Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 06 (136), июнь 2018
В прошлом номере нашей газеты был опубликован материал «Энергомост доброй надежды», в котором речь шла о развитии энергетической инфраструктуры Чукотского автономного округа. А по большому счёту всего российского Севера, поскольку ввод в эксплуатацию плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и строительство двух высоковольтных линий 110 кВ Певек — Билибино позволит обеспечить электроэнергией крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Такие, как Майское, Кекура, Купол, Песчанка и так далее. Также это создаст условия для продвижения множества социальных проектов. Но тут уже проявляются серьёзные проблемы. И это — открытый сигнал для властей.
В распоряжении нашей редакции оказалось несколько документов, действительно свидетельствующих о серьёзности ситуации. В частности, обращение руководителей компании ООО «Геонтерра» к главе исполкома регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автономном округе Алёне ВАКАРИК. Там всё отражено крайне чётко, убедительно и, главное, предельно доказательно. Поэтому процитируем текст практически без изменений:
«ООО „Геон Терра“ — предприятие среднего бизнеса, несколько лет активно работающее на объектах энергетики Чукотского автономного округа. С 2016 года совместно с ИП Дон — местным предпринимателем Чукотки, имеющим большой опыт работы на территории Крайнего Севера, мы реализуем проект (имеется в виду выполнение части проектно-изыскательских работ. — Ред.) „Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино“. И в настоящее время мы с большой горечью и болью наблюдаем за действиями руководителей ПАО „РусГидро“, которым поручена реализация этого серьёзного проекта, имеющего особую значимость для экономики Чукотки. Первоначальная стоимость указанного проекта составляла 26 миллиардов рублей. Эта цифра была публично озвучена на всех уровнях, а также подтверждена положительным заключением государственной экспертизы Чукотского автономного округа № 87-1-2-1-0009-17, № 87-1-2-1-0010-17, № 87-1-3-0010-17. Исходя из этой расчётной стоимости строительства обеспечивалось минимальное прогнозное тарифообразование цены на электроэнергию в Чукотском автономном округе.
Каково же было наше удивление, когда на сайте государственных закупок (zakupki.gov.ru) мы обнаружили протокол выбора победителя способом закупки у единственного источника с целью разработки проекта „Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино“. С первого взгляда стало ясно, что данные процедуры проведены с нарушениями Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ от 5 мая 2013 года № 44-ФЗ и указа Президента Российской Федерации № 618 „Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции“ от 21 декабря 2017 года.
Дело в том, что ПАО „РусГидро“ является государственной компанией, и она обязана эффективно и рационально расходовать бюджетные средства. Тем более что
на сайте проектов постановлений Правительства РФ обнародован документ, подтверждающий, что на строительство вышеуказанной ВЛ планируется выделить именно бюджетные средства.
А теперь — об „эффективности“ их освоения. Согласно тексту протокола № 1241/21 заседания центральной закупочной комиссии АО „Чукотэнерго“ (дочерней компании ПАО „РусГидро“. — Ред.), оказание услуг по управлению строительством для реализации первого этапа проекта оценено в 575 миллионов 662 тысячи 30 рублей, а выполнение работ по разработке рабочей документации и выполнению инженерных изысканий — в 774 миллиона 158 тысяч 344 рубля.
Занимая ответственную гражданскую позицию, мы провели на сайте государственных закупок тщательный анализ аналогичных торгов, итоги по которым уже подведены и опубликованы, и выявили, что стоимость работ существенно завышена. В рамках подобных проектов управление строительством оценивалось в среднем в 22 миллиона рублей, а разработка рабочей документации (если на проект ВЛ 110 кВ Певек — Билибино распространить подобное ценообразование) в 322 миллиона рублей. Таким образом, ПАО „РусГидро“ завысило стоимость работ в первом случае на 553 миллиона рублей (575 млн минус 22 млн равняется 553 млн), а во втором случае — на 452 миллиона рублей (774 млн минус 322 млн равняется 452 млн). То есть суммарный коэффициент завышения по обеим позициям составляет в среднем 2,92.
Соответственно, ПАО „РусГидро“ завысило ценообразование на начальном этапе реализации проекта в 2,92 раза. Если применить этот коэффициент к общей стоимости строительства (а она, напомним, составляет 26 миллиардов), то общие расходы на реализацию всего проекта могут составить уже 76 миллиардов рублей.
А суммарное завышение будет составлять в этом случае 50 миллиардов. Эти расходы, со всей очевидностью, будут включены в тарифы АО „Чукотэнерго“ и лягут тяжким бременем на экономику Чукотки. По нашим расчётам, увеличение тарифа может достигнуть планки в 8,7 рубля за один киловатт-час.
Следует также отметить, что проблемы с неэффективным расходованием бюджетных средств у ПАО „РусГидро“ уже были. В феврале 2013 года на заседании президентской комиссии по ТЭК Президент РФ Владимир ПУТИН, обращаясь к председателю правления ПАО „РусГидро“ Евгению ДОДУ, прямо указал, что при строительстве Загорской ГАЭС-2 „миллиард … ушёл“. Нет никаких сомнений, что в данном случае мы можем наблюдать аналогичную картину. Только сейчас имеется неэффективное расходование средств на тот же миллиард, причём на самом старте проекта».
Вот такое письмо есть в нашей редакции. Кстати, протокол центральной закупочной комиссии АО «Чукотэнерго», на который ссылаются авторы, свидетельствует ещё и о другом. Оказывается, для выполнения профильных на строительстве ВЛ 110 кВ, где фигурируют громадные и, совсем не исключено, завышенные суммы, конкурсы по выбору подрядчиков проводиться не будут. На официальном языке это называется «закупкой у единственного источника». Процитируем выписку из протокола № 1241/21 центральной закупочной комиссии АО «Чукотэнерго»:
«Решение
1. Согласовать проведение первоочередных закупок к ГКПЗ-2018 года в соответствии с приложением к настоящему протоколу по лотам:
1.1. Оказание услуг по управлению строительством для реализации первого этапа строительства проекта „Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино (лот № 331.1) плановой стоимостью 575 662 030,90 рубля способом закупки у единственного источника АО „УК ГидроОГК“;
1.2. Выполнение работ по разработке рабочей документации и выполнению инженерных изысканий, необходимых для разработки рабочей документации для реализации проекта „Строительство двух одноцепных ВЛ 110 кВ Певек — Билибино (лот № 322.1) плановой стоимостью 774 158 344, 92 рубля с НДС, способом закупки у единственного источника АО „Ленгидропроект“».
Вот так! Более того, у нас есть документы, что выбор «единственного источника» проявился на основании служебной записки заместителя генерального директора по капитальному строительству ПАО «РусГидро» Н. КАРПУХИНА. И чем он руководствовался, предлагая в качестве «единственных источников» вполне конкретные компании, мы можем только догадываться. Как и о том, почему здесь фигурируют столь громадные суммы.
К счастью, в региональном отделении Общероссийского народного фронта в Чукотском автономном округе оперативно вмешались в ситуацию. И направили соответствующую информацию в Центральный штаб ОНФ. В итоге Президент РФ Владимир ПУТИН 3 мая этого года подписал указ о выделении бюджетных средств на строительство ВЛ 110 кВ Певек — Билибино в размере 13 миллиардов рублей. Что соответствует первоначальному, не завышенному объёму финансирования. Таким образом, специалисты ОНФ выровняли эту ситуацию. И это радует.
Впрочем, дело не только в деньгах. Специалисты отмечают, что под большим вопросом оказывается и сам проект. По крайней мере, сроки его реализации. Эта же информация уже стала достоянием некоторых СМИ. Вот что пишут наши коллеги: «Неоднократные попытки сдвига сроков предпринимались руководством ПАО „РусГидро“ начиная с мая 2017 года. Сначала, по имеющейся у нас информации, тут предприняли тактику проводить обсуждения уже ранее принятых и давно согласованных проектных решений. А дальше эти решения снова и снова „пускались по кругу интересантов“ для очередных согласований.
Но самое интересное заключается в том, что мнение журналистов фактически поддержал член совета директоров… самого ПАО «РусГидро», заместитель министра энергетики РФ Вячеслав КРАВЧЕНКО. Ещё в июле 2017 года он направил официальное письмо полпреду Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрию ТРУТНЕВУ, где был обозначен и перечень объектов энергетики Чаун-Билибинского промышленного узла, которые должны быть построены, и сроки реализации этих проектов. Вот что говорится по поводу тех ВЛ, о которых речь шла выше: «Сооружение двух одноцепных линий электропередачи 110 кВ между городами Певек и Билибино. Первая цепь должна быть сооружена в 2019 году, к моменту ввода ПАТЭС (плавучей атомной теплоэлектростанции. — Ред.), вторая цепь должна быть сооружена в 2021 году, к моменту вывода из эксплуатации Билибинской АЭС».
Кажется, всё понятно. Сроки обозначены весьма конкретно, 2019 и 2021 годы соответственно. И это не чьи-то пожелания, а пункты официального перечня, который был сформирован Минэнерго России в соответствии с поручениями Правительства РФ. Но будут они соблюдены? На этот вопрос ответил сам Вячеслав Кравченко в своём письме Юрию Трутневу:
«В соответствии с информацией, представленной ПАО „РусГидро“ (речь идёт о письме председателя правления ПАО „РусГидро“ Н. Г. ШУЛЬГИНОВА. — Ред.) сроки реализации указанных мероприятий соблюдены НЕ БУДУТ. Так ввод первой цепи ВЛ 110 кВ между городами Певек и Билибино ПАО „РусГидро“ планируется не ранее четвёртого квартала 2020 года, второй цепи — в декабре 2021 года. При этом необходимо отметить, что в соответствии с планом организации строительства проектно-сметной документации (ПСД), разработанной ООО „Премьер-Энерго“ по заказу ПАО „РАО ЕЭС Востока“ (также дочерняя структура ПАО „РусГидро“. — Ред.) и получившей заключение экспертизы Чукотского автономного округа в марте 2017 года, нормативный срок строительства первой цепи ВЛ 110 кВ, с учётом специфики проведения строительно-монтажных работ в условиях Крайнего Севера, составляет 27 месяцев. При условии строгого соблюдения указанного срока обеспечить ввод первой цепи не позднее декабря 2019 года было возможно, однако никаких реальных действий компанией до сих пор не принято. Конкурс на проведение строительно-монтажных работ до сих пор не проведён, генеральный подрядчик не отобран, оборудование не заказано, навигация 2017 года фактически упущена. Более того, разработанная ПСД до сих пор не направлена в Главгосэкспертизу для получения заключения, что является обязательным условиям для получения средств федерального бюджета».
Да уж, если член совета директоров ПАО «РусГидро» говорит о том, что сроки ввода в эксплуатацию важнейших энергообъектов могут быть сорваны, видимо, так оно и будет. И это уже не мнимые злопыхательства недоброжелателей, а конкретный факт. Более того, Вячеслав Кравченко недвусмысленно сообщает: «Неисполнение поручений Правительства Российской Федерации и срыв плановых сроков завершения реализации особо важных проектов в сфере электроэнергетики в Дальневосточном федеральном округе допускается ПАО „РусГидро“ и по ряду других проектов». В качестве примера он приводит ВЛ 220 кВ Оротукан — Палатка — Центральная. И разъясняет суть проблемы: «С целью завершения проекта по строительству ВЛ 220 кВ Оротукан — Палатка — Центральная… Правительством РФ было поручено ПАО „РусГидро“ включить в инвестиционную программу общества мероприятия по строительству вышеуказанного объекта, а Минэнерго России совместно с Минвостокразвития России обеспечить компенсацию ПАО „РусГидро“ расходов на строительство за счёт средств федерального бюджета. Однако мероприятия по строительству ВЛ не были включены в инвестиционную программу. Кроме того, не были приняты меры по обеспечению источником финансирования мероприятий по технологическому присоединению объекта в полном объёме для последующего подтверждения фактически понесённых расходов в целях получения ПАО „Магаданэнерго“ (очередная „дочка“ ПАО „РусГидро“. — Ред.) компенсации за счёт средств федерального бюджета. Что ставит под угрозу выполнение заявленных сроков по вводу объекта 28 декабря 2018 года».
Словом, член совета директоров и одновременно замглавы Минэнерго России Вячеслав Кравченко, действительно, недвусмысленно обозначил суть проблемы. И подчеркнул, что сроки сдачи в эксплуатацию в том числе и ВЛ 110 кВ Певек — Билибино могут быть сорваны.
Между тем власти Чукотского автономного округа либо не знают о проблемах, либо считают, что всё здесь будет нормально, несмотря на инфраструктурные сложности. По крайней мере, первые лица региона по-прежнему публично высказываются о важности этого проекта. Например, в конце мая этого года в Мурманск из Санкт-Петербурга прибыла та самая плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов», которая после проведения всех необходимых работ уже через год отправится на Чукотку.
На торжествах побывал и губернатор ЧАО Роман КОПИН. Он в очередной раз подчеркнул: ПАТЭС может коренным образом изменить жизнь в Арктике. И с главой региона сложно не согласиться. Проект, без преувеличения, уникален. Причём во всех отношениях. Он вообще не имеет аналогов в мире. Более того, его реализация наверняка скажется на освоении богатейших месторождений полезных ископаемых восточной России. Той же Баимской зоны, например. Мы не случайно ещё в прошлом номере нашей газеты процитировали высказывание начальника Департамента промышленности и сельскохозяйственной политики правительства Чукотского автономного округа Леонида НИКОЛАЕВА, который констатировал: «Проект ввода в эксплуатацию ПАТЭС, а также строительство двух очередей ВЛ необходим нашему региону. От этого зависит не только развитие Чаун-Билибинского промышленного узла, но и реализация множества других социально-экономических проектов. За счёт этого Чаун-Билибинский промузел будет обеспечен электроэнергией, а Певек — теплом».
Но при всём этом нетрудно догадаться — без инфраструктуры, то есть без тех же высоковольтных линий электропередачи, плавучая атомная теплоэлектростанция станет никому не нужным грузом. По крайней мере, никаких масштабных задач её ввод не решит. Тем более что ПАТЭС доставят на Чукотку уже летом 2019 года. А теперь вспомним, что по первоначальному проекту первую очередь ВЛ 110 кВ Певек — Билибино должны были построить также в 2019 году. В этой связи всё получалось логично и технологично. Вот — станция, вот — ВЛ. Всё взаимосвязано.
Но что получится, если линия в срок построена не будет? Значит, сместятся по времени и все другие проекты? Иначе какое тут может быть объяснение? Поэтому проектировщики в своём обращении, направленном в 2017 году сенатору Совета Федерации РФ Анне ОТКЕ отметили: «Просим Вас обратиться в Правительство РФ с предложением ускорить реализацию выполненных проектных работ по модернизации электросетевой инфраструктуры Чукотского автономного округа и обеспечить их дальнейшее финансирование для сооружения объектов в установленные планами сроки…»
Кстати, о финансировании... В этом вопросе также наблюдаются странности. Средства выделены, но распоряжается ими ПАО «РусГидро» весьма своеобразно. Так, работы, выполненные подрядчиками ещё летом 2016 года, до сего дня не оплачены. Но об этом мы ещё расскажем в одном из следующих номеров.
Словом, вот такие проблемы проявляются при реализации важнейшего для российского Севера проекта. Мы будем следить за развитием событий.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >