Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 07 (137), июль 2018
Развитие транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке было и остаётся важнейшей государственной задачей. Что не раз озвучивалось на всех уровнях, до президентского включительно. И такое внимание к региональной логистике не удивительно, ведь для ДФО характерны и громадные расстояния, и бездорожье. Само собой, это отражается буквально на всех социально-экономических показателях территории. Однако даже на этом фоне Сахалин, как единственная в России островная, а значит, полностью изолированная от материка область, занимает особое место. Добраться сюда, как, собственно, и выбраться отсюда можно, главным образом, самолётом. Поэтому строительство аэровокзала в Южно-Сахалинске для региона — одна из первичных задач.
Впрочем, речь идёт даже не об аэровокзале, а о целом аэровокзальном комплексе общей площадью почти 40 тысяч квадратных метров. Для сравнения: строящийся аэропорт столицы ДФО Хабаровска в размерах куда как скромнее. Всего 26 тысяч квадратов. Но не стоит упрекать сахалинцев в гигантизме. Дело в том, что многие промышленные проекты подразумевают постоянный пассажиропоток. Плюс к этому рыбопромышленные компании постоянно привлекают на путину работников из материковой части страны.
Второй «магнит», притягивающий сюда людей,— туризм. И это не рекламная иллюзия, а констатация факта. Мягкие и снежные зимы уже сделали горнолыжный комплекс «Горный воздух» одним из самых востребованных спортивных объектов за Уралом. Более того, после скачка курса валют тысячи наших соотечественников переориентировались с европейских зимних курортов на отечественные. И не в последнюю очередь на Сахалин.
Ещё момент. В ближайшее время на острове пройдут Международные спортивные игры «Дети Азии», и это, в свою очередь, обеспечит приезд участников, как минимум, из двух десятков зарубежных стран. А если взять в качестве примера Курилы? Посетить это чудо природы, только по официальной статистике, мечтает каждый пятый взрослый гражданин России. Так что пассажиропотоком Сахалин, можно сказать, обеспечен. Поэтому строительство современного и чрезвычайно мощного аэровокзального комплекса — одна из приоритетных задач для всего региона.
А теперь — почему аэровокзальный комплекс называется именно комплексом. Дело в том, что здание аэровокзала будет одним из нескольких профильных объектов. Здесь также предусмотрено строительство современной гостиницы, многоуровневой парковки и другой инфраструктуры. Чтобы каждый пассажир чувствовал себя максимально комфортно. Да ещё и получал эстетическое удовольствие, поскольку в дизайне комплекса использован образ сахалинских сопок. Так что это, без преувеличения, уникальный объект. Уникальный во всех отношениях.
Интересно и проектное решение для самого аэровокзала. Как уже не раз отмечали сахалинские СМИ, это здание довольно сложной геометрической формы. Со стороны перрона оно прямое, а со стороны привокзальной площади — изогнутое. Такая модель позволит увеличить поток автотранспорта, подъезжающего к аэропорту.
Что же касается основного функционала, то тут также всё современно. А главное — удобно для пассажиров. Например, здесь будет обеспечен доступ самолётов непосредственно к шести телескопическим трапам. То есть почти каждый пассажир сможет перейти в салон лайнера прямо из тёплого помещения. А ещё в здании будут учтены все требования по обслуживанию людей с ограниченными возможностями. И это далеко не все те преимущества, которые даст людям новый аэровокзальный комплекс, ведь профильная инфраструктура предусматривает кафе, магазины, зоны отдыха, детские площадки и так далее. Также стоит отметить, аэровокзал рассчитан на обслуживание 550 пассажиров внутренних авиалиний и 250 пассажиров авиалиний внешних. В час, разумеется. Хотя при необходимости эта численность может быть расширена минимум в полтора раза.
И вот что важно. Генеральным подрядчиком на строительстве аэровокзального комплекса является компания ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68» во главе с Александром ВЕКЛИЧ. Это одно из старейших региональных строительных предприятий с богатой производственной историей.
Предприятие было образовано более полувека назад, 1 февраля 1964 года в качестве мехколонны № 68 треста «Востоксибэлектросетьстрой». Спустя 10 лет организация вошла в состав «Дальэлектросетьстроя». А в постсоветский период мехколонна стала филиалом ОАО «ДЭСС». Наконец, 1 сентября 2003 года компания была переименована в ООО «СМК № 68». И на сегодняшний день предприятие является одним из самых заметных участников строительного рынка Сахалина. По крайней мере, большинство объектов энергетического строительства на острове сдаётся именно благодаря коллективу ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68». Не случайно эта производственная структура — давний партнёр ПАО «Сахалинэнерго» (а по сути, такого гиганта, как ПАО «РусГидро»).
Предприятие системно и исключительно качественно занимается строительством, ремонтом и реконструкцией объектов сетевого хозяйства. Да и других значимых объектов в отраслевом активе компании также хватает. Что не удивительно, ведь практически все заказчики знают — свои обязательства ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68» выполняет качественно и в строго установленные сроки. Так что присутствие этого предприятия в качестве генерального подрядчика на строительстве аэровокзального комплекса Южно-Сахалинска — вполне объяснимый момент. Объяснимый, но с одной лишь поправкой.
Увы, ни для кого не секрет, что сейчас серьёзную долю крупных проектов в сфере промышленного и транспортного строительства на Дальнем Востоке реализуют федеральные мега-компании, в частности структуры Аркадия РОТЕНБЕРГА и Руслана БАЙСАРОВА. Достаточно вспомнить мостовые переходы в Китай в Благовещенске (Амурская область) и Нижне-Ленинском (ЕАО), обход Хабаровска и ряд других масштабных строек, чтобы понять — на региональный рынок вышли глобальные игроки.
Не станем рассуждать на тему, как это происходит. Выдвигать версии о лоббизме дело неблагодарное. Не будем делать и выводы о том, как подобная практика отражается на жизнеспособности дальневосточных отраслевых компаний. Но не редко получается так, что местные строительные предприятия остаются без работы. В лучшем случае им приходится довольствоваться копеечными субподрядами. А в худшем — вообще банкротиться.
Конечно, эта тема отдельного разговора. И обвинять федеральные мега-компании в экспансии не стоит. В конце концов, тут проявляется целый комплекс проблем, связанных и с минимизацией объектов, выставляемых на конкурсы и аукционы, и с необходимостью предоставлять на торгах запредельные банковские гарантии, и со всеми минусами ФЗ-44.
Однако факт остаётся фактом, все более или менее серьёзные объекты на Дальнем Востоке строят структуры, зависимые от федеральных финансово-промышленных групп. Поэтому, когда стало известно, что принято решение о строительстве аэровокзального комплекса в Южно-Сахалинске со стоимостью в семь с лишним миллиардов рублей, у людей знающих сомнений не было — генподряд достанется очередной мега-компании. Но уж никак не местным предприятиям.
И, что называется, грянул гром. Победителем была признана хоть и крупная, но в то же время именно местная организация — ООО «Сахалинская механизированная колонна № 68». Правда, стоимость объекта существенно уменьшилась — до 6 миллиардов 700 миллионов рублей.
По сути, сам факт был уже удивителен. Важно, что одним из условий победы на торгах было согласие участников строить аэровокзал без аванса. То есть за свои деньги. Это, если уж говорить откровенно, зачастую и является залогом успеха тех самых мега-компаний, о которых мы и говорили.
Ну, какое региональное предприятие сможет «достать из кармана» несколько миллиардов рублей, предназначенных для строительства? Это под силу лишь мощным федеральным промышленным группам, обладающим почти безграничными ресурсами. По крайней мере, редакция нашей газеты в последние годы ни с чем подобным не сталкивалась. Хотя мы стараемся внимательно отслеживать всё, что происходит на строительных рынках Якутии и Камчатки, Хабаровского края и Приморья, Колымы и Амурской области… И, конечно же, Сахалина. И практически нигде строители без тридцатипроцентного аванса не работают.
Однако руководство ООО «СМК № 68» пошло на такое условие. Конечно, для этого пришлось взять крупный банковский кредит. Что было, видимо, непросто. Но компании, с учётом безупречной финансовой репутации, кредит предоставили.
А теперь — просто ремарка. Или, скажем, личное мнение автора. Ни для кого не секрет, что власти регионов нередко используют свои административные ресурсы для поддержки собственных производственников. И ничего страшного в этом нет. У каждого нормального губернатора есть множество ЗАКОННЫХ, специально это подчёркиваем — ЗАКОННЫХ способов поддержать местных промышленников. Ведь именно на местах предприниматели создают рабочие места, именно на местах они платят налоги в бюджеты всех уровней, именно на местах они вкладывают свои средства в поддержку различных социальных программ.
Так что цивилизованный, законный и, что важно, дальновидный протекционизм обязательно нужен. Особенно на Дальнем Востоке с его сложными климатическими, логистическими и экономическими условиями. Да ещё и с его дополнительными «минусами». Не случайно в майском номере нашей газеты губернатор Сахалинской области Олег КОЖЕМЯКО недвусмысленно заметил в своём интервью: «…Я имею в виду неравные условия, в которых оказываются местные строительные компании по сравнению с „материковыми“. Судите сами, демпинг на торгах нередко достигает 40–70 процентов. Но островные организации не могут так снижать цены, поскольку в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работодатели должны предоставлять работникам так называемые государственные гарантии, которые включены в себестоимость продукции. А участвующие в закупках организации из других регионов страны такие затраты не несут. Разумеется, это даёт им конкурентное преимущество по цене… Выживать в таких условиях местным отраслевым структурам крайне сложно. В результате компании банкротятся, снижается уровень оплаты труда, возникают проблемы с привлечением квалифицированных кадров».
Разумеется, спорить с такой позицией губернатора Сахалина сложно. Он абсолютно прав. Нам достоверно неизвестно, оказывает ли Олег Кожемяко поддержку ООО «СМК № 68» и другим региональным предприятиям. Но если оказывает, то это просто здорово. Ведь когда местная компания реализует столь масштабный проект, от этого выигрывает вся территория. И Олег Николаевич, как дальновидный руководитель, это наверняка понимает.
Кстати, уже в середине июня губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко побывал на строительстве аэровокзального комплекса Южно-Сахалинска. И признал — всё здесь идёт, как положено: «Стройка развёрнута, то, что было намечено сделать в тёплый период года, выполняется, хотя погода и вносит свои коррективы. Строители понимают, насколько важно сейчас выполнить монтажные работы, чтобы осенью начать внутренние в новом аэровокзальном комплексе».
Ну а коль скоро глава региона говорит со строителями на одном, профессиональном языке, значит, работа идёт в унисон. Значит, аэровокзальный комплекс нового поколения будет сдан вовремя и с надлежащим качеством. Вот что значит местный, проверенный генподрядчик.
А вот в Хабаровске всё получилось несколько иначе. Здесь контракт на строительство аэропорта Новый выиграл… турецкий консорциум Limak-Marashstroy. При этом, как отмечает ТАСС, здесь будут выполняться работы по «развитию терминальной инфраструктуры за 5 миллиардов рублей и зоны ArtCity — строительство гостинично-делового и выставочного комплексов с объёмом вложений в общей сложности 4 миллиарда рублей». Увы, непонятно, почему контракт на строительство столь важного для Хабаровска объекта выиграла турецкая компания? Не местная и даже не российская? Кроме того, насколько нам известно, в отличие от сахалинского проекта здесь всё реализуется по стандартной отраслевой схеме — с выплатой аванса. В отличие от ситуации в Южно-Сахалинске, где аэровокзальный комплекс строится за средства генподрядчика.
Так что строительство на Сахалине идёт полным ходом. Хотя и проблемы здесь, конечно же, есть. Причём проблемы довольно серьёзные. И касаются они даже не отдельно взятого объекта, а всего регионального строительного рынка.
Наша газета не раз публиковала мнение руководителей строительных компаний, которые в один голос говорили примерно следующее: качество проектной документации зачастую оставляет желать лучшего. Что нередко отражается на сроках сдачи объектов, ведь на доработку и устранение ошибок нужно время.
Генеральный директор ООО «СМК № 68» Александр Веклич согласен с коллегами: «В нашем случае произошло почти то же самое. Многие важные отраслевые моменты проектировщик просто не учёл. Правда, у нас здесь постоянно находится ГИП, так что недочёты устраняем на месте. И сдвигать сроки сдачи объекта по этой причине не придётся. Но проблема действительно серьёзная».
Кроме того, в сметной документации не были учтены многие другие вопросы, связанные с оплатой труда строителей, командировочными расходами и так далее. Все эти важные для любого предприятия затраты были срезаны на этапе проведения государственной экспертизы. Но, несмотря на все сложности, коллектив ООО «СМК № 68» работает с полной отдачей. В рамках установленных сроков и исключительно качественно.
Алексей Игорев
Фото sakh.com
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >