершенно безопасна. И, повторимся, крайне необходима.
Вопрос теперь только в одном — как известно, ПАТЭС прибудет на Чукотку менее чем через год. Но вот успеют ли участники проекта построить ВЛ 110 кВ Певек — Билибино? Об этой непростой ситуации, связанной с созданием сетевого хозяйства в ЧАО, мы достаточно подробно писали в прошлом номере, так что повторяться не будем. Скажем лишь, что на основе нашей публикации мы подготовили официальные журналистские запросы (ФЗ «О средствах массовой информации» нам это позволяет в полном объёме) многим высокопоставленным руководителям. Включая полпреда Президента РФ в ДФО Юрия ТРУТНЕВА, Генпрокурора России Юрия ЧАЙКУ, главу Минвостокразвития Александра КОЗЛОВА, бизнес-омбудсмена Бориса ТИТОВА, председателя правления — генерального директора ПАО «РусГидро» Николая ШУЛЬГИНОВА, губернатора Чукотского автономного округа Романа КОПИНА и других. Также мы направили публикацию председателю Комитета по региональной политике и делам Севера и Дальнего Востока Государственной думы РФ Николаю ХАРИТОНОВУ. Теперь ждём ответов, которые также обязательно будут опубликованы в нашей газете.
Но хочется верить, что вся сетевая инфраструктура будет построена в срок, без срывов. Хотя теперь это, увы, не факт. О чём говорить, если даже член совета директоров ПАО «РусГидро» Вячеслав КРАВЧЕНКО в официальном письме признал: «Сроки реализации указанных объектов (ВЛ 110 кВ Певек — Билибино.— Ред.) соблюдены не будут». И вот тут может возникнуть парадоксальная ситуация. ПАТЭС уже построена. В неё вложены громадные бюджетные деньги. И менее чем через год она прибудет на Чукотку. И что дальше? Дорогостоящая станция будет стоять «колом», поскольку высоковольтная линия в срок построена не будет? А зачем тогда было, как говорится, огород городить? Для чего строилась сама ПАТЭС? Ведь нетрудно догадаться, каждый день простоя «Академика Ломоносова» — это опять-таки большие деньги. Не говоря уж о том, что при таком простое будут тормозиться многие важные для территории социально-экономические проекты, связанные и с освоением крупнейших месторождений, и с обеспечением населения нормальным уровнем жизни.
Впрочем, удивляться этому не приходится. Это, к сожалению, обычная российская действительность. В своё время в Якутии была построена железная дорога Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях). Протяжённость магистрали составила 800 с лишним километров. Причём прокладывали её в тяжелейших условиях Севера. Но и цель была благой — обеспечить транспортной инфраструктурой отдалённые северные территории. Территории, где люди тепловозов в глаза не видели, территорий, куда уж точно, как в старой песне, «только самолётом можно долететь». И вот после того, как железная дорога была построена и вышла на берег Лены, выяснилось — мост через реку строить не будут. Вначале из-за каких-то внутренних противоречий между различными федеральными и региональными ведомствами, затем — по банальной причине отсутствия денег.
Сейчас вроде бы вопрос о строительстве этого мостового перехода опять поднимается, но где гарантия, что всё опять не сдвинется на неопределённый срок? И возникает резонный вопрос: а зачем было вообще строить магистраль, коль скоро моста нет и в ближайшей перспективе его не будет? Ведь большая часть территории Якутии расположена как раз на другом берегу Лены. Второй момент — сугубо экономический. В ценах 2006 года стоимость мостового перехода составляла 13 миллиардов рублей. Сейчас составляет 56 миллиардов, а некоторые специалисты оценивают строительство вообще в 77 миллиардов. Такое вот отношение к бюджетным средствам. Не говоря уж об интересах населения Дальнего Востока.
Примерно то же самое можно сказать и о проектах строительства АЭС во многих регионах за Уралом. Такие идеи вынашивались ещё с конца восьмидесятых годов прошлого века. Например, речь шла о строительстве вначале Дальневосточной, а затем и Приамурской атомных электростанций. Но всё в очередной раз «заболтали». И теперь, видимо, на этих проектах можно поставить большой жирный крест. Как бы что-то подобное не получилось с вводом в эксплуатацию ПАТЭС «Академик Ломоносов». Точнее, с обеспечением этого объекта сетевой инфраструктурой. Но об этом даже думать не хочется. Иначе это будет просто беда. И для бюджета, и для инвесторов, и для населения.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >