Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 06 (136), июнь 2018
Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Меркурий» вызывает множество вопросов со стороны представителей рыбацкого сообщества. Точнее, почти все рыбопромышленники согласны — сама идея неплохая. Уже давно пора переводить отраслевую деятельность в информационный формат. Вот только работа ФГИС «Меркурий» в режиме реального времени наверняка будет сопровождаться серьёзными проблемами для участников рынка. Наиболее полно и профессионально это отражено в справке, которую подготовила Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области во главе с Максимом КОЗЛОВЫМ. В распоряжении нашей редакции есть этот документ. И сегодня мы его публикуем полностью, поскольку он представляет реальный интерес для всех рыбопромышленных предприятий регионов. И содержит конкретные отраслевые рекомендации.
В связи с многочисленными обращениями пользователей водными биологическими ресурсами по вопросам работы ФГИС «Меркурий» Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области выступила с инициативой проведения семинара с представителями Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.
В процессе обсуждения были выявлены следующие, имеющие существенное значение вопросы, неразрешение которых может привести к проблемам выписки электронных ветеринарных сертификатов:
1. Вопрос выписки ветеринарных сертификатов в районах, где отсутствует интернет-связь.
По результатам совещания в июле 2017 года в городе Южно-Сахалинске, где был поднят вопрос доступности связи, Ассоциация направила запрос основным операторам о покрытии связью Сахалинской области. В результате полученного ответа следует, что регион охвачен связью только на 30 процентов. Таким образом, в 70 процентах Сахалинской области связь отсутствует.
Для справки: всё побережье Сахалина распределено на рыбопромысловые участки, где осуществляется добыча (вылов) тихоокеанских лососей, следовательно, без связи находятся не менее 70 процентов пользователей, поставляющих на рынок серьёзную долю продукции. В пересчёте на натуральные цифры вылова, при среднемноголетней добыче в 120 000 тонн, это составляет 84 000 тонн уловов тихоокеанских лососей. В стоимостном выражении продукции, при условии её стоимости за 1 килограмм 150 рублей, это не менее 11 миллиардов рублей оборота.
Как было указано представителями Россельхознадзора в районах, где отсутствует связь, разрешат подавать сертификаты на бумажных носителях. Необходимо отметить, что ранее выписка сертификатов на рыбу-сырец, доставляемую с мест добычи (ставных морских неводов) до перерабатывающих береговых заводов и перерабатывающих судов, не предусматривалась. Дополнительная обязанность создаст существенные проблемы и новые административные барьеры для хозяйствующих субъектов.
2. Вопрос интеграции данных о транспортировке рыбы-сырца от мест добычи (с орудий лова) на перерабатывающие береговые заводы и суда из электронных промысловых журналов в федеральную государственную информационную систему «Меркурий».
Введение электронных промысловых журналов в настоящее время законодательно не предусмотрено. Нормативные акты находятся в процессе разработки. В тестовом режиме идёт апробация журналов на ряде судов рыбопромыслового флота.
При этом для маломерных судов, обслуживающих береговые неводы, Федеральное агентство по рыболовству только сейчас пытается разработать упрощённые системы, способные передавать данные о местоположении судна (технические средства контроля), с помощью которых также будет обеспечена возможность вести электронный промысловый журнал.
К маломерным судам относятся моторные лодки, кунгасы, перевозящие рыбу, средства, которые в том числе не имеют движителя и энергетической установки. Только в Сахалинской области количество маломерных судов исчисляется не менее чем в 3 500 единиц.
Внедрение разрабатываемых средств контроля и промысловых журналов потребует значительных затрат, связанных с их установкой и эксплуатацией. Отсутствие рабочего электронного промыслового журнала ставит под вопрос введение в действие системы электронной выписки ветеринарного сертификата.
Решением вопроса может стать отказ от сопровождения ветеринарными документами уловов водных биологических ресурсов (рыбы-сырца), как и было до введения системы ФГИС «Меркурий».
Это обосновано следующими позициями:
— Доставка улова с мест промысла до места переработки — это часть технологического процесса обработки рыбы (регламентировано нормативными документами от ФЗ до сборников технологических инструкций).
— Для подтверждения безопасности рыбы-сырца существует достаточно уже действующих механизмов, в том числе данные мониторинга нескольких федеральных служб, а также информация Росрыболовства.
— Задача обеспечения прослеживаемости и борьбы с ННН-промыслом (промысел незаконный, неконтролируемый и несообщаемый. — Ред.), компетенция других служб. При необходимости Россельхознадзор имеет доступ к первичной информации (ССД), подаваемой каждым участником ежесуточно.
3. Текущие технические проблемы в работе ФГИС «Меркурий».
Стали возникать проблемы в связи с недостаточно хорошей работой самой системы ФГИС «Меркурий», а также недостаточной согласованностью её с параллельной системой АРГОС.
Разными пользователями регистрируется одна и та же площадка, например холодильник порта Владивосток. Это приводит к сбою системы, так как площадка уже зарегистрирована и повторные вводы ставят её в очередь на подтверждение регистрации. До этого момента пользователи не видят свою продукцию.
Для устранения технической ошибки необходимо связаться с уполномоченным должностным лицом Россельхознадзора, который и устраняет ошибки в ручном режиме. Количество уполномоченных лиц для работы в системе ФГИС «Меркурий» ограничено. С увеличением числа регистрирующихся пользователей увеличивается необходимость связи с должностным лицом. Уже сейчас отмечают, что дозвониться и решить вопрос достаточно сложно. Тем более это невозможно сделать в выходные и праздничные дни, а также по окончании рабочего дня.
При этом пока не установлена связь судовладельца с оператором Россельхознадзора и не оформлены документы, суда находятся в простое. В этой связи хозяйствующие субъекты терпят значительные убытки из-за простоя судов. Для примера — суточный простой ТР «Корсаков», единовременно транспортирующий 10 тысяч тонн рыбы, обходится пользователю в 40 000 долларов США.
Для решения вопроса необходимо значительное увеличение должностных лиц Россельхознадзора, уполномоченных работать во ФГИС «Меркурий», а также организовать работу в выходные и праздничные дни.
4. Обеспечение автоматической работы ФГИС «Меркурий» без «ручной» проверки документов при выписке ветеринарных сертификатов.
При оформлении сертификата формы 5i — подача заявки и документов осуществляется в электронном виде. Выписка ветеринарных сертификатов на экспорт — в ручном режиме и исключительно после проверки документов инспектором РСХН, так как данное право закреплено за Россельхознадзором, после этого осуществляется и физический досмотр груза.
При перемещении продукции по территории Российской Федерации ветеринарные свидетельства, на основании заявки хозяйствующего субъекта, оформляются ветврачом в электронном виде. Но лишь после проверки документов на груз, которые доставляются врачу либо нарочным, либо по электронной почте, и выполнения ВСЭ (ветеринарно-санитарной экспертизы. — Ред.), для получения статуса «реализация без ограничений». В этом случае система не предусматривает их внесение в базу («прикрепление» к заявке).
Из этого сделан вывод, что система не готова в полном объёме к выписке электронных ветеринарных сопроводительных документов.
В данном случае решением должна стать срочная доработка системы с обеспечением полной автоматизации и согласованности, в том числе и с электронными базами Росрыболовства, как по выписке разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, так и с данными оперативной отчётности в виде ССД и электронного промыслового журнала (для рыбопромыслового судна).
5. Выписка ветеринарных сопроводительных документов для одного и того же судна.
Одно и то же судно может находиться как в бербоут-чартере, так и в тайм-чартере, т.е. не всегда собственник судна является собственником продукции. В разных случаях лицо, запрашивающее ветеринарный электронный сертификат, в каком режиме работает судно, может подтвердить аттестацию этого судна. А в ряде случаев для одного и того же судна выписка сертификата невозможна.
С учётом этого разработчикам необходимо доработать ФГИС «Меркурий», исключив подобные случаи. Или взять под контроль внесение площадок в систему, для исключения подобных фактов.
6. Сопоставление объёмов отражённого во ФГИС «Меркурий» сырья с количеством изготовленной продукции.
По всей видимости, в перспективе планируется загрузка во ФГИС «Меркурий» коэффициентов из Единых бассейновых норм расхода сырья и выхода готовой продукции, разработчиками которых являются научные институты, подведомственные Росрыболовству.
Участвующими в семинаре отмечено, что в настоящее время практически всеми используются дополнительно к Бассейновым и индивидуальные нормы.
Представителями Россельхознадзора указано о невозможности централизованного введения каждому пользователю индивидуальных норм. Следовательно, каждый хозяйствующий субъект должен будет индивидуально подтвердить собственные нормы специалисту Россельхознадзора.
При таком подходе становится бессмысленным введение электронной системы выписки ветеринарных сертификатов.
Нормирование же расхода сырья и выхода готовой продукции является компетенцией исключительно Росрыболовства, а государственный контроль по соблюдению норм уже осуществляется сотрудниками ФСБ России при перегрузе уловов.
7. Проблема обеспечения безопасности информации, вносимой пользователями во ФГИС «Меркурий».
Данный вопрос не комментировался представителями Россельхознадзора.
С точки зрения пользователей водными биологическими ресурсами, доступ к данным предприятия могут создать конкурентное преимущество отдельным хозяйствующим субъектам, а также создать проблемы с Федеральной антимонопольной службой в связи с недобросовестной конкуренцией.
Необходимо обеспечить доработку системы и повысить степень защищённости с содержащейся в ней информацией.
Необходима разработка нормативного документа, определяющего порядок защиты лиц от недобросовестного вмешательства в работу хозяйствующего субъекта, а также устанавливающего административную и иную ответственность должностных лиц, допустивших распространение информации, ставшей им известной в связи с исполнением служебных обязанностей.
8. Наличие «излишних опций», отражаемых в базе ФГИС «Меркурий».
Участниками совещания было отмечено, что система «перегружена» и в силу, очевидно, своей универсальности. Она не учитывает особенности ведения промысла. Помимо появившихся сертификатов на рыбу-сырец, добавляется ещё и «производственный сертификат», территория действия которого ограничивается только рамками предприятия, по сути, это дублирование документов производственного количественного учёта, «бумага для бумаги».
Когда у нас в редакции появился этот документ, а он, насколько нам известно, находится в настоящее время в Министерстве промышлености и торговли РФ, мы просто не могли не задать ряд вопросов одному из его основных разработчиков — президенту Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максиму КОЗЛОВУ.
— Максим Георгиевич, вы рассчитываете, что ваши предложения поддержат на государственном уровне?
— Хочу отметить, мы не просто обозначаем проблемы, но и предлагаем способы их решения. А уж какая будет реакция со стороны государственных структур, например того же Минпромторга, покажет время. Хотя, с другой стороны, ряд высокопоставленных государственных руководителей с пониманием относятся к некоторым нашим инициативам. Например, у нас состоялся достаточно продуктивный диалог с руководителем Росрыболовства Ильёй ШЕСТАКОВЫМ, который в конце мая побывал на Сахалине. Да и будучи в командировках в Москве, я нахожусь в постоянном переговорном процессе. Так что понимание со стороны представителей государственных органов есть. Я в этом убеждён.
— На встрече с Ильёй Шестаковым обсуждались вопросы, связанные с браконьерством?
— Обсуждались, конечно. Но, на мой взгляд, тут важнее не просто что-то обсуждать, а предпринимать конкретные меры по борьбе с браконьерством. Причём в первую очередь на региональных уровнях. Например, не так давно у нашей Ассоциации появился собственный сайт fish-sakh.ru, где есть отдельный рубрикатор, предназначенный именно для борьбы с незаконным промыслом. Любой человек может зайти на наш ресурс и оставить сообщение о фактах браконьерства. А мы, в свою очередь, оперативно передадим данные в правоохранительные органы. Думаю, это будет эффективно.
— Составленный вами документ о проблемах, связанных со ФГИС «Меркурий», насчитывает восемь пунктов. Какой из них наиболее важен?
— Все пункты важны, разумеется. Ведь они появились не просто так, а после детальной проработки профильных вопросов со стороны профессионалов. В частности, именно для такой работы и создавалась наша ассоциация. Что же касается наибольшей актуальности… Пожалуй, это ситуация, связанная с необходимостью проводить ветеринарно-санитарные экспертизы уловов.
Вот смотрите, в нашем регионе работает порядка трёхсот рыболовецких судов. И у нас же действует около пятисот рыбопромысловых участков. Излишне говорить, что путина — процесс круглосуточный. Соответственно, на каждом судне и на каждом РПУ должно быть по два ветеринарных врача. То есть для Сахалина нужно около полутора тысяч специалистов. А их у нас всего 90 на всю территорию. И занимаются они, главным образом, работой в животноводческом комплексе. При таком раскладе ни о каких ветеринарно-санитарных экспертизах не может быть и речи, это утопия.
— И какой выход из ситуации?
— А выход только один — исключить уловы из перечня объектов, подлежащих ветеринарно-санитарной экспертизе. Именно те уловы, которые сразу из неводов отправляются на переработку. Ведь продукция и так сертифицируется в обязательном порядке.
— Как родилась идея создания Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области?
— Как известно, рыбопромышленный сектор является ключевым для экономики нашего региона. И отраслевые ассоциации здесь работали всегда. Разумеется, если брать в качестве временного отрезка постсоветский период, когда возникла потребность в отстаивании интересов участников рынка. Но в основном эти структуры были разделены по районам. А по нашему мнению, назрела необходимость в объединении предприятий в областную организацию. Ведь, по большому счёту, проблемы у нас общие. И решать их нужно сообща.
— Сколько компаний входит в настоящее время в вашу Ассоциацию?
— Более пятидесяти различных компаний, занимающихся и океаническим, и прибрежным рыболовством. Но это явно не предел. К нам хотят вступить и представители других отраслевых предприятий. Поэтому свою численность мы, разумеется, будем наращивать.
— Есть ли у вас какие-то требования к потенциальным членам Ассоциации?
— Этих требований, по сути, два. Во-первых, это должны быть реально работающие предприятия. А во-вторых, их представители должны участвовать в нашей деятельности. На благо всей отрасли. И на благо Сахалина.
Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >